Отлично сохранившаяся до наших дней Преображенская церковь хранит в себе так же хорошо сохранившиеся фрески. Частично они остались в притворе, частично утрачены в наосе и алтаре. Но роспись в притворе так плохо читается, что с трудом можно определить сюжет изображения.
На северной стене притвора, справа от окна в углу расположена композиция «Возвращение блудного сына». Сохранность у неё неудовлетворительная. Слева стоит пожилой мужчина с бородой, прижимая к себе раскаявшегося сына. На заднем плане человеческая фигура в голубых одеждах. Композиция обрамлена в нарисованный прямоугольный карниз.
На южной стене притвора справа в углу, у окна, композиция «Исцеление иерихонского слепца» в прямоугольной рисованной раме. Справа показан сидящий старец в белых одеждах, руки его сложены в молитвенном жесте. Слева в центре композиции Христос и его ученики. Иисус поднял руку в благословляющем жесте. На переднем плане человек, тянущий руки к слепому. На заднем плане пейзаж – горы, деревья.
В своде притвора было четыре композиции в прямоугольной рамке, имитирующей карнизы и лепнину. Слева изображён сидящий Иисус, рядом справа сидит пожилой мужчина, перекрещивающиеся руки которого сложены на коленях. Христос в традиционных для иконографии одеждах – белом хитоне и синем гиматии, его правая рука поднята в благословляющем жесте. На заднем плане колонны, поддерживающие потолок, имеется перспектива. Вероятно, здесь были росписи чудес Христовых. А эта композиция изображает исцеление сухорукого.
Вход в храм из притвора «охраняют» расположенные по бокам в арке ангелы. Все ангелы, изображённые в этом храме, представлены в образе прекрасных юношей с крыльями, как символ совершенства. В своде арки изображение ангела в круглом медальоне. В руках у него свиток со словами: «Возлюбиихъ благолепие дому Твоего». Он одет в зелёный хитон и розовый гиматий. На правом плече золотой лор. От медальона расходится витиеватый симметричный узор жёлтого, синего, зелёного и красного цветов.
|
При входе в храм в глаза бросается главная его фреска – Троица новозаветная (сопрестолие) в окружении ангелов и архангелов, написанная в своде. Здесь в окружении ангелов на облаке представлены Господь Саваоф, по правую руку от него восседает Иисус Христос, над ними голубь – святой дух. Все существа и силы, изображённые здесь и окружающие Бога, служат ему, благословляют и восхваляют его. Центральная композиция в восточной части свода – Троица новозаветная. Саваоф изображён седовласым старцем с бородой. Над головой треугольный нимб. Взгляд направлен вверх. Правую руку он поднял в благословении, левая рука покоится на синем шаре как символе мира, в ней он держит скипетр, завершающийся крестом. Одет в голубой хитон и зелёный гиматий.
Иисус одет в розовый хитон и голубой гиматий. Над его головой круглый нимб. Взгляд направлен на зрителя. В правой руке он держит большой деревянный крест, как символ мученичества. В левой у него раскрытое евангелие со словами: «вся Мне предана суть Отцем Моим, и никтоже знает Сына, токмо Отец.ни Отца кто знает, то». Фигуры Бога-отца и Бога-сына отличаются. Саваоф прописан более тщательно, ярко. Одежды, складки, лицо – всё указывает на то, что прописано это рукой мастера. Фигура Христа же более прозрачная, бледная.
|
Над ними изображён белый голубь в золотом круге, с расходящимися в стороны восемью лучами. Вокруг Троицы пятнадцать херувимов, представленных здесь в виде головок младенцев с крыльями. Также они расположены в два ряда поверху у отверстия барабана.
Серафимы осеняют Божие присутствие и его престол в небесах. Они – непременные присутствующие его окружения. Под восседающими отцом и сыном изображения трёх шестикрылых разлетающихся красных серафимов. Такая же композиция находится в плафоне купола главного храма Христа Спасителя в Москве. С тех пор как Иван Крамской в 1865 году написал её, эти образы разошлись по всей России.
Предстоящие Троице шесть ангелов, непосредственно повёрнуты к ним. Верхний левый ангел одет в жёлтый хитон и лиловый гиматий. Руки его сложены перед собой, он с благоговением смотрит на Христа. У ангела справа красный хитон и синий гиматий. Руки крестообразно сложены на груди. Взгляд спокойный. Ангелы во втором ряду держат в руках свитки. У ангела слева сиреневый хитон и жёлтый гиматий. На свитке надпись: «Свят, свят, свят, Господь Бог Саваоф!». Ангел справа держит свиток, на котором написано «Слава в вышних Богу!». Его одежды зелёные и красные. Ангелы нижнего ряда в коленопреклоненной позе, взгляд опущен. Только у них и ещё одного ангела рядом с архангелами в волосах мы видим слухи – ленты – это символ постоянного слушания Бога. Одежды ангела слева – бело-зелёные, руки разведены в стороны. Ангел справа одет в белый хитон и жёлтый гиматий, руки сложены на груди крест-накрест.
|
Следующие две симметричные композиции, расположенные от Троицы, изображают ангелов с символами власти. Рассмотрим ангелов слева. В первом ряду три ангела. Первый ангел одет в фиолетовый хитон, жёлтый с голубой окантовкой стихарь, его грудь крестообразно перехватывает белый лор с синими крестами. В правой руке он держит жезл со змеевидными рогами и белым платом. Правую прижимает к груди. Центральный ангел одет в белый хитон и красный гиматий. Его лор золотой. На голубой с золотом подушке он держит золотую митру с вставленными иконами, и панагию. Ангел справа одет в бордовый хитон, зелёный с синей окантовкой стихарь, на груди золотой с синей окантовкой лор. Перед собой на подушке он держит золотисто-белый омофор. За тремя ангелами стоят ещё два, молитвенно сложив ладони. Левый ангел одет в зелёный хитон и лиловый гиматий. Лор его белый с золотой окантовкой. Одежды ангела справа красно-голубые. Между ними лик шестикрылого серафима.
Первый ангел в группе ангелов справа одет в красный хитон и синий гиматий. На красной подушке он держит скипетр и державу. Средний ангел на подушке подносит золотую корону с венчающим крестом. Его одежды белые и лиловые. Взгляд левого ангела опущен, он держит красную царскую мантию и меч в ножнах. Одежды его жёлто-зелёные.
Над двумя ангелами, стоящих позади них, лик херувима. Ангел слева одет в розово-лиловые одежды, взгляд опущен, левая рука прижата к груди, правая на том же уровне. Правый ангел сложил руки крест-накрест на груди. Его одежды – это розовый хитон и зелёный гиматий. Все эти атрибуты, которые держат ангелы, символизируют духовную и светскую власть Господа.
Напротив троицы в западной части свода изображены семь архангелов. В центре помещены три архангела – Гавриил, Михаил и Рафаил. Они пользуются наибольшим почитанием в христианстве. Гавриил, потому что возвестил Деве Марии о будущем рождении Иисуса Христа, Михаил - как глава небесного воинства, и как целитель особо почитается Рафаил. Архангела Михаила можно отличить среди других по его одеждам и атрибутике. Облачён в воинские доспехи, держит в руках пламенный меч и щит, на котором изображён золотой греческий крест. Его одежды повторяют доспехи римского полководца: короткая синяя туника, поверх неё одет рельефный металлический панцирь с наплечниками и алый офицерский плащ. Волосы его короткие, глава обращены к небу.
Слева от Михаила архангел Гавриил. Его мы узнаем по белой лилии в левой руке, правую он прижимает к груди. Одет в светлые одежды: белый хитон и голубой гиматий. Золотистые волосы раскинулись по плечам. Кроткий взгляд его обращён к предстоящим.
Справа же от Михаила – Рафаил. Он как целитель изображён с чашей в левой руке, наполненной лечебными средствами. Облачён в синий хитон и зелёный гиматий. Над этими тремя архангелами витают два ангела с поднятыми крыльями. У правого в волосах голубая лента – слухи.
Справа от центральной группы трёх архангелов Уриил и Селафиил. Уриил с большой свечой в правой руке – как просветитель и наставник усомнившихся и невежд. Красный хитон и синий гиматий – одежды этого архангела. Рядом с ним Селафиил – молящийся архангел с дымящим кадилом. Всегда молится Богу о людях и побуждает их к молитве. Лик его спокоен, одухотворён. Одет в жёлтый хитон и лиловый гиматий. Над ними изображён парящий трубящий ангел.
Слева от центральной группы архангелов расположены архангелы Иегудиил и Варахиил. Справа Варахиил – как архангел божьих благословлений правой рукой благословляет, а влевой держит копьё с белой хоругвью с греческим крестом на ней. Он облачён в белый хитон и сиреневый гиматий, его волосы спадают на плечи. Крайний в композиции всех архангелов – архангел Иегудиил. Это покровитель подвизающихся и монашествующих, славитель Бога, наставник в работе, заступник в пути, помощник нуждающимся в чём-либо. Поэтому изображается с мечом в правой руке, левую прижимает к груди.
Рассмотрев лики ангелов, можно понять, что писали их четыре или пять мастеров. Разные овалы лица, надбровные дуги, глаза, волосы, крылья. Даже краски положены по-разному. Кто-то писал густо, а кто-то прозрачно.
В основании свода проходит гризайльный карниз, имитирующий консоли, они нарисованы с перспективой. Между консолями объёмные цветы.
Начнём рассмотрение росписей стен храма слева от входа. В угловой арке в простенках между окнами нижние фигуры сохранились очень плохо. Справа от окна утеряна вовсе. Слева изображён мужчина в синемгиматии. По центру между окнами нижнего и верхнего света в медальоне изображён старец в капюшоне, над головой нимб. Правой рукой он благословляет. Слева от окна верхнего света в арочной раме изображён молодой человек, держащий в правой руке перед собой крест, левую прижимающий к груди. Одежды его – жёлтый хитон и зелёный гиматий. Справа изображение мужчины с бородой, опять же в правой руке перед собой он держит крест, левую приложил к груди. Одет в синий гиматий. Завершает этот простенок круглый медальон евангелиста Марка над окном верхнего света. Он изображён за работой, поясно. Фон золотой. В правой руке держит стило, в левой – табличку со свитком. Глаза опущены. Над головой нимб. Одет в розовый хитон и синий гиматий.
На северной стене в простенках между окнами верхнего света слева изображён седовласый великомученик с бородой. В руках он держит книгу. Одет в красный саккос и синий омофор. Справа изображение седого старца в жёлтых епископских одеждах с митрой на голове и жезлом в левой руке. Правой он благословляет. Над этими изображениями, в своде арки расположен серафим с шестью крылами. Между центральными окнами верхнего и нижнего света изображена женщина в медальоне. Над головой нимб, взгляд направлен на зрителя. Одета в жёлтый омофор. В правой руке она держит крест, в левой раскрытый свиток со словами: «Верую во единого Бога Отца Всед». Нижние изображения не сохранились.
На северо-восточной стене в нижнем ярусе изображён в рост Григорий Пельшемский – основатель монастыря на реке Пельшме. Взор спокойный. Правой рукой он благословляет, влевой держит раскрытый свиток. В нём надпись: «Да иматенелецимерию любовь друг ко другу». Между окнами верхнего и нижнего света помещён медальон с поясным изображением царицы Тамары с нимбом, в короне и жёлтом омофоре. В правой руке перед собой она держит крест, левая прижата к груди. Слева от окна верхнего света изображён в рост святой, в светлых одеждах. Его руки сложены на груди. В углу под сводом в круглом медальоне поясное изображение евангелиста Матфея. Он представлен седовласым старцем с бородой. Над его головой белый обод нимба, в руках раскрытый свиток, который читает евангелист. Фон золотой, одежды Матфея – жёлтый хитон и красный гиматий.
Юго-восточная стена венчается медальоном с поясным изображением евангелиста Иоанна. Бородатый старец поднял правую руку в благословляющем жесте, влевой он держит табличку с письменами. Одет в зелёный хитон и красный гиматий. Над головой нимб. Справа от окна верхнего света изображён монах. В руке он держит раскрытый свиток, в нём написано «Свидения твоя поучение мое есть, и совети мои оправдания твоя». Под ним в арочном обрамлении помещён монах с жезлом в левой руке, правую он прижал к груди. Между окнами верхнего и нижнего света медальон с поясным изображением царя. На его голове корона, вокруг головы нимб. Одет в царские золотые одежды. На лице небольшая борода и усы. Взгляд устремлён на зрителя, двумя руками перед собой держит восьмиконечный крест.
Два изображения в простенках окон верхнего света южной стены сохранились неполностью. Лики отсутствуют. Над ними, вероятно, как и на северной стене, было изображение серафима. Сейчас оно утрачено. Зато сохранилось центральное изображение в этой стене – круглый медальон. Здесь изображён великомученик, в правой руке он держит кубок, левая прижата к груди. Нижние фрески смыты.
Юго-западная стена завершается медальоном с поясным изображением евангелиста Луки. У него имеется небольшая борода, над головой нимб. В правой руке он держит раскрытый свиток, но взгляд направлен в сторону куда-то поверх написанного. Одет в белый хитон и зелёный гиматий. Слева от окна верхнего света изображён, как гласит подпись, «Св. Безсеребрен. Косма». Правую руку Косма прижимает к груди, влевой держит ковчег для врачебных инструментов. Справа от окна изображён брат его – Дамиан. В правой руке он держит ложку, в левой – шкатулку. Нижние изображения сохранились не полностью. У фигуры слева остались лишь глаза и часть головы. О фигуре, изображённой справа также сказать можно не многое. Читается только верхняя часть изображения. Это седовласый старец в синем хитоне, правая рука его прижата к груди.
Над аркой, связывающей храм и притвор, находится композиция Успения Богородицы. Центральное место в ней занимает лежащая на смертном ложе фигура Богоматери в голубых одеждах. Над головой её свечение. Руки сложены на груди. На переднем плане слева лежит её пурпурный омофор. Над ней стоит, раскинув руки, Иисус. Вокруг фигуры предстоящих апостолов. Несколько человек в коленопреклонённой позе, руки сложены в молитве.
В арке, отделяющей пространство храма от алтаря, слева во весь рост изображён Серафим Саровский. Он повёрнут к зрителю полубоком, взгляд опущен, руки сложены на груди. Одет в синий саккос и белый с золотыми крестами омофор. Вся фигура показывает усердность моления этого святого. Слева есть надпись о том когда создавался этот храм: «Стенная живопись исполнена по благословению Преосвящ. АлексияЕп. Вологодского и Тот. Иждивением приходских людей.». С правой стороны в арке изображение Сергия Радонежского. Он также повёрнут к алтарю. Правую руку прижимает к груди, влевой держит чётки. Облачён в тёмно-синие одежды. Над головой сияющий нимб. Взгляд полон одухотворённости. Справа от изображения преподобного имеется надпись о том кто и когда расписывал храм. «Живопись исполнена живописец Александр Рубцов и церк. [cтароста] Михаил Игнашов, … маст. живоп. … Татчаковым 1904 г.».
В своде акрки в медальоне помещён ангел, держащий в руках развёрнутый свиток «Аллилуйа!».
Центральная композиция алтаря – Воскресение Иисуса Христа. Он стоит в центре, правую руку поднял в благословении, влевой держит белую хоругвь с золотым крестом. Над головой светящийся нимб. Пред ним по сторонам на первом плане два ангела на коленях, руки сложены на груди, они с благоговением смотрят на воскресшего. На заднем плане слева показана скала и открытая дверь в гробницу. Справа вдалеке гора Голгофа с тремя возвышающимися крестами.
Слева в своде потолка изображено Вознесение Господне. Центральная фигура – возносящийся Иисус. Взгляд его спокоен, обращён на зрителя. Рядом в окружении апостолы. Левая часть композиции утрачена.
Справа в своде – Сошествие святого духа. В центре восседает Богоматерь, над ней – голубь в золотом сиянии. Руки её подняты перед собой на уровне груди. Вокруг двенадцать апостолов. Над головой каждого белый огненный язык.
На северной стене алтаря две композиции по сторонам от арочной ниши. Слева – рождество Иисуса Христа. В центре изображения младенец на руках у Марии, она с нежностью смотрит на ребёнка. За её спиной и справа изображены три волхва, пришедшие поклониться Мессии. Фон тёмный, красочный слой частично смыт. Композиция справа на северной стене «Распятие» (См. илл.70). В центре на кресте распятый Иисус. Нижняя часть утрачена вместе со штукатуркой. Слева от креста фигура Богоматери. Руки сложены в молитвенном жесте, голова опущена. Справа стоит Иоанн Богослов. Руки сложены на груди крест-накрест. На заднем фоне синее небо, внизу полоса гор.
На южной стене алтаря слева от окна композиция «Снятие со креста». Три человека несут тело Иисуса, двое под руки, один за ноги. Часть изображения утрачена. Справа от окна изображено Сретение. В левой части композиции Мария и Иосиф, Богоматерь передаёт на руки Симеону Богоприимцу. Справа за ним фигура Анны Пророчицы. Событие происходит в храме – на заднем плане в центре изображена ниша.
Все сюжетные композиции в этом храме обрамлены в рисованные рамы, чередуются с орнаментами, фризами и архитектурными гризайльными элементами. На имитации лепнины имеются розовые вкрапления – художники добивались сходства с мрамором. Имитация лепных фризов здесь превосходная: завивающиеся листья аканта, розетки, венки, колонны при определённом свете смотрелись потрясающе реалистично.
К сожалению, состояние настенной росписи ухудшается с каждым годом. Всё больше отваливается штукатурки от стен, живопись смывается потоками воды, и есть вероятность, что со временем краски потускнеют, а где-то красочный слой и вовсе исчезнет.[8]
Разрушение и восстановление Храма.
В России все сначала не впервые начинать –
Истреблялась, исчезала, а потом, глядишь, опять,
Из-под пепла, из-под праха, где чернела пустота.
После крови, после страха вырастала красота.
Н.А. Мельников
По рассказам некоторых старожилов, в то время было принято гордиться тем, у кого в селе церковь краше и выше. Своим храмом гордились наши предки. Церковь была самой высокой из всех церквей, стоящих в соседних селах. Церковь занимала важное место в ходе крестьянской жизни. В село во время церковного праздника стекались жители со всех окрестных деревень, находившихся порой довольно далеко. Церковь была регистратором всего течения семейной жизни (рождение, брак, смерть – официально фиксировались ею). Церковно-приходские школы для многих крестьян были единственным источником грамотности. В них детям пытались дать не просто грамоту, а четкие нормы мировоззрения и поведения. В любой деревенской избе был святой угол с иконами. Вера переходила от родителей к детям незаметно, в ежедневном обиходе.
23 января 1918 года был опубликован Декрет Советского Правительства об отделении Церкви от государства и школы от церкви, получивший название Закона о свободе и совести. Он декларировал принципы невмешательства государства во внутренние дела церкви и невмешательства Церкви в управление государством. Принцип отделения церкви от государства и школы от Церкви был закреплен Конституцией РСФСР 1918 года. С 1929 года началась массовая компания по подготовке общественного мнения к закрытию храмов. К Церкви стали относится как к контрреволюционной силе, оказывающей существенное влияние на сознание масс.
В 1930 году в стране началось массовое снятие колоколов из храмов и передача их в Фонд индустриализации. Постепенно многие Церкви стали закрываться, другие бездействовали.
Николаевский Храм постигла участь многих русских Храмов. В результате массовой атеистической пропаганды среди сельского населения стало увеличиваться количество селян, для которых вопросы веры и безверия стали утрачивать свое значение.
В 1930-е годы церковь Николая Чудотворца закрыли. Колокола были сняты и переплавлены. Иконы рубили и сжигали. Правда, часть икон жители Режи сохранили у себя. Затем в церкви находилось зернохранилище. В 1990 годы в церкви был сделан спортзал. А в зимней церкви, сначала был клуб, но недолго. А затем переоборудовали под маслозавод.
Ещё в 80-90 годы была не одна попытка начать восстановление церкви. Люди собирали деньги на ремонт крыши, но всё затихало. И вот в 2013 году начались небольшие сдвиги. Была создана инициативная группа, которая обратилась к местным жителям с вопросом о ремонте церкви. Наш храм начал возрождаться, он объединяет людей, даёт надежду. Пять лет назад разве могли мы подумать, что это возможно? Теперь не течёт крыша, не осыпаются фрески, сверкают позолотой четыре креста на обновившихся куполах, а в церкви появился престол, аналое и подсвечники…
19 августа 2017 года в нашем Храме прошёл престольный праздник Преображения Господня. В честь этого праздника батюшка Михаил провёл водосвятный молебен и освящение плодов. На праздник прибыли местные жители и гости. Многие из них в нашем Храме были впервые, удивились величественности здания, подивились сохранностью фресок и проводимым ремонтом. Впервые зазвучал над деревней колокол, который возвестил о начале и окончании службы. В настоящее время регулярно проходят службы, на которые собираются не только местные жители Режи, но приезжают и гости.
В январе 2018 года многие желающие, земляки и гости, приняли участие в значимом для нас событии: установке памятной таблички молитвеннику и подвижнику, почитаемому во всей округе, блаженному Николаюшке Трофимову (Тотемскому). Служба состоялась в Храме.
Восстанавливается Храм, потому что люди верят, что в почти полностью обезлюдевшие, но всё-таки прекрасные места вновь вернётся Жизнь. Потому что верим, что мы, режаки, вместе с добрыми людьми, ставшими верными помощниками, помогаем нашей Родине в деле сохранения многовековой русской культуры. Не иссякает энтузиазм у тех, кто мечтает увидеть возрождённой нашу церковь, и живительным родничком поступают средства на её восстановление. Но всё же объем работ очень большой, а средств не так уж и много.… Заказаны верхние рамы, ждут остекления и установки нижние рамы … Постановленные по левому фасаду здания строительные леса позволяют провести работы по побелке стены, обшивке фронтонов и установке водосливов. Почти в полном объеме закуплены стройматериалы для пристройки (крыльца). Кроме того, высказано пожелание восстановить четвёртый купол… (А как без него? Ведь только тогда Храм имеет силу, когда все кресты и все главки на месте…). А чтобы проводить полноценные службы, нужно делать иконостас и жертвенник…. Много дел ещё нужно сделать, все важные, все не терпят отлагательств. Мы должны сохранить наш храм - символ Режской земли!
Из воспоминаний жителей Режи
(Воспоминания старожилов Режи о Храме Преображения Господня, д. Монастырская. Записаны учениками Режской школы, материал хранится в школьном музее).
Собор строился 40 лет, вручную. Кирпич делали сами прихожане. Церковь была расписана в 1902 году. Богослужение началось в 1905 году. Было две церкви: летняя и зимняя. Они были обнесены сначала деревянной, а затем кирпичной оградой. В летней служили летом. На церкви было три креста. Кресты были золотые, а купола позолоченные. Церковь была настоящим украшением Режи и её окрестностей. Играя на солнце, блестели позолоченные купола. В праздники далеко по округе был слышен звон колоколов. На Монастырскую выходили красивые резные ворота. Они вели в алтарь, в который носили новорожденных мальчиков. На зимней церкви была колокольня, над которой был один большой колокол, который весил 120 пудов и три маленьких. В этой церкви служили зимой. Когда заходили в церковь, направо была лестница, которая вела на колокольню. Налево жил сторож. Прямо были двери во внутрь церкви. В зимней церкви был тоже алтарь. Недалеко от алтаря была занавеска, за которой исповедовались. В церкви было 4 попа: Голубцов, Лавров, Верюски, Леонтьевский. Вокруг церкви было кладбище. До сих пор заметны небольшие холмики могилок. В последнее время на деревьях, растущих рядом с могилами весной появляются цветы.
Священнослужители жили на Горке, она называлась Поповская горка. На правом берегу реки Режи жили попы, дьячки, дьяконы, псапломщики. В церкви венчали молодых, крестили, проводили службу. Например, на Пасху ходили в церковь вечером и всю ночь слушали пение, молитвы. Утром обходили вокруг церкви (крестный ход). Затем возвращались в церковь. Священнослужитель нёс впереди икону и говорил «Христос воскрес». Остальные люди, находившиеся в церкви отвечали «Воистину воскрес».
Служба в церкви продолжалась до 1936 года (по другим воспоминаниям до 1934 или 1937 года). Колокола и кресты с церкви были сняты. По воспоминаниям это сделали Игнашев Михаил Евграфович, Добрынин Александр Фёдорович, Востряков Иван Панфилович. А иконостас был снят Поповым Александром Николаевичем. В это же время заровняли и кладбище у церкви. Затем летняя церковь была переделана под склад, где хранилось зерно. В 1990 годах в церкви был сделан спортзал. А в зимней, сначала был клуб, но недолго. А затем переоборудовали под маслозавод. В настоящее время зимняя церковь пустует. А в летней церкви несколько раз проводилась служба. Сохранились описания внутреннего убранства церкви: большой иконостас, алтарь. Летом много людей приходят и приезжают в церковь, чтобы посмотреть на росписи в церкви, полюбоваться её красотой.
Нина Михайловна Соколова:
«Лет 20 назад я встретилась с Марией Игнашевой. Она родилась в деревне Монастырская, но почти всю жизнь прожила в Москве. Рассказ о строительстве церкви Мария слышала от своего деда: " Пошли бабы в капустник (многие помнят, где был этот капустник) и увидели на горе свечение. Рассказали об этом самому старому жителю деревни. Он сказал, что это место святое, здесь надо построить церковь. В строительстве церкви принимали участие все жители Режской волости: для крепости кирпичей собирали яйца. Но основная нагрузка, конечно же, была на монастырских жителях. Для замеса глины нужен был только свежий удой молока. Глину разрешалось месить мужчинам только в новых хромовых сапогах." Глину брали, я ДУМАЮ, на месте нынешнего "прогона". Лет 60 назад, когда мы были маленькими, на месте забора глины были ещё огромные ямы. Во время разлива речки Берёзовки на этом месте был водопад. Красивое зрелище! Видела собственными глазами! Звуки падающей воды были слышны на нашем краю. Вот такая версия!»
Старикова Мария Ивановны:
«Маслозавод до 1948 года находился в д. Монастырская(сейчас там недалеко дом Черепановых), а в 1948 году его перевели в здание зимней церкви. До этого в зимней церкви был клуб, потом использовали под зерно, но сусеков не было. Я в этот период начинала работать. Когда переходили в здание церкви, то требовалась траншея под хранение льда. Землю раскапывали, кости первое время были не прибраны, позднее вырыли яму, чтобы закопать. Могильные холмики заравнивали лопатами, крестов и памятников на могилах в это время уже не было. Льда требовалось много, поэтому его под собором пытались хранить, а также в алтаре зимней церкви. Пришлось делать ещё один ледник, потом скважину бурить, конечно, всё это на старом погосте»
Воспоминания Стариковой Пелагии Дмитриевны, жительницы д. Гридино Сямженского района Вологодской области. Записаны Игнашевой Наташей, ученицей 7 класса. 1997 год.
«Было две церкви: летняя и зимняя. Межу церквями было кладбище. От церкви к церкви была кирпичная ограда. В церкви было три колокола. Церковь делали своими руками. Один человек обгибал церковь руками сам.
Обгибал церковь руками Ермешелов.
У первого попа была фамилия Лавров, у второго – Верейский, последнего попа звали Николай.
Венчание проходило следующим образом: молодых обводили вокруг алтаря. Впереди шёл поп, жених вёл за руку невесту. Потом они вставали на половичок и обменивались кольцами. На голову им надевали головные уборы. На алтаре стояла золотая чаша и две золотые иконы. Попы ставили две свечки перед иконами. На полу лежал невестин половичок.
В Пасху ходили в церковь. Весь вечер и всю ночь пели молитвы. Обходили вокруг церкви. Затем заходили в церковь. Поп заходил в алтарь, поднимал икону и говорил: «Христос Воскресе». Остальные люди, находящиеся в церкви, в ответ ему говорили: «Воистину Воскресе». В каждое воскресенье в церкви пели песни про Бога.
Воспоминания Игнашевой Августы Тимофеевны, записаны внучкой Зайцевой Таней в 1997 году.
«Раньше было пустое место, люди узнали и приехали. Подумали и стали основываться. Построили церковь приезжие. Построили две церкви: зимнюю и летнюю. Летняя – это высокая. Она была поставлена на кирпичных столбах, а зимняя – это низкая, была колонья. …
Во время службы стояли справа мужчины, а слева – женщины. Были ограды около церкви, там и хоронили. Дорога у церкви проходила за оградой, не так, как сейчас.
Где школа, там была Поповская Горка. На правом берегу Реки были дома попа, дьячка, дьякона, служки, просвирня. …Все земли считались церковными. В близлежащих деревнях были свои церковные угоды. С Рассохина были отданы Осотливые полянки. Церковь закрыли в 1938 году летом».
Воспоминания Добрыниной Юлии Михайловны, записаны Дьяковой Юлей
«Были в церкви поп, дьякон, помощник. Старосту выбирали всем приходом. В церкви был сторож. Он топил в церкви печи.
Служили по воскресеньям. Первая служба была заутренняя, потом перерыв, а потом обедня. Было большое колоколо, в которое звонили перед тем, как начать служить. Колокол весил 120 пудов. В церкви был один большой колокол, четыре средних, девять маленьких, назывались подзвонки. Седьмого января звонили в колокола весь день. В Пасху звонили неделю.
В Пасху звонили с вечера, с девяти часов. В шесть часов кончали службу. А потом с иконами ходили по деревням поп и дьякон. Заходили в каждый дом. За это давали им яйца,кто сколько даст, два пирога и буханку хлеба. Поп, дьякон, псаломщик жили на Горке.
Дорога у церкви проходила под окнами дома Нины Антоновны Вахрушевой. Церковь обнесена была оградой. Со стороны Лукинской она проходила около пилорамы. Ограда была очень красивая.
Церковь строили больше ста лет. Закончили стоить в 18 веке. Служили до 1934 года. Колокола спехнули для того, чтобы сделать трактора. Колокольня была разрушена в 1938 году. Ограду разрушили для того, чтобы строить???пыл на Рассохине.
В зимней церкви была под полом печь. В летней ничего под полом не было. В летней церкви служили с Пасхи, пока тепло. У церкви было кладбище. Иконостас был сделан под цвет золота».
Попова Зинаида Александровна
«Мне в детстве нравилось бывать в доме моей бабушки. И я интересовалась, кто разрисовал так красиво двери, заборку и судёнку. Она рассказывала, что мой дед-дедушко Паша, родился в этом доме. Когда он был маленьким ещё(годиков 5),у них квартировали иконописцы. В обязанности маленького Паши входило звать их на обед. Часов тогда не было, но на подоконнике была сделана зарубка, тень на эту зарубку падала-это и было время обеда, мне тоже нравилось по этой зарубке время определять. Конечно, можно было только летом и в солнечную погоду время определить. Сколько времени жили иконописцы, я не помню, но то, что разрисовали красивыми дивными цветами в доме, запомнила. Я нашла годы жизни моего деда-1898, а церковь закончили расписывать в 1904. Значит к моменту окончания работ на Храме, деду было 6 лет. Я вспоминаю, что краски были яркими, не смывались, Держались лет 50,не меньше, до пой поры, пока не надоело новой хозяйке. (Из воспоминаний моей бабушки Игнашевой Виринеи Кондратьевны).
Маслова Р.И., приехавшая погостить из Саратова, описала нам свои чувства после посещения службы в нашем храме:"Захожу на ступеньки Храма перед службой и ком в горле,и слёзы на глазах. Папка, неужели твоя мечта сбывается-храм ремонтируют и службы идут." Оказывается, её отец Стариков Иван Григорьевич, уроженец д.Гридино, был старостой нашей церкви. У него была Библия на старославянском языке, толстая, в кожаном переплёте, с защёлками. Он всё мечтал, что церковь откроют и Библия пригодится. Ему пришлось пройти через много испытаний за свою веру, работал в основном по вербовке в разных городах, прошёл войну. Жил в Ленинграде, но все отпуска и свободное время проводил на любимой Родине-в Реже. Дети исполнили его просьбу: похоронили на режском кладбище, а Библию сдали в Ленинградскую церковь, которую он посещал.
Попова Зинаида Александровна:
Сегодняшний день подарил интересную встречу... Мы знали, что последний священник был посажен на десять лет за то, что окрестил в храме девочку, сразу же была закрыта и церковь.... Эта "девочка" приехала сегодня на свою родину и,спустя 77 лет, вновь оказалась под сводами режского храма. Раиса Константиновна не сдерживала своих эмоций: "Руки дрожат...Я ведь второй раз раз в моём храме. Первый раз здесь была, когда меня младенцем крестили. Мне мама рассказывала, что меня окрестили, а на следующий день и храм закрыли, и священника посадили. Как хорошо, что успели окрестить. " Мы долго молча стояли под сводами храма, смотрели на догорающие свечи, а я думала о том, что всё возвращается на "круги своя", а " голос далёкого времени "стал для меня осязаемо близок...
Владимир Минцкер:
Прочёл в "седмица.ру" статью профессора М.С.Черкасовой с новыми комментариями "Завещания Феодосия Суморина". И вот что обнаружил. Игуменом пустыни, что была в д.Монастырская был Леванид Власиев сын Суморин. То есть Феодосий Иулиан сын Суморин и ЛеванидВласиев сын Суморин были родственниками, думаю двоюродными братьями. Вот наверно Феодосий и опекал, восстанавливал пустынь, где игуменом был родственикЛеванид. Феодосий дал 30 рублей своих денег на восстановление, это по тем временам были очень большие деньги.
Заключение
Церковь Николая Чудотворца - это самая хорошо сохранившаяся церковь в Сямженском районе. Летом много людей приходит и приезжает в церковь, чтобы полюбоваться её красотой. Она поражает посетителей своей масштабностью и величием. Внешний вид за эти годы практически не изменился, только утрачен юго-восточный барабан с главкой. Одной из особенностей данного храма является его бесстолпное перекрытие, за счёт чего он кажется таким просторным.
И конечно же лики святых. Если бы они могли рассказать, поведали бы о многом. Как в первый раз наши предки осторожно и боязливо поднимались по высоким ступенькам и робко заходили в храм, как восторженно, с трепетом, затаив дыхание, взирали на высокий расписной потолок, на стены.
Можно представить, как это было, когда была закончена роспись купола и стен, когда храм снова открыл свои двери. Возможно, было это в Петров день, главный праздник деревни Монастырской.
В жаркое июльское утро все население деревень устремилось сюда. В нарядной одежде (и до сих пор жива традиция: выходя из дома в мир одеться чисто, красиво, нарядно) поднимались они по высокому деревянному крыльцу. Женщины аккуратно приподнимали подолы платьев, мужчины торопливо стягивали картузы, дети боязливо жались к юбкам своих матерей.
И входили они в большие церковные ворота, деревянные, обитые железными планками, и застывали от изумления и восторга, пораженные невиданной красотой росписи. С этого дня и навсегда дивные росписи вошли в ту часть жизни наших сельчан, что была самой яркой, праздничной, важной. Потому что именно здесь венчались и крестили детей, здесь молились о здоровье и урожае, здесь отпевали усопших – все значительные события неразрывно были связаны с храмом. Все происходило под ликами святых, безмолвных, но, казалось, все понимающих и все принимающих, разделяющих людские трагедии и радости.
На основе собранного материала можно сделать вывод, что исторические события повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение храма в нашем селе. Каким только гонениям не подвергалась церковь! Её пытались разрушить, уничтожить веру. Но всё это прошло, и церковь Христова стояла и стоит, а значит, и дальше будет стоять, а вместе с ней и наша Россия.
Когда в селе есть храм, у жителей есть вера в будущее. Будет возвращаться в родные места молодёжь, приедут новые семьи, которые хотят работать на земле, растить детей.