Непохожими, своеобразными.
Чтобы других ты смог понимать,
Нужно терпенье в себе воспитать.
Упражнение «Ассоциативный ряд»
Цель: дать определение понятию «толерантность»; развивать умение логично и последовательно выражать свои мысли.
Уважаемые коллеги! У каждой подгруппы на столе находится лист бумаги со словом. Необходимо напротив каждой буквы написать характеристики человека, который ассоциируется с понятием «толерантности» и начинаются с буквы вертикальной строки.(например: т-терпеливый и т.д.)
Вывод. Понятие «толерантность» имеет много аспектов. Каждое из определений обнаруживает какую-то грань толерантности.
Информационное сообщение (Просмотр презентации) «Толерантность - это...»
Психолог. Быть толерантным сейчас актуально. Каждый человек заинтересован в том, чтобы сохранить свое здоровье. В социуме, где личность находится в непосредственном взаимодействии с окружением, получаются различные позитивные и негативные эмоции. Чтобы уберечься от негативных эмоций, нужно быть толерантным и независимо от ситуации, согласно нормам этикета, соответствовать поступкам и словам окружающих.
Определение слова «толерантность»
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;
Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
«…Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это обязанность способствовать утверждению прав человека,.. демократии и правопорядка…»
(Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года)
Упражнение-демонстрация «Влияние слова на человека»
Материалы: стакан с чистой водой, соль, перец, горстка земли.
Психолог. Возьмем стакан воды. Представим, что это человеческая душа – чистая, простая, наивная, способная впитывать в себя все и хорошее, и плохое.
Соль – грубые, соленые слова;
Перец – жгучие, обидные слова;
Ком земли – невнимательность, безразличие, игнорирование.
Когда мы это все смешаем – получим состояние человека. Сколько пройдет времени, пока все осядет, забудется? А стоит только легонько взболтать – и все поднимется на поверхность. А это стрессы, неврозы.
Обсуждение
– Какие чувства у вас возникли во время этого упражнения-демонстрации?
Вывод. Когда мы с кем-то ссоримся и говорим что-то неприятное, мы оставляем в душе человека негативные следы. И не имеет значения, сколько раз мы потом попросим прощения. Словесные раны причинят такую же боль, как и физические. Поэтому свою терпимость, понимание мы можем проявлять по-разному: спокойно, выдержанно, доброжелательно, то есть толерантно.
Упражнение «Стереотипные очки»
Цель: научиться понимать другого, уважать точку зрения другого человека. Скачать приложения ниже.
Ход упражнения. Между двумя участниками размещают лист бумаги формата А4 с изображением цифры «6» так, чтобы один из них видел только цифру «9», а второй – «6». Они разыгрывают диалог по поводу того, что они видят, пытаясь убедить партнера в своей правоте.
Комментарий. Нежелание понять другого, уверенность, что ваша мысль единственно правильная, неумение снять свои «стереотипные очки» – самый короткий путь к непониманию, а часто и к возникновению конфликта.
Итак, если вы стремитесь к продуктивному общению, необходимо вести себя так, чтобы не обижать партнера, уважать точку зрения другого и его личность, индивидуальные качества.
Упражнение «Согласие, несогласие, оценка»
Цель: закрепить теоретический материал о толерантности.Ход упражнения. Участники объединяются в три группы. Каждой группе дается карточка с вариантом задания.
Составьте перечень слов и фраз, с помощью которых вы выражаете согласие.
Составьте перечень слов и фраз, с помощью которых вы выражаете несогласие.
Составьте перечень слов и фраз, с помощью которых вы выражаете оценку действий или поступков другого человека.
На выполнение дается 5 минут. После этого каждая группа демонстрирует результаты своей работы.
Время: 10 минут.
После обсуждения на плакате записываются те фразы, которые можно использовать во время толерантного общения.
На экране с помощью мультимедийного проектора демонстрируется плакат с толерантными высказываниями согласия и несогласия человека с мнением другого»:
Помни!
Выразить согласие тебе помогут такие фразы:
Это не вызывает возражений (сомнения)...
Я готов с этим согласиться...
Мне близки эти мысли...
Я согласен, я поддерживаю точку зрения (мнение)...
Я тоже хотел это (об этом) сказать...
Моя точка зрения (позиция) вполне совпадает с твоей...
Никто и не отрицает...
Ты не обидишь другого, если высказывание своего несогласия начнешь со слов:
Мне так не кажется...
Я думаю по-другому (наоборот)...
Я придерживаюсь другого мнения...
У меня другая (противоположная) точка зрения...
Я позволю себе не согласиться с вами...
К сожалению, не могу согласиться с вами...
Мне хотелось бы выразить свое несогласие...