Учение о формах правления




В учении Монтескье формы правления прежде всего делятся не по числу лиц, которым вручена государственная власть, а по характеру политических и иных отношений — между правителями и управляемыми, где значительное место уделяется правовому оформлению политических отношений. У Монтескье впервые в истории политико-правовых учений прослеживается тесная связь политических и правовых явлений в социальной жизни людей. Важное значение в концепции Монтескье имеет его анализ форм правления в их соотношении с различными факторами общественного развития, где тому или иному обществу необходимо может соответствовать лишь какая-либо одна из форм правления.

Для классификации форм правления Монтескье использовал два понятия: природа правления и принцип правления.

По природе правления Монтескье делит государства на республики, монархии и деспотии. При этом республики и монархии являются умеренными формами правления. Их природа представляет собой политические отношения между правителями и управляемыми, регулируемые положительными законами государств. Эти законы есть результат проявления разума при учреждении таких государственно-организованных обществ. Монтескье особо подчеркивает, что в монархиях, хотя в них и правит одно лицо, как и в деспотиях, государь управляет на основании установленных, неизменных законов. Кроме того, государственная власть в умеренных формах правления не концентрируется в одних руках, а распределяется и разделяется между различными государственными органами и магистратами, что делает форму правления более прочной, стабильной. Монтескье писал о необходимости увеличения числа носителей власти как факторе, обеспечивающем безопасность и стабильность правительства.

В умеренных формах правления многие отношения между правителями и управляемыми определяются и регулируются законами, в которых четко устанавливаются взаимные обязанности сторон. Наличие законов дает возможность подданным осуществлять контроль за действиями правительства, а также одним должностным лицам — за деятельностью других. Ничего подобного не существует в деспотии, где отношения имеют одностороннюю направленность — от деспота к подданным. Государь при таком правлении ничем не обязан своим подданным, тогда как последние обязаны ему всем: жизнью, собственностью, свободой.

В деспотических государствах, согласно Монтескье, управляет один человек на основании своей воли и прихоти. В этом государстве нет основных законов, а само правление противоречит разумной и свободолюбивой природе людей. Природа деспотии — не политические отношения между государем и подданными, а отношения господина и рабов. Государственный строй деспотии отличается простым устройством и отсутствием распределения власти между различными органами.

По своей природе умеренные государства — конституционные

государства, тогда как сама природа деспотических государств ведет к

произволу, злоупотреблениям властью со стороны правителей по отношению к подданным.

А теперь рассмотрим поподробнее каждую из форм правления и их взаимосвязь с законами.

В демократии(античные города в определенный период) народ является и государем, и подданным. В первой роли он выступает благодаря институту выборов,через процедуру голо­сования, в которой осуществляется его волеизъявление. Именно поэтому существенными для данной формы правле­ния являются законы, определяющие права избирателей. Такова, по оценке Монтескье, природа каждого образа правления, из ко­торой вытекают «основные краеугольные законы» данной фор­мы правления.

От этой природы правления он отличает присущий каждой форме принцип правления, тоже играющий существенную законообразующую роль.

Говоря о законах, вытекающих непосредственно из природы различных форм правления, Монтескье применительно к де­мократии отмечает, что здесь народ является государем только в силу голосований, которыми он изъявляет свою волю. Поэтому основными для демократии он считает законы, определяющие право голосования. Народ, утверждает он, способен контролиро­вать деятельность других лиц, но не способен вести дела сам. В соответствии с этим законы в условиях демократии должны предусматривать право народа избирать своих уполномоченных (должностных лиц государства) и контролировать их деятель­ность. К числу основных в демократии относится и закон, определяющий саму форму подачи избирательных бюллетеней, включая вопросы об открытом или тайном голосовании и т. д.

Одним из основных законов демократии является закон, в силу которого законодательная власть принадлежит только народу. Но кроме постоянных законов, подчеркивает Монтескье, необходимы и постановления сената, которые относятся им к актам временного действия. Он отмечает, что подобные акты полезны и в том отношении, что появляется возможность в течение определенного срока проверить их действие, прежде чем установить окончательно. В обоснование этого законотвор­ческого принципа, получившего в дальнейшем свою конкрети­зацию в идее законодательного эксперимента, Монтескье ссы­лается на поучительный опыт Рима и Афин, где постановления сената имели силу закона в продолжении года и только по воле народа превращались в постоянный закон.

В аристократии(это — тоже прежде всего античные госу­дарства) верховная власть находится в руках группы лиц. Эта группа лиц издает законы и заставляет исполнять их.

Республика, аристократия в особенности, слаба тем, что ей свойственно уклонение в диктатуру,которая представляет собой безмерную и чрезвычайную власть, предоставляемую должностному лицу на определенный срок (диктаторы в Ри­ме, государственные инквизиторы в Венеции), если в монархии законы охраняют государст­венное устройство — и потому сам принцип правления огра­ничивает государя, — то при диктатуре гораздо более широки возможности злоупотребления властью по причине отсутствия законов, предусматривающих возникновение этих обстоя­тельств. Поэтому в такого рода установлениях широта чрезвычайных властных полномочий должна иметь свой противо­вес в ограничении срока их существования.

Лучшей аристократией является та, где часть народа, не принимающая участия во власти, настолько бедна и малочис­ленна, что аристократия не может извлечь выгоды из ее угне­тения. Худшая — та, где повинующаяся часть народа находит­ся в рабстве у повелевающей части (Польша, где крестьяне — крепостные рабы дворянства).

Монархия (античный Рим в определенный период, совре­менные государства Европы) обладает своеобразным равнове­сием властей. Монархия же сильна своей традицией и устойчивостью (она соответствует сословно-корпоративному обществу) — и представляется в своей исторически развитой, конституцион­ной форме не как абсолютная, а как «умеренная» монархия; основной закон гарантирует властные привилегии и особую юрисдикцию крупных сеньоров, духовенства, дворянства и городов.

По причине устойчивой законосообразности монархий в них должны существовать учреждения, охраняющие законы.

Деспотическое правление(это прежде всего государства Вос­тока — Япония, Китай, Турция, Персия, Московское государ­ство) предполагает установление двухуровневой структуры власти. На вершине — деспот.

Такова, по оценке Монтескье, природа каждого образа правления, из ко­торой вытекают «основные краеугольные законы» данной фор­мы правления.

От этой природы правления он отличает присущий каждой форме принцип правления, тоже играющий существенную законообразующую роль.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: