Исследовательская работа. Все дороги ведут в Храм




Все дороги ведут в Храм

 

 

 

 

Работу выполнила:

Косицина Людмила Александровна

Обучающаяся 9 класса

МБОУ СМР «Режская ОШ»

162234 Вологодская область,

Сямженский район,

деревня Лукинская,

улица Молодежная, дом 8

Руководитель Старикова Нина

Владимировна, учитель

физической культуры

МБОУ СМР «Режская ОШ»

162234 Вологодская область,

Сямженский район, деревня

Лукинская, ул. Молодёжная, д. 5

 

2020 г.

Оглавление

 

1. Введение……………………………………………………….………3-4

2. Из истории Режской церкви…………………………………..…….5-15

3. Разрушение и восстановление Храма……………………………..16-17

4. Из воспоминаний жителей Режи…………………………………..18-21

5. Заключение …………………………………………………………22-23

6. Приложения …………………………………………………..……24-38

7. Литература………………………………………………………………39..
Введение

 

«Благочестивые наши предки не могли жить без храма –

он был так же необходим для души народа,

как дом и пища для его телесного существования».

Патриарх Московский и всея Руси Алексей ΙΙ.

 

Я считаю себя счастливым человеком, потому что я живу в прекрасном селе, с красивым названием Режа. Я очень люблю свою малую Родину. И мне очень интересно знать историю своего села, обычаи, традиции и все что с ним связано. Я узнала, что небольшое поселение уже можно было считать селом, если в нем находилась небольшая церквушка. В нашем селе есть церковь Николая Чудотворца. Я немного знаю историю родного села из материалов школьного музея, из рассказов нашего классного руководителя и моей бабушки, но о церкви я слышала очень мало. Вот поэтому я решила провести свое исследование и собрать по возможности материал об истории храма нашего села.

Тема исследовательской работы – «История церкви Николая Чудотворца»

Цель исследовательской работы – изучить историческое прошлое и сегодняшний день храма и показать историческую значимость церкви в жизни села и людей.

Задачи:

• Найти сведения об истории нашего края и строительстве православного храма в селе.

• Изучить историю храма: разрушение и восстановление.

• Проанализировать отношение населения к церкви.

Наша исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней. На уроках изобразительного искусства, окружающего мира и уроках православной культуры мы знакомимся с особенностями храмового зодчества. Мне кажется, что это важно знать каждому культурному человеку. Но у каждого храма есть еще и своя собственная история, свои особенности. Многих сведений нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Вот об этом я и хотела написать в своей работе.

Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизученная тема.

Проблема: что является причиной рождения, закрытия и возрождения церкви в нашем селе?

Гипотеза: я предполагаю, что исторические события повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение церкви.

При написании работы были использованы материалы книги А.А. Загоскина «История Сямженского района», материалы школьного музея, статьи из районной газеты «Восход», а также воспоминания старожилов села. Был проведён социологический опрос среди учителей, учащихся нашей школы, прихожан нашего храма. Совершили экскурсию по территории церкви.

При изучении истории церкви были использованы разные методы и формы работы: поисковый опрос, работа с газетными публикациями, экскурсия, беседа, наблюдение.

В своей исследовательской работе я попыталась узнать историю Церкви Николая Чудотворца. При помощи найденных материалов, воспоминаний старожилов нашего села мне удалось воссоздать историю Храма и рассказать о её буднях.

 


Из история Режской церкви.

 

Чудом творения рук человеческих является церковь в деревне Монастырской Режского поселения.

Монастырская, деревня, центр Режского c/c Сямженского района. В середине 19 века сохранила два наименования: официальное Монастырская, неофициальное Лукавино, располагалось при реке Реже, состояла из 11 дворов. В начале 17 века поблизости находилась Леванидова пустынь Угрежского монастыря. В писцовой книге 1623 года отмечается, что около монастыря меж болот располагаются деревни монастырские, а крестьяне в них призваны из Вологодского, Тотемского, Устюжского и Галицкого уездов. Официально название отражало принадлежность деревни: находилась во владении монастыря. Неофициально восходит к м.л и прозвищу Лукава, отмеченному в новгородских документах 11-13 вв. в русских говорах лукавить- «льстить», «хитрить». [4]

Строительство монастыря на реке Реже тесно связано со Спасо-Сумориным монастырём уездного города Тотьмы. К этому времени на Руси шло дальнейшее развитие монастырей. Для этих целей осваивались новые земли, заселялись прихожанами. Желание иметь новый монастырь и новые земли было у Тотьмы. В конце 1553 года тотемские жители направили «жалобину» царю Ивану III с просьбой «дозволить старцу Феодосию Суморину воздвигнуть таковой во имя Преображения господня». Местом строительства нового монастыря была выбрана Спасо-Николаевская пустынь. Пустынь освоена в 16 веке старцем Ефремом по дозволительной грамоте Московского Великого Князя Василия Ивановича. «Ефремова пустынь находилась в 75 вёрстах на северо-западе от города Тотьмы и в 150 вёрстах на северо-востоке от города Вологды при слиянии рек Режи и Ваги в займище именуемом «Леванидовским».

«Во 20 день февраля 1554 года во вторник второй недели поста» царь назначил Феодосия настоятелем новостроящейся обители, освободив её «от всяких подателей и пошлинных сборов» несудимой грамотой. Около 1560 года по благословлению архиепископа Ростовского и Ярославского, в епархии которого тогда состояла Тотьма, Феодосий обновил Ефремову пустынь и завёл в ней братство».

Режская волость

Название деревни Количество дворов Пашня в четах
  Бурниха    
  Колтыриха    
  Рассохино    
  Погорелиха    

 

В переписной книге 1623-1625 годов значится Режская волость в Важской верхотине на реке Режа. Монастырь расположен на Леванидовой пустыне «в ней в ограде церковь, 2 кельи, хлебная, погреб, ледник. За монастырём двор конюшенной и двор скотней, 3 человека детёнышей монастырских. Пашни паханной монастырской 4 чети, сена 30 копён, лесу пашенного и не пашенного 30 десятин». Пашенным лес считался тот, в котором мелкими полянами разрабатывалась пашня. В более поздних переписных книгах того же века читаем: «Волость Режа в важскойверхотине вотчина церкви Николы Чудотворца, а в ней Леванидова пустыня. В пустыне церковь монастыря длина 35 сажен, поперёк 20 сажен, ограда вокруг монастыря деревянная (сажен – 2,1 метра). На монастыре 2 кельи да хлебная, а в ней живут Чорной поп Данило, да два брата иноков. За монастырём двор скотней, а в нём живут монастырские работники бельцы Варламко Никонов, Корнилко Дорофеев, Васька Федотов, Евстюнька Малафеев, Костюнька Исаков. Пашни пахотные монастырские худые, земли 4 чети в поле. Сена на реке Ваге и по реке Реже вверх по правую сторону старинные покосы, что взяты по мировой записи Ефимьева монастыря у егуменаИокима, да у келаря старца Гермагена, всего сена 100 копён, леса пашенного на бору 10 десятин, не пашенного 20 десятин». Видимо, покосы по реке Реже принадлежали не режскому, а Ефимьеву монастырю, который располагался на реке Сямжена в Дору.[1]

В книге «Описание Тотемского Спасо-Суморина монастыря» и приписной к нему Дедовской Троицкой пустыни составленной в 1849 году П. Савваитовым, пересмотренное и дополненное в 1896 году Н. Суворовым, в 1991 году И. Суворовым. Издательство «Вологда», типография Товарищества «Знаменский и цветов» в 1911 году говорится: «Ефремова пустынь находилась на северо-западе от Тотьмы в 75, а от Вологды на северо-восток в 150 вестах, при стечении реки Режи и Ваги, на займище, именовавшейся Леванидовским. Она основана в начале 16 столетия старцем Ефремом, по дозволительной грамоте Московского Великого Князя Василия Иоановича и по благословлению Ростовского Архиепископа. В 1539 году иегумену Леонтию, преемнику Ефрему, была пожалована Великим князем ИоаномIV Васильевичем владенная и несудимая грамота. Вскоре потом пустыня эта обезлюдела, церкви в ней остались без пения, кресты с них повалялись, займища и пустынки запустели; в таком состоянии она находилась 15 лет, пока преподобный Феодосий обновил её. С тех пор она сделалась приписною к Спасо-Суморину монастырю; но в 17 столетии опять запустела и совсем упразднилась. В начале первой половины 18 столетия, Московского Угрежского монастыря Сергий устроил на месте прежней деревянной церкви каменную одноэтажную, которая в 1761 году и освещена в прежнее наименование Преображения Господня. По левую сторону её устроена другая, также каменная и одноэтажная церковь, в связи с колокольнею, освещение церкви во имя Святителя и чудотворца Николая совершенно в 1800 году. Ныне обе церкви, Спасо-Преображенская тёплая и Николаевская холодняя, состоят приходскими. В ней положено быть священнику, дьякону и псаломщику. Земли церковной - 58 десятин 325 сажен. При церкви хранятся копии с метрических книг с 1781 года. Жалованья притчу от казны – 539рублей. Доходов до 600 рублей. Прихожан было в 1910 году – 1200 мужской половины и 1182 женской половины. Есть церковно-приходская школа. Деревни прихода следующие: село Монастырское, Лукинская, Бурниха, Колтыриха, Копылово, Марково, Колобово, Коробицыно, Гридино, Круглая, Рассохино, Погорелец. Из бывших начальников Ефремовой пустыни известны: основатель иегумен Ефрем, иегумен Леонтий (1538). Строители: Павел (1684г), Тихон (1687г) и Иосиф (1703-1704) [3]

«Ефремова пустынь основана в начале XVI века старцем Ефремом по разрешению князя московского Василия Иоанновича. В декабре 1538 года великий князь Иван Васильевич пожаловал грамоту игумену Леонтию, преемнику Ефремову, с братией на пользование землями вокруг монастыря в Леванидовском займище. Так постепенно создавалась Спасо-Николаевская пустынь на реке Реже.

Вскоре пустынь обезлюдела, церкви оказались заброшены – в таком состоянии эта территория пробыла 15 лет, пока Ростовский архиепископ Никандр в 1560 году не дал преподобному Феодосию Тотемскому новое послушание на её возобновление. С тех пор пустынь стала приписной к Спасо-Суморину монастырю. Феодосий обе церкви - Николая Чудотворца и Преображения Господня, находившиеся там, - восстанавливал на свои средства. Все силы свои он приложил для того, чтобы в пустынной обители вновь зазвонили колокола.

В XVII веке пустынь принадлежала Николо-Угрешскому монастырю. В первой половине XVIII века иеромонах московского монастыря Сергий устроил каменную одноэтажную холодную церковь Преображения Господня на месте ветхой деревянной. В 1761 году она была освящена. В 1764 году обитель была упразднена, церкви обращены в приходские. Но, несмотря на это, в 1800 году была построена и освящена по левую сторону от холодной тёплая зимняя Николаевская церковь с тремя крестами, в одной связи с колокольнею. Освящена она была дважды: второй раз по случаю поправки в ней иконостаса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: