Задание (срок сдачи – через неделю):
1) выпишите, что такое выпускная квалификационная работа;
2) назовите виды ВКР и укажите особенности каждого из них;
3) запишите в тетрадь основные требования к курсовой работе и определите, в чем сходство и различие курсовой работы и ВКР.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) – это итоговая аттестационная, самостоятельная учебно-исследовательская работа студента, выполняемая им на выпускном курсе, оформленная с соблюдением необходимых требований и представленная по окончании обучения к защите перед государственной аттестационной комиссией.
Защита выпускной квалификационной работы является обязательным испытанием, включаемым в итоговую государственную аттестацию всех выпускников, завершающих обучение по программе среднего профессионального образования повышенного уровня.
ВКР может носить опытно-практический, опытно-экспериментальный, теоретический, проектный характер. Объем ВКР должен составлять не менее 30, но не более 50 страниц печатного текста.
ВКР опытно-практического характера имеет следующую структуру:
· Титульный лист
· Оглавление
· Введение, в котором расковывается актуальность выбора темы, формулируются компоненты методического аппарата: объект, предмет, проблема, цели, задачи работы и др.
· Глава 1., в которой содержатся теоретические основы изучаемой проблемы
· Глава 2., которая направлена на решение выбранной проблемы и состоять из проектирования педагогической деятельности, описания её реализации, оценки её результативности. Практическая часть можетвключать в себя:
- систему разработанных занятий, уроков, внеклассных форм работы,
- комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий,
|
- описание опыта практической работы (отдельного педагога, системы обучения, воспитательной работы конкретного образовательного учреждения) и т.п. с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению
· Заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов
· Список использованных источников
· Приложения
ВКР опытно-экспериментального характера имеет следующую структуру:
· Титульный лист
· Оглавление
· Введение, в котором раскрываются актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цели, задачи работы и др.
· Глава 1., в которой даны история вопроса, аспекты разработанности проблемы в теории и практике, психолого-педагогическое обоснование проблемы
· Глава 2., в которой представлены план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, основные этапы эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ результатов опытно-экспериментальной работы
· Заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов
· Список использованных источников
· Приложения.
ВКР теоретического характера имеет следующую структуру:
· Титульный лист
· Оглавление
· Введение, в котором раскрываются актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цели, задачи работы и др.
|
· Теоретическая часть, в которой даны история вопроса, обоснование разрабатываемой проблемы в теории и практике, посредством глубокого сравнительного анализа литературы, психолого-педагогическое обоснование проблемы
· Заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов исследования
· Список использованных источников
· Приложения
Содержанием ВКР проектного характера является разработка изделия или продукта творческой деятельности.
Структура проекта:
· Титульный лист
· Содержание
· Пояснительная записка
· Заключение
· Список использованных источников
· Приложения.
· Практическая часть, в которой представляются созданные изделия или продукты творческой деятельности в виде готовых изделий, художественных произведений, картин, сценариев, чертежей, схем, графиков, диаграмм, серий наглядных пособий, компьютерных обучающих программ, презентаций и т.п. в соответствии с видами профессиональной деятельности и темой проекта.
Практическая часть может быть представленав виде демонстрации моделей, исполнения художественных произведений (спектаклей, музыкальных произведений, танцев и т.п.) с обязательным сохранением видео материалов.
Выпускная квалификационная работа может быть логическим продолжением курсовой работы, идеи и выводы которой реализуются на более высоком теоретическом и практическом уровне. Курсовая работа может быть использована в качестве составной части (раздела, главы) выпускной квалификационной работы.
|
Требования к содержанию и структуре курсовой работы
1.1. По содержанию курсовая работа может носить реферативный, практический, опытно-экспериментальный характер.
1.2. По структуре курсовая работа реферативного характера состоит из:
- введения;
- теоретической части, в которой представлены история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы;
- заключения;
- списка использованных источников;
- приложений (при необходимости).
1.3. По структуре курсовая работа практического характера состоит из:
- введения;
- основной части, которая обычно содержит теоретические основы разрабатываемой темы и практическую часть;
- заключения;
- списка использованных источников;
- приложений.
1.4. По структуре курсовая работа опытно-экспериментального характера состоит из:
- введения;
- основной части, в которой обычно раскрываются теоретические основы разрабатываемой темы, история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике, а также представлены план проведения эксперимента, характеристика методов, основные этапы, обработка и анализ результатов опытно-экспериментальной работы;
- заключения;
- списка использованных источников;
- приложений.
Требования к оформлению курсовой работы
1.5. Объем курсовой работы реферативного, практического, опытно-экспериментального характера составляет 20-30 страниц печатного текста без приложений.
1.6. Титульный лист курсовой работы.
1.7. В курсовой работе может быть содержание или оглавление.
4.3.1. В содержании отражается названия всех структурных частей работы – введения, параграфов, заключения, и т.д. с указанием номеров соответствующих страниц. Отдельные параграфы имеют порядковую нумерацию в пределах основной части работы и обозначаются арабскими цифрами с точкой. Введение, заключение, список использованной литературы и приложения не нумеруются. Желательно, чтобы текст содержания умещался на одной странице.
4.3.2. В оглавлении отражается названия и заглавия всех структурных частей работы – введения, заключения, глав, параграфов и т.д. с указанием номеров соответствующих страниц. Отдельные главы имеют порядковую нумерацию в пределах основной части работы и обозначаются арабскими цифрами с точкой. Отдельные параграфы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждой главы. Номера параграфов включают в себя и порядковые номера тех глав, к которым они относятся. Если глава имеет только один параграф, нумеровать его не следует. Введение, заключение и приложение не нумеруются. Желательно, чтобы текст оглавления умещался на одной странице.
1.8. Во Введении курсовой работы (объём - 2-3 стр.) раскрывается актуальность темы; указываются ведущие специалисты и исследователи проблемы и направления их поисков; тема, объект и предмет исследования, цель и задачи работы, гипотеза (в работах опытно-экспериментального характера), методы исследования, выполняется обзор источников.
1.9. В основной части работы дается обоснование проблемы исследования, включающее историю вопроса; излагается и анализируется опыт решения данной проблемы, представленный в литературе; описывается опыт практической работы (отдельного педагога, системы обучения, воспитания конкретного образовательного учреждения). Основная часть может включать характеристику системы разработанных занятий, уроков, внеклассных форм работы, комплектов учебно-наглядных или учебно-методических пособий и т.п. Здесь также может быть представлена небольшая практическая или опытно-экспериментальная работа автора.
Основная часть курсовой работы может делиться только на параграфы, а в случае необходимости может делиться на главы (это определяется общим объемом и содержанием работы).
1.10. В тексте названия основных структурных элементов (ВВЕДЕНИЕ, ГЛАВЫРАБОТЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ и ПРИЛОЖЕНИЯ) пишутся прописными буквами с выравниванием по центру и начинаются с новой страницы. Параграфы обязательно озаглавливаются, нумеруются, выделяются интервалами (т.е. пустой строкой до названия параграфа) и печатаются с абзацного отступа с выравниванием по левому краю. Точки в конце заголовков не ставятся.
Ссылки на используемые источники приводятся в квадратных скобках - проставляется номер в соответствии со списком литературы, например: [7]. Ссылки на несколько источников из списка проставляются в квадратных скобках через точку с запятой: [7; 13; 15]. В случае цитирования указываются не только номер источника из списка, но и страницы, на которых изложен используемый материал. Номер источника и номер страницы разделяются запятой, например: [7, 39].
1.11. В Заключении (объём - 2 стр.) делаются общие выводы по изученному вопросу в соответствии с поставленными задачами исследования, не повторяя дословно выводов по параграфам; даются рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы; приводятся направления дальнейшего изучения темы; формулируется положительный или отрицательный вывод по выдвинутой гипотезе (если она формулировалась).
1.12. Список использованных источников должен содержать не менее 15 источников и оформляться в соответствии с библиографическими требованиями. Требования к оформлению списка использованных источников указаны в Приложении 4.
1.13. В приложениях помещаются исследовательские материалы, таблицы и графики, если они излишне перегружают основной текст. Приложения, как правило, разбиваются на группы включенных материалов, которые получают дополнительную нумерацию, кроме постраничной: Приложение 1, Приложение 2 и т.д. В содержании (оглавлении) названия приложений не указываются.
При оценивании курсовой работы учитываются следующие критерии:
1) обоснованность актуальности темы курсовой работы, согласованность компонентов методологического аппарата курсовой работы;
2) содержательность анализа теоретических источников по теме/проблеме курсовой работы;
3) подтверждение теоретических положений примерами из практики (описание педагогического опыта);
4) содержательность выводов (по параграфам, в Заключении курсовой работы);
5) рациональность использования различных источников информации (печатные, интернет-источники, электронные), новизна использованных источников;
6) достижение поставленных задач курсовой работы;
7) соответствие текста работы требованиям научного стиля;
8) достаточность ссылок на Список использованных источников и их достоверность (соответствие автора цитаты и источника);
9) соответствие оформления Списка использованных источников курсовой работы правилам библиографического описания источников;
10) соответствие текстового оформления требованиям к оформлению курсовой работы:
- оформление титульного листа и содержания;
- соответствие названий структурных элементов в Содержании названиям соответствующих элементов в тексте работы;
- правильность нумерации страниц и приложений;
- выделение названий структурных элементов, наличие красных строк;
- правильность нумерации и оформления иллюстраций, таблиц, графиков, схем и т.п.;
- отсутствие грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок, правильность примененных сокращений слов;
- правильность оформления цитат;
- правильность оформления ссылок на Список использованных источников;
11) рациональность планирования и организации деятельности, соблюдение графика выполнения курсовой работы;
12) осуществление взаимодействия с научным руководителем (консультантом, педагогическими работниками, родителями обучающихся) в соответствии с этическими принципами делового общения.
Защита курсовой работы является обязательной и включает оценку следующих показателей сформированности профессиональных и общих компетенций:
1) владение понятийным аппаратом курсовой работы, владение профессиональной лексикой;
2) обоснованность, доказательность суждений в ответе на вопросы по теме курсовой работы;
3) демонстрация умений публичного выступления;
4) демонстрация интереса к будущей профессии.