Психическом развитии ребенка




Современные представления о внутриутробном

(по материалам Николаевой)

 

Психическая жизнь ребенка начинается задолго до рождения. Она не похожа на то, что воспринимает или чувствует взрослый человек. Он живет не в беззвучном, темном пространстве, а воспринимает мир вокруг себя теми органами чувств, которые формируются у него очень рано. У ребенка постепенно формируются структуры мозга, которые в какой-то момент зрелости позволят ему проанализировать весь тот поток сигналов, который непрерывно воздействует на него.

Есть постоянные воздействия, которые составляют обязательное окружение каждого ребенка. Всем своим телом (а не ушами, как это делает взрослый), он ощущает уже на 3-4 месяце внутриутробного развития биение сердца матери, шум легких, которые вздымаются примерно 18 раз в минуту. Он чувствует равномерные покачивания при каждом шаге матери (потому-то дети так любят укачивания после рождения). Вся внутренняя жизнь организма матери составляет для него тот обязательный фон, который ляжет в основу тех отношений, которые он сформирует сначала с ней, а потом по образу и подобию этих первичных отношений будет строить со всем остальным миром.

Уже на восьмой неделе внутриутробной жизни у малыша возникает тактильная чувствительность. Ребенок начинает ощущать температуру и прикосновения. К 14-й неделе вся кожная поверхность малыша готова к восприятию информации.

Осязание развивается раньше других чувств и играет чрезвычайно важную роль в формировании мозга и гармонической деятельности нервной системы ребенка.
Вкус уже хорошо развит, плод даже демонстрирует предпочтение одного другому. Ежедневно он поглощает определенное количество амниотической жидкости. Добавление к ней сахара путем введения его раствора заставляет плод с жадностью «проглатывать» двойную порцию. При использовании же горького раствора количество потребляемой плодом жидкости крайне мало. Более того, удалось получить изображение плода с гримасой недовольства, являющейся следствием отрицательных вкусовых ощущений.
Внутреннее ухо формируется в 8 недель, далее развивается наружное ухо и вся система слуха формируется к 5 месяцам.

В 7 месяцев он уже слышит ушами. Однако звуки, которые их достигают, проходят через оболочки, в которые помещен ребенок, и амниотическую жидкость, поэтому голоса звучат немного иначе, чем после рождения. Тем не менее, уже в 7 месяцев ребенок станет полноценным участником всех коллизий, которые происходят в семье его родителей. Но хотя для него это будут необходимые условия жизни, которые в дальнейшем могут рассматриваться как эталонные.

Итак, сначала ребенок узнает мать «изнутри», реагируя вместе с ней на все приятные и неприятные моменты ее жизни, участвуя в ее тревогах и переживаниях. Это не значит, что он может понимать или сочувствовать этим состояниям: он лишь их участник, поскольку частота его сердцебиений и полноценность существования напрямую определяются составом крови матери, который меняется, когда ей спокойно, хорошо или плохо.

До сих пор нет данных о том, как реагирует ребенок, рожденный суррогатной матерью. Мы не знаем, что происходит при столкновении двух разных потоков информации: прежний, в котором запечатлен ее голос и то, что он слышит в настоящий момент. Факты успешного родительства говорят о достаточной пластичности ранних представлений ребенка о матери, но тем не мене достоверных данных о том, как идет подстройка детских представлений к новым данным, отсутствует. В любом случае при суррогатном материнстве необходимо учитывать данные о том, что психическая жизнь ребенка формируется до рождения, а потому та мать, которая будет воспитывать ребенка может разговаривать и с ним, и с суррогатной матерью.

Известны данные, когда на двух последних месяцах беременности отцы участвовали в следующем эксперименте. Они каждый день в течение последних двух месяцев беременности наклонялись к животу матери и говорили внутрь: «Я твой папа, а дальше каждый папа добавлял что-то от себя. Исследователи утверждали, что после рождения ребенка в тех случаях, когда он начинал капризничать, такому папе стоило только сказать ту фразу, которую ребенок слышал до рождения, как он быстро успокаивался.

Это происходило вовсе не потому, что ребенок понимал содержание сказанного отцом. Просто определенная последовательность звуков, составляющих фразу, связалась у него условным рефлексом со спокойным состоянием, которое было у него в период пребывания в утробе матери. И сейчас, когда звучала эта фраза, она вызывала спокойное состояние. Возможно, нечто подобное стоит пробовать и мамам, чьих детей вынашивает суррогатная мать.

Постоянное слушание музыки может стать подлинным процессом обучения. В своем интервью телевидению американский дирижер Борис Брот ответил на вопрос о том, где он научился любить музыку, следующим образом: «Эта любовь жила во мне еще до рождения».

Знакомясь с определенными произведениями впервые, он уже знал партию скрипки еще до того, как переворачивал страницу партитуры. Брот не мог объяснить причину этого явления. Как-то раз он упомянул об этом при матери, которая в прошлом
была виолончелисткой. Она посмотрела свои старые программы и обнаружила,
что сын знал наизусть именно те произведения, которые она разучивала, будучи беременной.

Это доказывает существование процессов непрерывной регистрации и
запоминания. О подобном феномене рассказывали Рубинштейн и Менухин.
К 5 неделям орган, похожий на маленького червячка, уже начинает самый важный этап в человеческом развитии: формирование складок и извилин коркового слоя, участка мозга, который впоследствии позволит растущей личности двигаться, думать, говорить, планировать и творить.

К 9 неделям развивающийся мозг эмбриона позволит ему шевелить телом, икать и реагировать на громкие звуки. К 10 неделям – шевелить руками, «дышать» околоплодной жидкостью, разжимать челюсть и вытягиваться. К концу первого триместра он зевает, сосет и глотает, а также чувствует запах и прикосновения. К концу второго триместра он может слышать, а концу беременности и видеть

На 5-м месяце беременности движения ребенка становятся ощутимыми для мамы, и малыш встречается с первыми прикосновениями родных рук. Ребенок толкается, и мама гладит живот. Поглаживание поверхности живота – это первые нежные игры с младенцем, который еще не родился. Ребенок получает важный опыт общения – ответную реакцию на свои проявления.

Перестукиваясь с мамой, малыш учится диалогу. Общаясь с малышом во время беременности, родители устанавливают с ним крепкую эмоциональную связь. Ребенку такое общение дает ощущение безопасности и комфорта, необходимые для его успешного развития.

Восприимчивость плода

Ученые, которые ежедневно наблюдают за развитием плода, считают, что большую часть времени плод спит, а не отрабатывает свои новые умения. На 32-й неделе сон занимает 90-95% времени в сутки. Часть этого времени плод спит глубоким сном, часть – быстрым сном, и еще часть он находится в промежуточном состоянии, которое является результатом деятельности развивающегося мозга, и которое отличается от сна новорожденного, ребенка и взрослого. В стадии быстрого сна плод двигает глазами подобно тому, как это делают взрослые, и многие ученые считают это сном.

Ближе к появлению на свет плод спит от 85% до 90% времени: как новорожденный. В промежутках между моментами короткого сна плод испытывает «что-то вроде периода бодрствования»

Движения плода

Независимо от того, спит или бодрствует человеческий эмбрион, он производит более 50 движений в час, изгибая и растягивая тело, двигая головой и мышцами лица, конечностями, исследуя свое теплое и влажное пространство на ощупь. Он прикасается рукой к лицу, одной рукой к другой руке, соединяет стопы, прикасается стопой к ноге, рукой к пуповине. Иногда он облизывает пуповину

После первой беременности матка становится больше, пуповина длиннее, что позволяет плоду свободно двигаться внутри. Второй и следующие дети могут иметь более развитую внутриутробную моторику и быть более активными после рождения

Вкусовые ощущения плода

К 13-15 неделям зачатки вкусовых рецепторов уже выглядят как у взрослых. В течение последнего триместра плод проглатывает до литра околоплодных вод в день. Следовательно уже в утробе матери мозг учится обрабатывать вкусовую информацию

Слуховые ощущения плода

Слуховой аппарат должен функционировать еще в утробе. Многие беременные отмечают внутри толчки и внезапные удары сразу после того, как захлопнулась дверь, или завелся двигатель автомобиля.

Материнская утроба не является тихим местом, даже если вышеописанные звуки не проникают вовнутрь. Ученые, поместившие гидрофон в матку беременной женщины, уловили с его помощью звуки, похожие на фоновый шум в квартире. Это звуки, издаваемые при движении крови по сосудам матери, урчание в ее животе и кишечнике, а также тембр ее голоса, «отфильтрованный» через ткани, кости и жидкости, голоса других людей, проходящие сквозь стенки матки. Сердечный ритм плода замедляется, когда мать говорит.

Зрение

Зрение развивается последним. Ребенок, рожденный значительно недоношенным, может видеть свет и формы.

Мозговые клетки шестимесячного плода, рожденного примерно на 14 недель раньше положенного срока, не готовы воспринимать сигналы от глаз, передавать их в отдел головного мозга, отвечающий за зрение, и оттуда в лобные доли, где интегрируется зрительная информация. Когда плод вынужден видеть слишком много и слишком рано, форсированные зрительные ощущения могут привести к аберрациям (отклонениям) в развитии головного мозга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: