ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ (1948)




Я часто поднимал вопрос относительно сплоченности группы и возможного отношения сплоченности к терапев­тическому успеху. Но для того, чтобы определить, что такое сплоченность группы, нужно ответить на более общий воп­рос, как образуются группы. Какие факторы входят в образование группыinstatunascendi и какие факторы пре­вращают группу с примитивной структурой в группу высо­коорганизованной структуры? За последние два десяти­летия социометристами было проведено большое количество экспериментов в различных коллективах. Нашей предпо­сылкой было то, что группы имеют свою собственную струк­туру и что надо создать специальные инструменты для про­ведения эффективного исследования в этой новой области. Психологические, психиатрические, психоаналитические и социологические инструменты, которые обычно применя­лись в то время, когда наша работа была начата, оказались совершенно неподходящими. Новые групповые процедуры теперь обычно известны под названием социометрических:

социометрический тест, тест знакомства, тест спонтанности, тест действия, ситуационный тест, психодраматический и социодраматический подходы — вот только некоторые из них. При помощи этих способов стали возможными эмпи­рическое изучение групповой структуры и изолирование факторов, которые участвуют в их формировании. Наибо­лее важный фактор, который мы пытались установить, был назван «теле», греческое слово, означающее «проекция во вне».

Предполагалось, что теле — причина сплоченности внутри группы. Телегипотеза проверялась следующим экспериментом. Семь групп, состоящих из действительно связанных между собой лиц, подвергались социометрическому тестированию и сравнивались с семью случайными группами, состоявшими из случайных лиц. Обнаружилось, что группы, состоящие из реальных людей, постоянно обна­руживали специфические социальные конфигурации взаи­модействия между ними — большое количество взаимных вле­чений или взаимной враждебности и более сложную струк­туру в виде треугольников, четырехугольников и цепей. В то же время в случайных группах имелось большое ко­личество неудовлетворенных влечений и небольшое число взаимных отношений, как позитивных, так и негативных. Разница в структуре действительных групп и случайных групп и переход от групп с примитивной структурой к груп­пам с высокой структурой должны быть приписаны специаль­ному фактору — теле. Сплоченность группы С является, следовательно, функцией f от теле Т;С=f(T).

Был проведен ряд экспериментов, для того чтобы устано­вить, когда и как происходит изменение в групповой струк­туре, переход группы с низкой сплоченностью в группу высокой сплоченности. Сплоченность определялась струк­турой данной группы, которая обнаруживалась, когда группы подвергали социометрическому тестированию и устанавливали количество изолированных пар, треуголь­ников, цепей, сетей, звезд, позитивных или негативных. При изъятии лиц с низким социометрическим статусом из группы и включении в нее лиц с высокой степенью социометрического статуса улучшалась сплоченность группы, как это показали социометрические тесты, проведенные до и после первого и второго распределений. Используя социо­метрические тесты в двух временных пунктах развития груп­пы, можно было измерить изменение ее сплоченности. Но динамические изменения в структуре могут быть спонтан­ными, то есть происходящими в группе автономно и без какого-либо вмешательства извне, а также без какой-либо сознательной манипуляции. Поэтому был проведен допол­нительный эксперимент, в котором спонтанное развитие груп­пы сравнивалось с социометрически планируемой группи­ровкой. Эксперимент убедительно доказал, чтопри помощи социометрической групповой техники сплоченность группы развивается скорее, если не ставятся никакие препятст­вия спонтанным условиям группы.

Группы пациентов, участвующих в лечебной ситуации должны подвергаться диагностическому тесту каждый раз, когда они собираются для лечения. Тест покажет структуру группы в данный момент, изменения в структуре, которые произошли со времени последнего теста. На основе данных можно произвести рекомендации: а) в отношении размера группы (устраняя некоторых пациентов и прибавляя новых); б) в отношении частоты сеансов (если лечебные сеансы происходят через слишком большие промежутки времени, сплочение группы может быть замедлено; если они слишком часты, точка насыщения оптимальной пользы может остаться незамеченной); в) в отношении наи­более полезной и наиболее подходящей среды для терапев­тического эффекта лекции и их типа дискуссии и темы, пред­ставления проблемы пациента группе, психодрамы и т. д.; г) также об отношении участников к условиямinsitu, то есть за пределами лечебных сеансов, в тех местах, где они живут и работают.

Таким образом можно установить потребность в группо­вой психотерапии. Затем можно тщательно измерить неуда­чу, а также успех групповой психотерапии, можно также установить показания и противопоказания относительно типа групповой психотерапии и определить длительность лечения.

 

 

ПРЕДСКАЗАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ УСПЕХА В БРАКЕ1

Одной из величайших методологических трудностей, с которыми приходится встречаться социальным наукам, яв­ляется разрыв между вербализованным поведением (выраженным в интервью, свободно ассоциативных тестах, от­ветах на анкеты и т. д.) и поведением в жизненных ситуа­циях (модели действия индивидуумов), в которых вербали­зованное поведение является только незначительным компонентом и значение самого словарного содержания подвергается глубокому изменению благодаря влиянию моде­ли действия, которое его порождает. Чем более основным и центральным является ситуация или отношение, напри­мер в семье или браке или участвующих индивидуумов, тем больше социальное напряжение, если возникает по­добный разрыв. В «добрачных» ситуациях пренебрежение к этому разрыву должно вести к серьезным ошибкам в ана­лизе материала, предсказании неудачи или успеха и, на­конец, в рациональном планировании будущих отношений. Мне кажется, что наиболее важные исследования проблем семьи и брака должны в ближайшие годы быть сосредото­чены на разработке теории процедур, методов и тестов, которые могут приблизить разрешение этой проблемы. Трудность, стоящая перед исследователем в области меж­личных отношении, заключалась в том, что, по-видимому, были возможны только два основных подхода: исследова­ние, основанное на вербализованном поведении и наблюде­нии людей в жизненных ситуациях при помощи таких средств, как участник-наблюдатель. Оба метода имеют и имели свои достоинства, но когда дело доходит до факти­ческого планирования межличных отношений и предска­зания их развития, эти методы, по-видимому, оказываются неподходящими. Поэтому необходимо найти средний путь между двумя крайностями, который может ближе подой­ти к модели действия самих межличных отношений. Зани­маясь изучением многих проблем брака средствами психо­драматической техники, мы разработали метод, при помо­щи которого, как я полагаю, можно легко и точно диагно­стировать причины неудачи многих брачных отношений, также представляющих средство, при помощи которого можно предупредить в будущем неподходящие браки.

Психодрама и ее союзница социометрия открывают для исследования действия широкое поле, которое должно быть весьма привлекательным для молодого социолога вследст­вие почти неограниченной возможности экспериментиро­вать новыми приемами, выходящими далеко за пределы до сих пор разработанных методов и тестов. Психодрамати­ческие методы позволяют исследователю наблюдать межличные отношения в действии. Источники конфликта про­шедшего, настоящего или будущего выявляются в среде, в которой их можно диагностировать и лечить, предусмот­реть и устранить, в результате чего, если и когда они имеют место, их значение минимизируется, и они рассматриваются в «соответствующей» перспективе. Если можно предупредить конфликты в межличном отношении, то отсюда следует, что можно с известной достоверностью предполагать, что это отношение будет успешным. Следовательно, исследователь должен сосредоточить свое внимание на предсказании и предупреждении межличных конфликтов. В этой области исследования психодраматическаяпроцедура прежде всего имеет дело с действительными жизненными ситуациями. Исследователь может сосредоточить свое внимание на самой ситуации, а также на участвующих в ней людях. Психодраме не нужно полагаться на интер­вью, анкеты или сообщения. Субъекты изучаются поодиночке или в парах, в то время как они действительно дви­гаются, говорят и действуют в определенной ситуации. Под­ход является трехмерным и происходит в настоящем, а не в отдаленный момент времени. Таким образом, исследо­ватель может одновременно с субъектами наблюдать спон­танную реакцию обоих партнеров и их отношение, когда они встречаются лицом к лицу с действительными жизнен­ными ситуациями.

Фактор спонтанности является весьма важным. Встре­чаясь с жизненной ситуацией, которая часто является не­ожиданной и провокационной, субъекту приходится реа­гировать спонтанно. Наблюдение поможет исследователю установить «частные спонтанности» субъектов. У одного партнера, например, реакции могут быть медленными, в то время как другой, более быстрый, может постепенно стано­виться все более нетерпеливым. Понимание того, что «част­ные спонтанности» другого больше или меньше его собствен­ных, может помочь каждому партнеру учитывать это в бу­дущем, и таким образом может быть устранен бессозна­тельный источник раздражения. На основе принципа, что каждый партнер в отношении играет «роль» ради своего или своейvis-a-vis и что каждый видит себя самого в различное время и в различных обстоя­тельствах в разных ролях, психодрама дает им возможность играть эти роли вместе. Во время психодраматического ис­следования структуры брачных отношений мы смогли уста­новить некоторые типичные конфликты почти в каждом браке. Различные пары приходят к разным решениям;

можно сказать, что фактически большая часть успеха и неудачи в браке зависит от принятого решения и от легко­сти и быстроты, с которой к нему пришли. Соответственно с этим психодраматическая процедура устанавливает ряд типичных ситуации, которые стандартизируются для исполь­зования в различных наблюдаемых отношениях. Эти ситуа­ции, конечно, основаны на действительном психодрамати­ческом опыте многих брачных пар. Каждая ситуация симу­лирует опыт, который встречается почти в любом брачном отношении. Он содержит по крайней мере семена конфликта и неизменно ведет к какому-нибудь критическому пункту, в котором одному или обоим партнерам приходится реаги­ровать таким образом, что это приведет к разрешению воз­никшего кризиса.

Таким образом, не только будущих жениха и невесту предупреждают, так сказать, о некоторых трудных мо­ментах, которые, вероятнее всего, им придется пережить во время совместной жизни, но и в разрешении этих труд­ных моментов анализируются вместе с ними и указываются их ошибки и недостатки. Они не только видят друг друга в розовом свете, обычно превалирующем в таких добрач­ных состояниях, но им также приходится встретиться лицом к лицу с некоторыми более неприятными фактами, которые, вероятно, возникнут и о которых им пока еще совершенно неизвестно. Каждый партнер раскрывается для другого в различных ролях: мужа или жены, создателя семьи или добывающего средства к жизни, отца или матери семейства, которые находятся еще далеко в будущем, заблудших мужа или жены, партнера, реагирующего ревностью, по­пустительством или каким-либо другим спонтанным образом, который вызывается действием,—а не только как влюблен­ные, стремящиеся показать свои лучшие стороны любимому или любимой. Во время этой процедуры выявятся до сих пор скрытые роли. Выявится много скрытых фактов в отношении обоих лиц, и они будут использованы для про­свещения пары и обогащения знания исследователя. Парт­неры смогут за необычайно короткое время узнать друг друга и подготовиться к подобным ситуациям во время их будущих отношений.

Психодраматическое лечение брачных проблем под­черкивает важность скрытых ролей в личности обоих парт­неров. Было отмечено много неудач, причиной которых яв­лялось возникновение роли, скажем, авантюриста или поэ­та после нескольких лет со времени свадьбы. Если бы дру­гой партнер с самого начала осознавал присутствие таких потенциальных и неразвитых ролей, эти роли можно было бы учесть и создать какие-нибудь контрроли. В каждом Случае неудачи, вызванной этой причиной, в основе неудачного брака лежит именно отсутствие способности удовлетворить такую роль. Скрытая роль возникает, не находит удовлетворения в брачном партнере, ищет удовлетворения в другом месте. Насколько счастливее был бы результат, если бы скрытая роль была выявлена психодраматическими средствами, а затем, может быть, осталась бы погребенной до какого-то более позднего времени, когда она смогла бы возникнуть, чтобы найти удовлетворение в брачном партнере скорее, чем в ком-либо другом.

Создание психодраматической среды, в которой может быть проведен подобного рода эксперимент, является легким делом. Одновременно достигается и двойной резуль­тат: неограниченный материал для исследования на уровне действительности и реальной жизни, а также практическая подготовка будущих супругов к совместной жизни.

 


1 Необходимо исследование брака и семьи. Члены исследовательского комитета не только представили памятные записки относительно того, что они считают установленным фактом в области брачных и семейных отношений, но некоторые из членов согласились изложить то, что они рассматривают как важные проблемы для исследования, которые долж­ны привлечь внимание ученых в течение ближайших лет. Первая из этих памятных записок была представлена Дж. Л. Морено; в этой запис­ке он подчеркивает желательность применения психодраматическойтех­ники к анализу и трактовке проблем в этих областях. Председатель Лео­нард С. Коттрелл младший.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: