Проверка домашнего задания. Актуализация знаний




Проверка домашнего задания

1.Перечислите основные последствия Смуты для развития экономики и хозяйства России.

- Итогом Смуты и иностранных вторжений стало разорение западных и центральных районов страны. О юго-западных землях современники говорили как о «пашне, поросшей лесом», «пустоши, что была деревней». Посевные площади сократились почти в 30 раз. Половина всех деревень в стране совершенно опустела. Главной причиной разорения была нехватка рабочих рук: крестьяне бежали от военного лихолетья на север, за Волгу, уходили к казакам на юг. Но и от оставшихся был небольшой толк: многие не имели теперь ни скота, ни орудий труда, ни денег. Таких крестьян называли бобылями.

Разорение крестьянских хозяйств было главной причиной запустения многих поместий, оскудения дворянства. Многие из дворян были вынуждены податься в казаки и даже становились холопами у богатых бояр.

Разорены были многие западные и южные города России. В упадок пришли промыслы, ремесленное производство, торговля.

2.Назовите принципиальные отличия мануфактуры от ремесленной мастерской.

Они были основаны на разделении труда и использовании ручной ремесленной техники.

3. Что отличало казённые заводы от частных мануфактур?

- Особенностью российских мануфактур было то, что они работали прежде всего на государство. Производимую мануфактурами продукцию государство покупало по заранее им же и установленным ценам. И лишь излишки мануфактурного производства разрешалось продавать на рынке. Основную массу работных людей на мануфактурах составляли государственные крестьяне, трудившиеся на предприятиях вместо уплаты казённых податей. На мануфактурах, создававшихся боярами, использовался труд крепостных крестьян.

4. Какие товары в XVII в. ввозились в Россию, а какие вывозились?

Активно развивалась и внешняя торговля России. С государствами Европы она шла через Архангельск (на этот город в то время приходилось 75 0/0 всей внешней российской торговли), со странами Востока — через Астрахань, где существовали индийские и персидские торговые дворы.

Россию ввозили сукна, хлопчатобумажные и шёлковые ткани, цветные металлы, оружие, пряности, краски, бумагу, чай. Вывозили кожи, сало, поташ (необходимый при изготовлении мыла и стекла), пеньку, смолу. Вывоз хлеба из России разрешался только в особых случаях и лишь в дружественные государства.

5. Перечислите основные черты в развитии сельского хозяйства России в XVII в.

Во время Смуты пашня в стране сократилась наполовину. Восстановление численности населения и прежнего уровня развития производства произошло только к середине XVII в. Чтобы восстановить дворянское войско, правительство раздавало земли в поместья. Во второй половине XVII в. новым явлением в развитии сельского хозяйства стала наметившаяся специализация отдельных районов страны. Например, лён поставляли псковские и смоленские земли, овощи — Белоозеро, Ростов, Переяславль-Залесский, Боровск, Калуга, Верея, Руза, Муром. В Суздале, Юрьеве-Польском, Серпухове, Коломне выращивали яблоки и вишню.

Зажиточные крестьяне и горожане заводили собственное дело — кузницы, мыловарни, кожевенные заведения, скупали по деревням домашний холст, а в городах — лавки и дворы. В крестьянской среде стали появляться богатые люди

6. В чём суть денежной реформы 1654 г.?

В 1654 г. в России была проведена Денежная реформа, призванная увеличить доходы царской казны. В оборот вводилась медная монета, которая должна была находиться в обращении наравне с серебряной и по одному курсу с ней. Сначала незначительная разница в рыночной стоимости серебряной и медной монет не была заметной. Но со временем разрыв в стоимости монет нарастал: медная монета падала в цене, её всё менее охотно принимали купцы. Начался рост цен, ухудшалось положение простого народа. В 1662 г. это привело к народным волнениям, в результате которых Алексей Михайлович был вынужден вернуться к прежней денежной системе.

В.О. Ключевский высказал предположения о том, что Россия в XVII в. «оказалась более отсталой от Запада, чем была в начале XVI в.», и что это время было «эпохой, подготовлявшей преобразования Петра Великого». Какие факты дали историку основание для подобных утверждений? Как развивалась наша страна при первых Романовых? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

Актуализация знаний

1. Ребята, какие сферы общественной жизни вы знаете из курса обществознания?

(Политическая, экономическая, социальная, духовная)

1. А сегодня на уроке мы будем говорить о политической сфере. Что изучает политическая сфера?

(Политическое устройство страны, законы).

Это и есть тема нашего урока. Запишите в рабочий лист тему: «Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве.

1. Что бы вы хотели узнать на уроке?(Личность первых царей династии Романовых;

Как устроены органы центральной власти России в XVII веке;

Что представляли собой законы)

 

Изучение нового материала.

Прежде чем перейти к этому вопросу, познакомимся с первыми царями из династии Романовых. На Земском соборе 1613 года царем был избран Михаил Федорович. После его смерти в 1645 г., на престол взошел его сын, Алексей Михайлович, который правил до 1676 г. Его с детства готовили к царствованию. Он был человеком двойственных взглядов, с одной стороны был ярый, убежденный традиционалист, а с другой стороны питал живой интерес ко всему новому, иноземному. На протяжении всей жизни балансировал между отеческой стариной (старыми традициями) и европейскими новшествами.

У Алексея Михайловича было 2 брака. Первый – с Марией Ильиничной Милославской. От этого брака у него было было 13 детей. Второй – с Наталией Кирилловной Нарышкиной. В этом браке у царя появился сын Пётр (будущий Пётр Великий).

- Какие же изменения произошли в правление Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича? Для того, чтобы найти ответ, мы разделимся на группы.

1 группа – стр. 38 «Земские соборы»

2 группа – стр. 39 «Боярская дума»

3 группа – стр. 41 «Местное управление»

Прочитайте и найдите какие изменения произошли в органах управления.

 

(читают, затем анализируем прочитанное)

 

Однако численный рост приказов отрицательно влиял на систему управления, усиливал бюрократическую волокиту и злоупотребление служебным положением. Порой приказы занимались решением одних и тех же или близких по характеру задач.

 

 

Все это свидетельствовало о необходимости реформирования приказной системы, ее упрощения.

- Какой вывод о работе центральных органов власти можем сделать?

(Политическое управление осуществлял царь, опиравшийся на Боярскую думу, которая была реорганизована в «ближнюю» думу – орган управления, состоящий из доверенных лиц царя. Земские соборы уходят в прошлое. За деятельностью приказов и других органов власти следит Приказ тайных дел, подконтрольный царю)

Важной составляющей политической сферы являются законы. Преодоление последствий Смуты привело к быстрому росту их числа. Появление новых законов в первой половине века, а также применение законов более раннего времени потребовали их упорядочения, сведения в единый свод законов. Составление свода законов было поручено приближенным царя Алексея Михайловича во главе с князем Одоевским, в разработке законов участвовал и царь Алексей. При составлении свода законов использовались и зарубежные законы. В 1649 году закон был принят на Земском соборе, получил название Соборное Уложение. Он состоял из 25 глав, 967 статей. Это был первый свод законов, отпечатанный типографским способом.

Соборное уложение трактовало царскую власть как власть помазанника Божьего. Впервые было введено понятие «государственное преступление». Была установлена смертная казнь за измену и заговор против государя. Если кто обнажит меч перед царем, тому отрубают руку

Ребята, Соборное уложение – очень значимый свод законов. Он не имеет прецедентов в истории русского законодательства. По объёму Соборное уложение может сравниться разве что со Стоглавом, но по богатству юридического материала превосходит его во много раз. Он вызвал живейший интерес в других странах, был переведен на английский, немецкий, французский и другие языки. Действовало вплоть до 1832 года. К рассмотрению отдельных положений вы вернетесь на последующих уроках, когда будете изучать другие сферы общественной жизни, внешнюю политику.

Сделайте вывод.

(Законодательство делало все, чтобы защитить, укрепить и возвеличить царя и его власть)

- Подумайте и скажите, какая форма правления начинает формироваться в стране?

(Абсолютная монархия)

- Опираясь на таблицы, схемы, Соборное уложение, докажите это.

(Прекращает работу Земский собор, уменьшается роль Боярской думы, усиливается влияние «ближней» думы, создан приказ Тайных дел, Соборное уложение окончательно утвердило формирование абсолютной монархии)

- На кого теперь опирается царь?

(На чиновников из приказов. Их число растет. Теперь царь сам осуществляет контроль за деятельностью органов власти)

Вывод

Царь опирается на чиновников, руководит их работой и осуществляет контроль за их деятельностью

Мой вывод: Итак, ребята, если в XVI веке в России была сословно-представительная монархия, то при первых Романовых идет становление абсолютной монархии.

Домашняя работа

§ 18выписать и выучить термины стр. 44

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: