Основные этапы средневековой философии




МОДУЛЬ 3

Философия Средних веков, возрождения

Вы будете изучать:

Развитие философской мысли Средневековья и ее основные религиозно – философские направления; Философию Возрождения и ее главные особенности;

Цели модуля:

♦ Изучить тенденции развития философии эпохи Средневековья


После изучения модуля вы сможете:

♦ Знать терминологию философии средневековья;

♦ выявлять сходство и различие философских концепций Средневековья;

♦ знать специфику философских направлений;

 

 

Литература

Основная

  • Канке В.А. Основы философии. Учебник для ССУЗ. М. «Логос»2001
  • Кохановский В.П. Философия для средних специальных учебных заведений. Ростов-на-Дону «Феникс» 2001г
  • Губин В.Д. Основы философии. Учебное пособие для студентов средних специальных учебных заведений М, ТОН 2000 г.
  • Губин В.Д. Философия. Элементарный курс М.: Гардарики 2001 г..

Дополнительная

  • Таранов П. Звезды мировой философии. Энциклопедия высокого ума. М.: АСТ 2000
  • Таранов П Золотая философия. М.: АСТ 2000, том 1 – 4.

 

 

Философия Средних веков, Возрождения

Европейская христианская или средневековая философия (1 – 15 в.)

Главное отличие средневековой философии – ее сопряженность с проблемами религии.

Сближение философии с религией называется «сакрализацией философии»

Основные этапы средневековой философии

               
     
 
 
 
   

 

 


 

Черты философии возрождения

 

дения

 

 

Философия Средних веков, Возрождения Начало Средневековья связывают с падением Западной Римской. империи (476 г.). Особенностью средневековой философии была ее зависимость от религии. «Философия — служанка богословия», «преддверие христианской веры»' — так определялись место и роль философии в общественном сознании того периода. Если греческая философия была связана с языческим многобожием (политеизмом), то философская мысль средних веков уходит своими корнями в религии единобожия (монотеизма) Средневековое мышление по существу своему теоцентрично (от лат. гЬеоб — бог). В соответствии с принципом теоцентризма источником всякого бытия, блага и красоты является Бог. Теоцентризм лежал в основе средневековой онтологии — учения о бытии. Главным принципом средневековой философии является принцип абсолютной личности, личности Бога. И это слово было Бог». Исходным пунктом фило-софских размышлений стали догматы Священного писания. Предпочтение отдавалось вере, а не знанию; религии, а не науке. Догмат о творении переносит центр на сверхприродное начало. В отличие от античных богов, которые были родственны природе, христианский Бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным Богом (потусторонним). Активное творческое начало как бы изымается из природы и передается Богу. В таком случае творение — прерогатива Бога, а изобретения со стороны людей считаются богохульством. Согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Такое мировоззрение носит название креационизма (от лат. сгеано), что значит «творение», «создание». Отличительными чертами средневековой философии были также провиденциализм — вера в то, что все в мире совершается по воле божественного провидения, и иррационализм — принижение познавательных возможностей человеческого разума, признание основным источником познания интуицию, озарение, откровение Основными формами развития философской мысли в период раннего средневековья были апологетика и патристика. Дело в том, что распространение христианства в Европе, в Византии, Передней Азии и Северной Африке происходило в упорной борьбе с другими религиозными и философскими течениями. Апологетика(от греч. аро1оуа — защита) — это раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления господствующей языческой идеологии. Апологеты обосновали возмож. ность существования философии на основе христианского вероучения. Подвергавшееся гонениям властей, христианство первых веков нуждалось в теоретической защите, осуществленной апологетикой. Наиболее известным представителем апологетики был Юстин Мученик   Вслед за апологетикой появляется патристика (отлат. расеготец) — философское учение «отцов церкви». В'сочинениях «отцов церкви» были изложены основные положения христианской философии Августин Блаженныйоказал сильнейшее влияние на средневековую философию. Августин разработал в христианском богословии философскую проблему теодицеи(от греч. гЬеоб — бог и Айе — справедливость)— проблему существования зла в мире, творимом Богом. Добро — это проявление Бога на земле, учил Августин, зло — это недостаток добра. Зло на земле возникает из-за отдаленности материального существования от своего идеального образа. Августин считал, что спасение человека прежде всего в принадлежности к христианской церкви, которая является представителем «града Божьего на земле». Философские идеи изложены в сочинениях Августина: «Об истинной религии», «О граде Божьем», «Исповедь», «О троице Основным философским течением эпохи господства христианской идеологии была схоластика. Схоластика (от греч. зсЬо1е — школа), т. е. «школьная философия», господствовавшая в средневековых университетах, соединявшая христианскую догматику с логическими рассуждениями. Основной задачей схоластики было обоснование, защита и систематизация религиозных догматов логическим путем. Догма (с греч. Торта — мнение)— это положение, безусловно принимаемое на веру и не подлежащее сомнению и критике. Схоластика создала систему логических аргументов для подтверждения догматов веры. Схоластическими знаниями называют знания, оторванные от жизни, основанные не на опытном, чувственном познании, а на рассуждениях, опирающихся на догмы.
К
Крупнейшим представителем схоластики периода ее расцвета является Фома Аквинский (1225 — 1274), или Томас Аквинат, которого впоследствии канонизировала Римско-католическая церковь. Он систематизировал теологическое учение, создав философскую концепцию, ставшую основой официальной католической идеологии. По его имени ортодоксальное философское учение католицизма называется томизмом. Современная философская доктрина Ватикана носит название неотомизма. Самыми известными произведениями Фомы Аквинского являются так называемые Суммы Аквината — «Сумма против язычников» (она же «Сумма философии») и «Сумма теологии». В учении Аквината четко проводится грань между верой и знанием, религией и наукой. Религия обретает знания в откровениях. Наука способна логическим путем доказать истинность откровений. В этом и заключается цель существования науки. Схоластика допускала существование только теоретических наук. Опытное, чувственное (естественно-научное) познание она считала греховным. Знание о Боге — есть знание двух порядков: 1) доступное каждому; 2) недоступное простому человеческому разуму. Поэтому основной принцип теологии — принцип предпочтительности веры перед разумом. Фома Аквинский обосновал несостоятельность двойственной истины. Истина одна — это Бог.

В Х1 в. разворачивается борьба в самой схоластической философии между номинализмом и реализмом

Реализм (от лат. геайл — действительный) признавал, что общие понятия существуют объективно, реально, независимо от познающего их ума. » («человек вообще», «дерево вообще» и т. п.)— как о неких духовных сущностях или прообразах единичных вещей. Универсалии, утверждали они, реально существуют до вещей, порождают вещи. Этот крайний реализм своим источником имел учение Платона о «мире идей» и «мире вещей».

Номинализм (от лат. потеп — имя) признавал, что реально, объективно существуют только единичные предметы, а общие понятия-имена создает познающий их субъект, путем абстрагирования признаков, что универсалии существуют не до, а после вещей. Реальны лишь единичные вещи, например люди, деревья, а вот «человек вообще» или «дерево вообще» — это лишь слова или названия, с помощью которых люди обобщают в род единичные предметы

философия эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения, или Ренессанса (от фр. тепаЫьапсе — возрождение), получила свое название из-за начавшегося в этот период возрождения важнейших принципов духовной культуры античности. Особенностью ранней буржуазной культуры было обращение к античному наследию (не возврат к прошлому, а обращение). Что же касается философии, то теперь началось ее отделение от теологии. Религия отделяется от науки, политики и морали. Начинается эпоха становления опытных наук, их роль признается как единственная, дающая истинное знание о природе. В эпоху Возрождения было выработано новое философское мировоззрение благодаря творчеству целой плеяды выдающихся философов: Николая Коперника, Николая Кузанского, Джордано Бруно, Галилео Галилея, Лоренцо Валлы, Пико делла Мирандола, Томмазо Кампанеллы, Томаса Мора, Никколо Макиавелли, Эразма Роттердамского

Основным идеологом этого течения философии был Николай Кузанский — первый выдающийся представитель пантеистической философии эпохи Возрождения. Кузанский сближает Бога с природой, творца с творением, приписывая природе божественные атрибуты, и прежде всего бесконечность в пространстве. Для него Земля не является центром мира. Он высказывает идеи применительно к пониманию природы, единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в природе. Н. Кузанский высказал и обосновал понятие научного метода, проблему творчества.

к
Величайшим гением этого периода был Джордано Бруно. Он, отбросив все церковные догмы, развил гелиоцентрические идеи Коперника, открыл существование множества миров. Бруно много писал о Боге, но его Богом была Вселенная. Он отрицал Бога, диктующего законы миру. Человек для Бруно — часть природы. Любовь к познанию и сила разума возвышают его над миром,

Основной чертой идеологии Возрождения становится гуманизм (от лат. Ьото — человек) — идейное движение, утверждающее ценность человека и человеческой жизни. Родоначальником идеологии гуманизма считается поэт Франческо Петрарка (1304 — 1374). В философии Ренессанса гуманизм проявился, в частности, в антропоцентризме (от греч. апгЬгород.— ~человек) — мировоззрении, ставившем н фокус мирового бытия человека.

Своеобразным проявлением гуманизма становится рационализм, утверждающий примат разума над верой, Человек может самостоятельно исследовать тайны бытия, изучая основы существования природы.

Во взглядах на природу в возрожденческой философии господствовал пантеизм (от греч. рап — все и гЬеоб — бог) — учение, отождествляющее природу и Бога. В этике Ренессанса были восстановлены некоторые принципы дохристианских учений о нравственности (эпикуреизма, стоицизма, скептицизма). В социальной философии появились новые концепции, направленные в сторону индивидуализма и секуляризации (обмирщения, ослабления церковного влияния во всех сферах). Самым главным достижением эпохи Возрождения стало то, что была сломлена диктатура церкви.

Направления в философии эпохи Возрождения:

· гуманистическое — решались проблемы человека, утверждались его величие и могущество, отрицались догматы церкви (Ф. Петрарка, Л. Валла);

· неоплатоническое - с позиций идеализма пытались познать явления природы, Космос, проблемы человека, развивали учение Платона (Н. Кузанский, П. Мирандола, Парацельс);

· натурфилософское— опираясь на астрономические открытия, сделали попытку изменения представления об устройстве Вселенной, Космосе и основе ния (Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей);

· реформационное— попытка пересмотра церковной идеологии и взаимоотношений между людьми и церковью (Э. Роттердамский, Ж. Кальвин, М. Лютер, Т. Мюнцер, Усенлиф);

· политическое - связано с проблемами управления государством (Н.Макиавелли);

· утопическо-социалистическое - поиски идеального общества на основе регулирования всех взаимоотношений со стороны государства при условии отсутствия частной собственности (Т. Мор, Т. Кампанелла).

 

Вопросы для самопроверки

(первый уровень понимания материала)

 

1. Каковы характерные особенности философии средневековья? 2. Какие философские течения возникли в эпоху средневековья? 3. В чем суть схоластического спора об универсалиях между реалистами и номиналистами

2. Что способствовало становлению нового философского мировоззрения в эпоху Возрождения?

3. Какие философские направления возникли в эпоху Возрождения и в чем их суть?

4. Каковы главные особенности философии этого периода?

 

Тест ( Второй уровень )

1. Онтологическим принципом средневековой философии является:

А. рационализм;

Б. креационизм;

В. откровение;

Г. формализм.

2. Гносеологическим принципом средневековой философии является:

Р
А.историзм;

Б. рационализм;

В. откровение;

Г.креационизм.

3. «Отцом схоластики» называют средневекового мыслителя:

А.Фому Аквинского;

Б. Августина Блаженного;

В.Пьера Абеляра;

Г. Боэция.

4. В средневековой философии в споре об универсалиях номиналнсты утверждали:

А.идея общего (понятие) предшествует вещи;

Б. идея вещи не соответствует материальному воплощению;

В. идея идентична вещи, а «имена после вещей»;

Г. реальны лишь единичные вещи.

5. В средневековой философии в споре об универсалиях реалисты утверждали:

А. идея общего (понятие) предшествует вещи;

Б. реальны лишь единичные вещи, а «имена после вещей»;

Б. идея вещи не соответствует материальному воплощению;

В. идея идентична вещи.

 

 
   
 
 
 
К

 


☺↔☺ ☺↔☺

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь