Я часто поднимал вопрос относительно сплоченности группы и возможного отношения сплоченности к терапевтическому успеху. Но для того, чтобы определить, что такое сплоченность группы, нужно ответить на более общий вопрос, как образуются группы. Какие факторы входят в образование группыinstatunascendi и какие факторы превращают группу с примитивной структурой в группу высокоорганизованной структуры? За последние два десятилетия социометристами было проведено большое количество экспериментов в различных коллективах. Нашей предпосылкой было то, что группы имеют свою собственную структуру и что надо создать специальные инструменты для проведения эффективного исследования в этой новой области. Психологические, психиатрические, психоаналитические и социологические инструменты, которые обычно применялись в то время, когда наша работа была начата, оказались совершенно неподходящими. Новые групповые процедуры теперь обычно известны под названием социометрических:
социометрический тест, тест знакомства, тест спонтанности, тест действия, ситуационный тест, психодраматический и социодраматический подходы — вот только некоторые из них. При помощи этих способов стали возможными эмпирическое изучение групповой структуры и изолирование факторов, которые участвуют в их формировании. Наиболее важный фактор, который мы пытались установить, был назван «теле», греческое слово, означающее «проекция во вне».
Предполагалось, что теле — причина сплоченности внутри группы. Телегипотеза проверялась следующим экспериментом. Семь групп, состоящих из действительно связанных между собой лиц, подвергались социометрическому тестированию и сравнивались с семью случайными группами, состоявшими из случайных лиц. Обнаружилось, что группы, состоящие из реальных людей, постоянно обнаруживали специфические социальные конфигурации взаимодействия между ними — большое количество взаимных влечений или взаимной враждебности и более сложную структуру в виде треугольников, четырехугольников и цепей. В то же время в случайных группах имелось большое количество неудовлетворенных влечений и небольшое число взаимных отношений, как позитивных, так и негативных. Разница в структуре действительных групп и случайных групп и переход от групп с примитивной структурой к группам с высокой структурой должны быть приписаны специальному фактору — теле. Сплоченность группы С является, следовательно, функцией f от теле Т;С=f(T).
|
Был проведен ряд экспериментов, для того чтобы установить, когда и как происходит изменение в групповой структуре, переход группы с низкой сплоченностью в группу высокой сплоченности. Сплоченность определялась структурой данной группы, которая обнаруживалась, когда группы подвергали социометрическому тестированию и устанавливали количество изолированных пар, треугольников, цепей, сетей, звезд, позитивных или негативных. При изъятии лиц с низким социометрическим статусом из группы и включении в нее лиц с высокой степенью социометрического статуса улучшалась сплоченность группы, как это показали социометрические тесты, проведенные до и после первого и второго распределений. Используя социометрические тесты в двух временных пунктах развития группы, можно было измерить изменение ее сплоченности. Но динамические изменения в структуре могут быть спонтанными, то есть происходящими в группе автономно и без какого-либо вмешательства извне, а также без какой-либо сознательной манипуляции. Поэтому был проведен дополнительный эксперимент, в котором спонтанное развитие группы сравнивалось с социометрически планируемой группировкой. Эксперимент убедительно доказал, чтопри помощи социометрической групповой техники сплоченность группы развивается скорее, если не ставятся никакие препятствия спонтанным условиям группы.
|
Группы пациентов, участвующих в лечебной ситуации должны подвергаться диагностическому тесту каждый раз, когда они собираются для лечения. Тест покажет структуру группы в данный момент, изменения в структуре, которые произошли со времени последнего теста. На основе данных можно произвести рекомендации: а) в отношении размера группы (устраняя некоторых пациентов и прибавляя новых); б) в отношении частоты сеансов (если лечебные сеансы происходят через слишком большие промежутки времени, сплочение группы может быть замедлено; если они слишком часты, точка насыщения оптимальной пользы может остаться незамеченной); в) в отношении наиболее полезной и наиболее подходящей среды для терапевтического эффекта лекции и их типа дискуссии и темы, представления проблемы пациента группе, психодрамы и т. д.; г) также об отношении участников к условиямinsitu, то есть за пределами лечебных сеансов, в тех местах, где они живут и работают.
|
Таким образом можно установить потребность в групповой психотерапии. Затем можно тщательно измерить неудачу, а также успех групповой психотерапии, можно также установить показания и противопоказания относительно типа групповой психотерапии и определить длительность лечения.
ПРЕДСКАЗАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ УСПЕХА В БРАКЕ1
Одной из величайших методологических трудностей, с которыми приходится встречаться социальным наукам, является разрыв между вербализованным поведением (выраженным в интервью, свободно ассоциативных тестах, ответах на анкеты и т. д.) и поведением в жизненных ситуациях (модели действия индивидуумов), в которых вербализованное поведение является только незначительным компонентом и значение самого словарного содержания подвергается глубокому изменению благодаря влиянию модели действия, которое его порождает. Чем более основным и центральным является ситуация или отношение, например в семье или браке или участвующих индивидуумов, тем больше социальное напряжение, если возникает подобный разрыв. В «добрачных» ситуациях пренебрежение к этому разрыву должно вести к серьезным ошибкам в анализе материала, предсказании неудачи или успеха и, наконец, в рациональном планировании будущих отношений. Мне кажется, что наиболее важные исследования проблем семьи и брака должны в ближайшие годы быть сосредоточены на разработке теории процедур, методов и тестов, которые могут приблизить разрешение этой проблемы. Трудность, стоящая перед исследователем в области межличных отношении, заключалась в том, что, по-видимому, были возможны только два основных подхода: исследование, основанное на вербализованном поведении и наблюдении людей в жизненных ситуациях при помощи таких средств, как участник-наблюдатель. Оба метода имеют и имели свои достоинства, но когда дело доходит до фактического планирования межличных отношений и предсказания их развития, эти методы, по-видимому, оказываются неподходящими. Поэтому необходимо найти средний путь между двумя крайностями, который может ближе подойти к модели действия самих межличных отношений. Занимаясь изучением многих проблем брака средствами психодраматической техники, мы разработали метод, при помощи которого, как я полагаю, можно легко и точно диагностировать причины неудачи многих брачных отношений, также представляющих средство, при помощи которого можно предупредить в будущем неподходящие браки.
Психодрама и ее союзница социометрия открывают для исследования действия широкое поле, которое должно быть весьма привлекательным для молодого социолога вследствие почти неограниченной возможности экспериментировать новыми приемами, выходящими далеко за пределы до сих пор разработанных методов и тестов. Психодраматические методы позволяют исследователю наблюдать межличные отношения в действии. Источники конфликта прошедшего, настоящего или будущего выявляются в среде, в которой их можно диагностировать и лечить, предусмотреть и устранить, в результате чего, если и когда они имеют место, их значение минимизируется, и они рассматриваются в «соответствующей» перспективе. Если можно предупредить конфликты в межличном отношении, то отсюда следует, что можно с известной достоверностью предполагать, что это отношение будет успешным. Следовательно, исследователь должен сосредоточить свое внимание на предсказании и предупреждении межличных конфликтов. В этой области исследования психодраматическаяпроцедура прежде всего имеет дело с действительными жизненными ситуациями. Исследователь может сосредоточить свое внимание на самой ситуации, а также на участвующих в ней людях. Психодраме не нужно полагаться на интервью, анкеты или сообщения. Субъекты изучаются поодиночке или в парах, в то время как они действительно двигаются, говорят и действуют в определенной ситуации. Подход является трехмерным и происходит в настоящем, а не в отдаленный момент времени. Таким образом, исследователь может одновременно с субъектами наблюдать спонтанную реакцию обоих партнеров и их отношение, когда они встречаются лицом к лицу с действительными жизненными ситуациями.
Фактор спонтанности является весьма важным. Встречаясь с жизненной ситуацией, которая часто является неожиданной и провокационной, субъекту приходится реагировать спонтанно. Наблюдение поможет исследователю установить «частные спонтанности» субъектов. У одного партнера, например, реакции могут быть медленными, в то время как другой, более быстрый, может постепенно становиться все более нетерпеливым. Понимание того, что «частные спонтанности» другого больше или меньше его собственных, может помочь каждому партнеру учитывать это в будущем, и таким образом может быть устранен бессознательный источник раздражения. На основе принципа, что каждый партнер в отношении играет «роль» ради своего или своейvis-a-vis и что каждый видит себя самого в различное время и в различных обстоятельствах в разных ролях, психодрама дает им возможность играть эти роли вместе. Во время психодраматического исследования структуры брачных отношений мы смогли установить некоторые типичные конфликты почти в каждом браке. Различные пары приходят к разным решениям;
можно сказать, что фактически большая часть успеха и неудачи в браке зависит от принятого решения и от легкости и быстроты, с которой к нему пришли. Соответственно с этим психодраматическая процедура устанавливает ряд типичных ситуации, которые стандартизируются для использования в различных наблюдаемых отношениях. Эти ситуации, конечно, основаны на действительном психодраматическом опыте многих брачных пар. Каждая ситуация симулирует опыт, который встречается почти в любом брачном отношении. Он содержит по крайней мере семена конфликта и неизменно ведет к какому-нибудь критическому пункту, в котором одному или обоим партнерам приходится реагировать таким образом, что это приведет к разрешению возникшего кризиса.
Таким образом, не только будущих жениха и невесту предупреждают, так сказать, о некоторых трудных моментах, которые, вероятнее всего, им придется пережить во время совместной жизни, но и в разрешении этих трудных моментов анализируются вместе с ними и указываются их ошибки и недостатки. Они не только видят друг друга в розовом свете, обычно превалирующем в таких добрачных состояниях, но им также приходится встретиться лицом к лицу с некоторыми более неприятными фактами, которые, вероятно, возникнут и о которых им пока еще совершенно неизвестно. Каждый партнер раскрывается для другого в различных ролях: мужа или жены, создателя семьи или добывающего средства к жизни, отца или матери семейства, которые находятся еще далеко в будущем, заблудших мужа или жены, партнера, реагирующего ревностью, попустительством или каким-либо другим спонтанным образом, который вызывается действием,—а не только как влюбленные, стремящиеся показать свои лучшие стороны любимому или любимой. Во время этой процедуры выявятся до сих пор скрытые роли. Выявится много скрытых фактов в отношении обоих лиц, и они будут использованы для просвещения пары и обогащения знания исследователя. Партнеры смогут за необычайно короткое время узнать друг друга и подготовиться к подобным ситуациям во время их будущих отношений.
Психодраматическое лечение брачных проблем подчеркивает важность скрытых ролей в личности обоих партнеров. Было отмечено много неудач, причиной которых являлось возникновение роли, скажем, авантюриста или поэта после нескольких лет со времени свадьбы. Если бы другой партнер с самого начала осознавал присутствие таких потенциальных и неразвитых ролей, эти роли можно было бы учесть и создать какие-нибудь контрроли. В каждом Случае неудачи, вызванной этой причиной, в основе неудачного брака лежит именно отсутствие способности удовлетворить такую роль. Скрытая роль возникает, не находит удовлетворения в брачном партнере, ищет удовлетворения в другом месте. Насколько счастливее был бы результат, если бы скрытая роль была выявлена психодраматическими средствами, а затем, может быть, осталась бы погребенной до какого-то более позднего времени, когда она смогла бы возникнуть, чтобы найти удовлетворение в брачном партнере скорее, чем в ком-либо другом.
Создание психодраматической среды, в которой может быть проведен подобного рода эксперимент, является легким делом. Одновременно достигается и двойной результат: неограниченный материал для исследования на уровне действительности и реальной жизни, а также практическая подготовка будущих супругов к совместной жизни.
1 Необходимо исследование брака и семьи. Члены исследовательского комитета не только представили памятные записки относительно того, что они считают установленным фактом в области брачных и семейных отношений, но некоторые из членов согласились изложить то, что они рассматривают как важные проблемы для исследования, которые должны привлечь внимание ученых в течение ближайших лет. Первая из этих памятных записок была представлена Дж. Л. Морено; в этой записке он подчеркивает желательность применения психодраматическойтехники к анализу и трактовке проблем в этих областях. Председатель Леонард С. Коттрелл младший.