Влияние личных качеств педагога на учащихся.




Все современные исследователи отмечают, что именно любовь и внимание к детям следует считать наиболее важной личностной и профессиональной чертой учителя, без нее невозможна эффективная педагогическая деятельность. В.А. Крутецкий добавляет к этому склонность человека работать и общаться с детьми. Важность для педагога побуждения, стремления к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации, самообразованию отметил еще в 19 веке К.Д. Ушинский: «учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Эта важнейшая мысль подчеркивалась В.А. Сухомлинским, П.Ф. Каптеревым, П.П. Блонским, А.С. Макаренко и другими выдающимися людьми.

Личностное развитие и профессиональный рост педагога как органичное единство возможны тогда, когда в процессе «врастания» в профессию (выбор профессии, профессиональное обучение, осуществление педагогической деятельности) осуществляется целенаправленное разрешение ряда противоречий. Прежде всего, это противоречие, возникающее в индивидуальном сознании между эталоном личности профессионала и образом своего внутреннего, уже существующего «Я». Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования и самосовершенствования. Способность «творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь стали бы естественными условиями человеческой жизни, острейшей потребностью дня.

Большинство исследователей в развитии профессионализма педагога определяют три периода: молодые педагоги; педагоги, умеющие многое в исполнении своей работы, стремящиеся овладеть искусством труда; педагоги-мастера педагогического труда.

Так, И.Ф. Харламов выделяет два основных периода в становлении педагога - это период приобретения и совершенствования, как он его называет период «профессиональной умелости» (начиная со времени обучения в педВУЗе) и период выработки педагогического мастерства, овладение всеми видами педагогической деятельности учителя.

Итак, с начала ХХ века начинает формироваться самостоятельная проблема свойств, качеств учителя, педагога, обеспечивающих эффективность и результат его деятельности. Приведенную выше характеристику этих свойств по П.Ф. Каптереву можно считать одной из первых попыток структурного представления.

Недооценка личностных качеств педагога негативно отражается на результатах его труда. Как было сказано выше, методы обучения взаимодействуют с личностными качествами педагога, и в общем, личные качества проявляются в следующих умениях:

А) видеть и утверждать возможности обучаемого, видеть в нем личность, придавать веру в успех;

Б) сжимать, концентрировать информацию, но так, чтобы она была доступной и для более слабого звена обучаемых и достаточной для сильного;

В) быть гибким и уметь адаптироваться на занятиях в зависимости от складывающихся ситуаций;

Г) быть строгим, но в то же время дружелюбным;

Д) мобилизовывать внимание и поддерживать интерес обучаемых в процессе обучения;

Е) предугадывать затруднения в учебе, нацеливать на преодоление этих затруднений;

Ж) видеть недостатки в собственной работе и способы их устранения.

настроение обучаемого, в его перцептивные способности, видеть его трудности в учении, а также вовремя подоспеть к нему на помощь.

З) с юмором относиться ко многим противоречивым ситуациям. Тут важно понимать, что чувство юмора педагога может поддерживать эмоциональное состояние личности, вдохновлять ее на самосовершенствование, но юмор может включать и отрицательный аспект. Нездоровый юмор (своего рода насмешка) унижает, оскорбляет, а иногда и «убивает» человека.

И) постоянно рефлексировать свое поведение, быть самокритичным, но благожелательным к себе

Наконец, все эти качества должны быть подчеркнуты наличием у педагога высокой психологической устойчивости, стрессоустойчивости. Исследования А.А. Баранова, А.К. Марковой, Л.М. Митиной, О.А. Прохорова, А.А. Реана и других показывают, что многие педагоги обладают недостаточной сформированностью адекватных способов эмоционального реагирования на трудности непрогнозируемых сложных ситуаций, обнаруживают низкий показатель степени социальной адаптации. В связи с этим возникает вопрос о необходимости и возможности развития эмоциональной устойчивости педагога еще на стадии профессионального становления с целью формирования готовности к деятельности в условиях эмоциогенных воздействий. Следует отметить, что целенаправленная подготовка в данном направлении в педагогических ВУЗах не ведется. Начинающие педагоги оказываются не подготовленными к преодолению трудных ситуаций, возникающих в процессе реализации профессиональных обязанностей. Формирование их эмоциональной устойчивости осуществляется стихийно, что нередко приводит к серьезным проблемам в ходе их профессионального становления, вплоть до прекращения работы по специальности.

Стабильность личностных качеств педагога отражается на стабильности знаний и отношений обучаемых. Это содействует ускоренному развитию обучаемых, а также свидетельствует о продвижении педагога к высшим уровням педагогического мастерства. Педагогу необходимо научиться пользоваться этими знаниями на практике, овладеть опытом, мастерством, искусством их умелого применения {4}.

Одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества педагога. Личность учителя в воспитательном процессе занимает первое место, те или другие свойства его будут повышать или понижать воспитательное влияние. Учитель - не только профессия, суть которой транслировать знания, а профессия, содействующая развитию утверждения человека.

 

Мы охарактеризовали важнейшие личностные качества педагога, входящие в психологическую структуру продуктивной педагогической деятельности. Проявленное внимание к прогнозируемым качествам объясняется и тем, что и молодые, и мастера своего дела педагоги главным образом испытывают затруднения не в выборе методов обучения, воспитания и развития обучаемых, а при столкновении с проблемами психологического характера (выбор эффективных мер педагогического воздействия, осознание мотивов поступков и поведения обучаемых, установление с ними заинтересованного общения).

Использованные источники литературы:

 

1. Смирнов С.Д. Психология и педагогика для преподавателей высшей школы, стр. 310 // Изд-во МГТУ Баумана, 2014

2. Ляудис В.Я. Формирование учебной деятельности студентов // Изд-во Московского университета, 1989

3. Петровский В.А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности // Вопросы психологии. - 1985. - №4. - С. 17-40

4. Габай Т.В. Педагогическая психология// Изд-во МГУ, 2004



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: