Оргмомент, целеполагание.
Работа в группах. В одном химическом королевстве у Её Величества Воды и Его Величества Оксида Серы Шестивалентного родился младенец. Всем хотелось, чтобы на свет появился мальчик – наследник престола. Но как только младенцу повязали синюю ленточку, она тут же покраснела. Все поняли, что родилась девочка.
Опыт 1. В колбу с раствором серной кислоты добавили синий лакмус. Окраска изменилась на красную.
Девочке дали красивое имя – Кислота, а фамилию отца – Серная. А так как её родителями были Вода и Оксид Серы(VI), то она в своем составе имела водород, кислород, серу. Вспомним её состав и строение
Задание в тетради: Напишите молекулярную и структурную формулу серной кислоты. Определите степень окисления и валентность серы в этом соединении. Кто первым сделает задание, тот выходит к доске и записывает. Класс сверяет записи в тетрадях с записями на доске.
Каждая группа получает задание – инструкцию по проведению расследования. Деятельность учащихся на предыдущем занятии и дома организована в виде самостоятельной работы как репродуктивного характера, так и учебно – поискового и творческого характера.
Учитель: Задания по группам позволяют выявить особые свойства серной кислоты. Эти сведения вы должны зафиксировать в карте расследования по определенным разделам. Заполненная карта расследования к концу урока будет рабочей страницей в вашей тетради по данной теме.
Группа №1.
Историческая справка. Физические свойства серной кислоты.
1. Подготовить справку о строении молекулы серной кислоты, ее физических свойствах, историческом названии.
2. Как приготовить раствор серной кислоты? Докажите, что растворение серной кислоты – физико – химический процесс. Запишите уравнение реакции.
|
Группа №2
Отношение к органическим веществам. Серная кислота как электролит.
1. Проведите эксперимент, доказывающий обугливание органических веществ под действием концентрированной серной кислоты.
(на примере древесины, сахара, ткани, кожи.)
3. Исследуйте электропроводность 0,05 молярного раствора серной кислоты, сделайте вывод о серной кислоте как электролите.
Группа №3
Химические свойства серной кислоты.
1. Перечислите общие свойства серной кислоты с другими кислотами.
2. Выполните эксперимент, показывающий отношение раствора серной кислоты к металлам, стоящим в ряду активности до водорода.
3. Как концентрированная серная кислота относится к металлам. Запишите уравнение реакции с медью, серебром. (на выбор)
Группа №4
Общие свойства серной кислоты с другими кислотами
1. Взаимодействие с металлами (эксперимент)
2. Взаимодействие к основными оксидами (эксперимент)
3. Взаимодействие с основаниями (очистить железный гвоздь от ржавчины)
4. Реакция обмена с солями (эксперимент)
Запишите уравнения соответствующих реакций.
Группа №5
Качественная реакция на сульфат ионы
1. Какое вещество является реактивом на серную кислоту и ее соли.
2. Чтобы доказать наличие в растворе сульфат ионов нужно…
3. Проведите вместе с учащимися класса лабораторный опыт
Задание: Определите в какой из пробирок содержится раствор сульфата натрия. Запишите уравнения реакции.
|
Краткое содержание выступления учащихся
Группа №1 Записывают молекулярную структурную формулу серной кислоты.
Плотность = 1,83 г/см3
Концентрированная серная кислота содержит 95,5% чистого вещества. Это тяжелая маслянистая жидкость, поэтому ее называют "купоросным маслом". Это название осталось еще со времен алхимиков, когда серную кислоту получали из железного купороса. Температура плавления = 10 С
Концентрированная серная кислота поглощает влагу из воздуха, хорошо растворяется в воде.
Правила растворения Н2SO4в воде.
Эксперимент:
Вывод:
Растворение Н2SO4 – процесс физико-химический, процесс экзотермический.
Можно выразить химическим уравнением.
Н2SO4 + nH2O = Н2SO4*nH2O+Q
Образуются гидраты разнообразного состояния
n – переменная величина.
Группа №2
Н2SO4 (концентрированная) обугливает органические вещества.
Опустим лучину в концентрированную Н2SO4.
Результат – мы видим обугливание древесины. Такое же воздействие происходит на другие органические вещества: сахар, кожу, ткани.
Исследуем электропроводность 0,05 молярного раствора серной кислоты.
Ход эксперимента.
Рассмотрим серную кислоту с точки зрения теории электролитической диссоциации. Для этого исследуем электропроводность 0,025 молярного раствора Н2SO4 с помощью компьютерной измерительной системы.
Испытуемые растворы (водопроводная вода и 0,025 молярный раствор Н2SO4).
Опустим датчик электропроводности в воду.
На экране высвечивается кривая, показывающая электропроводность воды от времени.
Вытащим датчик из воды (мы видим электропроводность воздуха).
|
Опускаем в раствор Н2SO4 (наблюдаем) показания (называем)
Далеко превышает 1
Вывод Н2SO4– сильный электролит.
На каждом этапе урока проводится рефлексия, подводится итог, делаются выводы, они фиксируются в рабочем листе.
Рефлексия.
Итог урока – создание портрета серной кислоты – синквейн, включающий самые важные моменты, характеризующие серную кислоту как вещество: Серная кислота сильная, химически активная, окисляет, обугливает, реагирует, "хлеб" химической промышленности. Химически удивительное уникальное вещество.
Домашнее задание малое по объему, интересно по содержанию, напрямую связано с содержанием урока. Прокомментировать каждое четверостишие с точки зрения химических свойств, физических свойств и применения.
Директор химического завода обеспокоен.
Дело в том, что от меня
Сейчас сбежала кислота –
Серная. Обычная.
Но свойства непривычные.
Ах оно несносное –
Масло купоросное!
А в городе тем временем
Шум и суета –
Наделает большой беды
Эта кислота:
Загубит всю природу
И высушит леса.
Погибнет рыба в озере.
И закипит вода.
Разрушатся металлы,
Исчезнут провода.
Сильнейший окислитель
Такая кислота!
За дело взялся детектив
По – кличке Бария Хлорид,
Известный многим реактив
По следу кислоты бежит.
Добежав до химзавода,
Заглянул он за ворота,
А беглянка тут как тут –
Работает не покладая рук.
Кислоты, удобрения, соли,
Хлор, гербициды, волокно,
Красители, пластмасса, сода –
Все ею произведено!
Всем известный реактив
Галантен был, весьма учтив.
Он в алюминиевой карете
Примчал ее быстрей, чем ветер.
Рабочий лист урока
Особые свойства серной кислоты
Эпиграф: «Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опыта необходим».
Направление исследования | Результаты исследования, выводы, уравнения реакций. |
1. Историческая справка, физические свойства | |
2. Отношение к органическим веществам (Древесина, ткани, сахар, кожа) | обугливает, отнимает воду |
3. Серная кислота как электролит. | сильный электролит, уравнение диссоциации |
4. Общие свойства с другими кислотами. | 1. 2. 3. 4. 5. |
5. Отношение к металлам. | Окисляет: металлы Исключение: АL,Fe |
6. Качественная реакция. | Реактив: ВаСL2 Результат: белый осадок (уравнение реакции) |
7. Применение серной кислоты. | «хлеб … химической промышленности» «фундамент … химической промышленности» |
8. Синквейн. 1) имя существительное 2) два прилагательных 3) три глагола 4) краткая фраза, афоризм 5) чувство | Серная кислота Серная кислота сильная, химически активная, окисляет, обугливает, реагирует, "хлеб" химической промышленности. Химически удивительное уникальное вещество. |