Основная причина в разнообразии форм правления заключена в природе — в географической среде, с одной стороны, и в естестве человека(каждая форма правления «использует» какие-либо свойства), с другой.
Каждая из форм правления опирается на определенную систему воспитания. Деспотия культивирует дух рабства, унижая человека. Безоговорочное повиновение предполагает глубокое невежество как в том, кто повинуется, так и в том, кто повелевает: ему незачем размышлять и обсуждать, а достаточно приказать. Дух дрессурыисключает стремление к величию и славе; здесь не может быть никакой законосообразной преемственности, вообще какой-либо законосообразности, так как в лице правителя соединены и законы, и государство, и государь.
Если принцип деспотии — страх, то его цель — тишина. Деспотия стремится к автаркии, — а в определенном смысле и к самоуничтожению, — и тяготит всего более самое себя: сила государства заключена в войске, которое необходимо для внешней и внутренней защиты; но само войско страшно государю; безопасность государства согласуется в этом случае с безопасностью государя путем уничтожения определенной части самого себя (Монтескье приводит в качестве примера уничтожение стрельцов Петром I). Деспотия, нивелируя и упрощая социокультурное пространство, разрушает социальные связи, обездвиживает людей, лишая их инициативы. Сосредоточение земельной собственности в одних руках ведет к тому, что земли перестают обрабатываться; торговая монополия разрушает финансы и промышленность.
Из этого Монтескье делает два принципиально важных вывода. Первый: деспотия деформирует человеческую природу, упрощая и нивелируя ее; но и держится она за счет этой простоты. Второй: более сложная, или «политическая» система предполагает необходимость баланса сил властей, а также правовую универсальность политического и гражданского законодательства.
|
Необходимо отметить, что проблемы форм правления Монтескье решал в тесной связи с теорией факторов общественного развития. Моральные и физические факторы в их совокупности непосредственно влияют на природу и принцип различных форм правления, их стабильность и вырождение, на характер отношений между правителями и подданными. В деспотиях большое влияние на характер этих отношений имеет религия, которая заменяет основные законы и охраняющие их учреждения.
Религия страны — один из факторов, влияющих на формы правления. Магометанская религия характерна для деспотических форм правления, тогда как христианская религия существует чаще всего в умеренных формах правлении. При этом в протестанских странах, как правило, возникают республики, а в католических странах — монархии. Любая религия как система всеобщих правил, норм, обрядов влияет на отношения сторон в дихотомии «повеление — подчинение» и определенным образом их регулирует, являясь «обуздывающим началом». Поэтому мыслитель предлагал законодателям учитывать действие религии на форму правления.
Нравы, обычаи, черты характера того или иного народа также влияют на
форму правления, которая должна им соответствовать. Монтескье считал, что несоответствие государственного строя нравам, обычаям, чертам характера народа ведет к тирании мнения.
|
Большое значение в определении формы правления имеет образ жизни народа, объединяющегося в государство, характер его основных занятий: пастушество, земледелие, ремесло, торговля. У земледельческих народов зачастую возникает правление одного, тогда как занятие народа ремеслами и торговлей предполагает установление республиканской формы правления.
Высокоразвитое земледелие может вестись в странах умеренных форм правления, так как предполагает определенную степень свободы граждан.
На формы правления влияют факторы географической среды, среди которых значительное внимание Монтескье уделил климату. В жарких странах климат способствует установлению деспотической формы правления. Жара приводит к утрате мужества, малодушию народа, и он не может успешно выступать против произвола и злоупотреблений властью со стороны правителей, смиряется со своим рабским положением. Напротив, холодный климат сохраняет людям мужество, и в странах с таким климатом чаще устанавливаются республики.
Умеренный климат Европы способствует установлению монархий. Другой фактор географической среды — почва. Если почва в стране плодородная, то в государстве устанавливается правление одного, бесплодная же почва ведет к правлению нескольких, т. е. к появлению республики.
Среди факторов, воздействующих на формы правления, Монтескье называл ландшафт. В гористой стране чаще возникает республиканское правление, равнины в странах способствуют появлению правлений одного. Страна, расположенная на острове, скорее всего приведет к республике, тогда как континентальные страны — к правлению одного: монархии или деспотии.
|
Не меньшее значение в учении Монтескье имеет величина страны.
Республика по своей природе требует небольшой территории, иначе она не сможет существовать. Монархии же по своей природе требуют территории средней величины, таких размеров, как Франция, Англия, Испания середины XVIII века.
Напротив, для деспотии характерны обширные размеры государства.
В концепции Монтескье действие факторов на формы правления не носит неизбежного характера. Разумный законодатель должен учитывать весь комплекс факторов, определяющих формы правления, но он способен преодолеть отрицательное влияние на дух народов этих факторов, в том числе и географических. Примером такой деятельности законодателей является наличие в истории государств сложной формы правления-федеративной республики. Хотя в странах с обширными территориями, как правило, устанавливается правление одного, но люди все же преодолели действие этого фактора и изобрели особенный строй – федеративная республика.
Федеративная республика образуется путем договора между гражданами различных республик с малой территорией.
Заключение
Таким образом можно сделать следующие выводы:
1.Объединение людей в обществе необходимо, только в общественном состоянии они утрачивают сознание своей слабости. Исчезает существовавшее между ними в естественном состоянии равенство, начинаются войны двоякого рода - между отдельными лицами и между народами. Позитивные законы обязательно должны соответствовать естественному праву.
2.Решающее влияние на законы, согласно Ш.Л. Монтескье, оказывают природа и принцип правительства, учреждаемого в гражданском состоянии.
Он различает три образа (формы) правления: республиканский, монархический и деспотический. При республиканском правлении верховная власть находится в руках или всего народа (демократия), или его части (аристократия). Монархия - это правление одного человека, но посредством твердо установленных законов. В деспотии все определяется волей и произволом одного лица вне всяких законов и правил.
Применительно к демократии Ш.Л. Монтескье отмечает, что здесь народ является государем только в силу голосований, которыми он изъявляет свою волю. Поэтому основными для демократии он считает законы, определяющие право голосования. Законодательная власть в демократии принадлежит народу.
К основным законам аристократии Ш.Л. Монтескье относит те, которые определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением. Аристократия тем лучше, чем ближе она приближается к демократии.
К основным законам монархии Ш.Л. Монтескье относит законы, определяющие "существование посредствующих каналов, по которым движется власть" (в частности, власть дворянства).
Без таких каналов монархия вырождается в деспотию, где, собственно, нет законов, их место занимают произвол и прихоть деспота. В деспотии все же основным законом является наличие должности полновластного визиря.
3.Природе каждого вида правления соответствует и свой принцип, приводящий в движение механизм человеческих страстей, - особый для данного политического строя. В республике (и особенно в демократии) таким принципом является добродетель, в монархии - честь, в деспотии - страх.
Учение Монтескье о «духе законов» и разделении властей оказало существенное воздействие на всю последующую политико-правовую мысль, особенно на развитие теории и практики правовой государственности.
Литература
1. История политических и правовых учений. Учебник под ред. В.С. Нерсеянца. М.: Изд. НОРМА,2001. – 736с.
2. История политических и правовых учений. Учебник под ред.В.В. Малахова. – М.: Академ. Проспект, 2000. – 414с.
3. Монтескье Ш. Избранные произведения. М.1955
4. Чанышев А.А. История политических учений. Классическая западная традиция. – М.:Московский государственный институт международных отношений. 2000. – 479с.