Прочти еще раз заповеди Божий и постарайся выучить их наизусть.




1. Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и на земле внизу и что в воде ниже земли; и не поклоняйся и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой.

3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, и день седьмой – суббота Господу, Богу твоему.

5. Почитай отца твоего и мать твою, да благо тебе будет, и долголетен будешь на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не лжесвидетельствуй.

10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

 

Суть этих заповедей Господь Иисус Христос изложил так: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя.

Заповеди Божий – это духовные законы нашего мира, и нарушение их приводит к духовной, а часто и физической гибели. Поэтому их надо не только знать, но и ежедневно сверять по ним свои мысли, слова и поступки.

 

Не спеша подумай

Закон Господа совершенен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых; повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи. Суды Господни истина, все праведны; <... > и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда (Пс. 18, 8-12).

Работа со словарем

Заповедь – духовный закон нашей жизни, авторитет которого непререкаем, и исполнение его необходимо. Откровение – духовное знание, передаваемое Богом человеку; истина, открытая, сообщенная Господом.

 

Высказывания святых Отцов

 

Не станем считать одну веру достаточной для спасения. Будем заботиться и о поведении, будем вести и наилучшую жизнь, чтобы то и другое способствовало достижению совершенства.

Авва Исайя

 

Ничем не пренебрегай в духовной жизни, ничего не считай малым, не стоящим большого внимания: через малые грехи диавол ведет к великим.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

 

Если ты сам удалил себя от Бога, то вспомни, что удаляющийся от солнца проводит жизнь во тьме.

Святитель Григорий Богослов

Вопрос к священнику

Грех ли, если я курю?

 

Ответ. Да, грех. Недаром говорят: курить – бесам кадить. Грех здесь в том, что жизнь и здоровье воспринимаются как личная собственность, которую можно разбазаривать по своему усмотрению, а не как дар Божий, полученный на добрые дела. Фактически курильщик грешит против шестой заповеди, потому что никотином медленно убивает себя. Против этой заповеди грешат и алкоголики, и наркоманы.

 

Вера без дел мертва

 

Вера, как указывает святой апостол Павел, – это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11, 1). Иными словами, вера есть то, что, хотя мы не видим или умом не постигаем чего-либо, но веруем, что это есть. Так, не видя своими телесными глазами Бога, мы веруем, что Он есть (хотя из рассмотрения окружающего мира мы познаем Его, как Творца окружающей нас красоты и гармонии, но познание это, как не совершенное, вера довершает). Мы не можем постигнуть умом, как Бог – один естеством, но троичен в лицах, но веруем, наставляемые словом Божиим, что это так. Лично не видим Христа, Сына Божия, не видим жизни вечной, Небесного Царствия, но вера нас в этом утверждает.

В этих и прочих тайнах Божиих разум должен последовать вере, а не вера разуму. То есть познание их не от разума зависит, но от веры, и не потому мы веруем, что познаем, но потому познаем, что веруем. Итак, познание тайн Божиих не есть плод нашего разума, но плод веры, которая утверждается на твердом основании Святого Божиего слова и голоса совести, звучащих в нашей душе.

Вначале уверовать и покориться призыву зависит от нашего благорасположения. А после того, как вера уже вошла в сердце, мы нуждаемся в помощи Святого Духа, чтобы она пребывала постоянной, непоколебимой и неизменной. Так учил святой Иоанн Златоуст. И действительно, вера в Бога свойственна человеку как образу Божиему по природе. История религии показывает, что за все время существования людей на земле не было ни одного народа, не имеющего веры в Бога.

Другое дело, что в процессе воспитания, под воздействием общества, а главное, греховного образа жизни, вера в Бога может вытесняться верой „в человека“, „в партию“, „в природу“ и просто безверием. И действительно, творящему злые дела Бог не нужен. Злые дела обличаются заповедями Божиими, и строгое наказание грозит грешнику. Поэтому человеку надо отказаться или от дел греха, или от веры в Бога. Поэтому многие говорят: „Бога нет!“, и живут по своим страстям, нисколько не заботясь о вечной жизни.

Как мы уже с вами говорили, часто вера возгорается от слышания Слова Божия. Слушая Божественное Писание, мы верим учению Святого Духа. Эта вера приходит в совершенство через исполнение всего узаконенного Христом, то есть когда мы истинно веруем, живем благочестиво и соблюдаем заповеди. Этот род веры называется верой научающей. Другой род веры, как пишет святой Кирилл Иерусалимский, есть тот, который даруется Христом по благодати: Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений (1 Кор. 12, 8-9). Итак, эта даруемая Духом Святым по благодати вера не только научающая, но и действующая выше сил человеческих. Ибо кто имеет эту веру, скажет горе: перейди отсюда туда, и она перейдет (Мф. 17, 20).

Вера и добрые дела неразрывно связаны. Вера нужна для добрых дел, но добрые дела совершаются не для веры, а при помощи веры. Без веры никто не может делать истинно добрых дел и угодить Богу. Потому что ради веры нисходит благодать Господа нашего Иисуса Христа на того, кто уверовал в Него. По мере веры, какую кто являет, подается и благодать. Проявлением веры служит сила, исходящая от веры. Проявлением же силы служит ревность к заповедям Божиим и богоугодным делам. Именно вера дает силу творить добрые и богоугодные дела, согласные с волей Божией. Для совершения настоящих добрых дел в человеке должно соединяться и собственное усердие, и помощь, приходящая по вере свыше.

Нужно помнить, что не всякое, на первый взгляд доброе, дело является по-настоящему добрым. Ибо мотивом для его совершения может служить не заповедь Божия, не любовь к Богу и людям, а тщеславие, расчет, человекоугодие.

Например, дети пришли домой, подмели пол, вымыли грязную посуду. Если они это сделали для того, чтобы помочь маме, из любви к ней, это доброе дело. Но если ради того, чтобы она им купила мороженое, похвалила, отпустили погулять и т. п., то дело, совершенное по таким корыстным мотивам, уже цены доброго в глазах Божиих не имеет.

С другой стороны, если человек говорит, что он верует, но заповедей не исполняет, то такая вера – бесполезная, по сути своей бесовская, ибо и бесы веруют и трепещут. Вера наша познается от добрых дел, нами совершаемых. Как писал преподобный Исидор Пелусиот: „Веру... должны проповедовать более дела, чем слова... Ибо делами, а не словами должно быть обнаруживаемо сокровенное“.

Вопросы на понимание

1. Что такое вера? Каким образом вера появляется у человека?

2. Какие виды веры ты знаешь?

3. В чем ценность добрых дел?

4. Почему вера свидетельствуется добрыми делами?

5. Может ли в человеке развиваться вера?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: