Просветительская работа с родителями с основой на духовно-нравственную культуру России. Связь с курсом « Основы светской этики»




Духовно-нравственная культура включает в себя следующие разделы курса: 1. православие 2. домострой 3. род и семья - исток нравственных отношений 4. культура и мораль 5. добро и зло 6. добродетель и порядок 7. свобода и моральный выбор человека 8. свобода и ответственность 9. золотое правило нравственности 10. честь и достоинство 11. семейные праздники и т.д.

На основе основной образовательной программы начального общего образования Муниципального Образовательного учреждения Иркутского районного муниципального образования «Пивоваровская средняя общеобразовательная школа», срок реализации 4 года, которая утверждена на педагогическом совете МОУ ИРМО «Пивоваровская средняя общеобразовательная школа», протокол №1/1 от 30.08.2016год, утверждена приказом №183/3 от) 2.09.2016 год.

Разработан курс лекций для просвещения родителей.

Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования в Пивоваровской СОШ является социально­педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

 

Задачи:

1. формирование у обучающихся гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры, т.е. воспитание гражданина России, способного реализовывать свои гражданские права и обязанности;

2. личностное развитие воспитания обучающихся;

3. развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры;

4. духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

5. сохранение и приумножение общественно-культурных традиций школы;

6. стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к асоциальному поведению в обществе;

7. формирование экологической культуры;

8. формирование толерантности у обучающихся.

Реализация данной темы проходит через следующие направления:

Духовно-нравственное воспитание, добрые чувства, мысли, поступки:

· формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно­продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, традиционных для народов России, российского общества, непрерывного образования, самовоспитания и стремления к нравственному совершенствованию;

· укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

· формирование основ нравственного самосознания личности – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

 

Трудовое воспитание

 

· получают первоначальные представления о роли труда и значении творчества в жизни человека

· знакомятся с различными видами труда, профессиями

· знакомятся с профессиями своих родителей

· приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду

· осваивают навыки творческого применения знаний, полученных при изучении учебных предметов

· приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательной организации

· приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;

·

Культурно –просветительная:

внимательно и бережно относиться к любым проявлениям индивидуальности детей, поддерживать и обеспечивать ее становление

· получают первоначальное представление о значении понятий «миролюбие», «гражданское согласие», участия в проведении государственных и школьных праздников «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия», выполнения проектов, тематических классных часов

· приобретают элементарный опыт, межкультурного, межнационального, межконфессионального сотрудничества, диалогического общения в ходе встреч с представителями различных традиционных конфессий, этнических групп, экскурсионных поездок, выполнения проектов социокультурной направленности

· принимают посильное участие в разработке и реализации разовых мероприятий или программ добровольческой деятельности

осваивают навыки видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательной организации

Спортивно-туристическое, формирование здорового образа жизни, через участие в спортивно-массовой деятельности школы

 

· получают первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, его значении для полноценной человеческой жизни, о физическом, духовном и нравственном здоровье, о природных возможностях организма человека, о неразрывной связи здоровья человека с его образом жизни в процессе учебной и внеурочной деятельности;

· участвуют в пропаганде здорового образа жизни

· учатся организовывать правильный режим занятий физической культурой, спортом, туризмом, рацион здорового питания, режим дня, учебы и отдыха;

· получают представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека

· участвуют в проектах и мероприятиях, направленных на воспитание ответственного отношения к своему здоровью

· разрабатывают и реализуют учебно-исследовательские и просветительские проекты по направлениям: здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт, выдающиеся спортсмены;

· регулярно занимаются физической культурой и спортом (в спортивных секциях и кружках, на спортивных площадках, в детских оздоровительных лагерях и лагерях отдыха), активно участвуют в школьных спортивных мероприятиях, соревнованиях.

 

 

Патриотическое воспитание

· ценностные представления о любви к России, народам Российской Федерации, к Сибири, к своей малой родине;

· первоначальные нравственные представления о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье, школе, одноклассникам;

· элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, важнейших законах государства;

· представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательная организация;

· интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации

· уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

· первоначальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

уважительное отношение к воинскому прошлому и настоящему нашей страны, уважение к защитникам Родины.

Экологическая культура, здорового и безопасного образа жизни

· усваивают элементарные представления об экокультурных ценностях, о законодательстве в области защиты окружающей среды, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой

· получают первоначальный опыт эмоционально-­чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе

· получают первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности

· учатся вести экологически грамотный образ жизни в школе, дома, в природной и городской среде.

На основе вышеизложенного были составлены и проведены следующие родительские собрания: «Причины недостаточной успешности учения в школе», «Законы жизни семьи и их влияние на успешность обучения младших школьников» и др.

 

Родительское собрание на тему: «Причины недостаточной успешности учения в школе».

Педагоги, психологи и родители стремятся сделать все возможное, чтобы обучение младших школьников было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов.

Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья – 50%. СМИ – 30%, школа - 10%, улица – 10%.

Семья – персональная среда жизни и развития ребенка, именно она играет решающую роль в его развитии.

Сегодня большинство родителей посещают школу эпизодически, проявляют собственную инициативу в вопросах школьной жизни своего ребенка пассивно, неохотно.

В наши дни школа – наиглавнейший советчик и помощник семьи. Сегодня, имея ограниченное количество рычагов воздействия на семью, школа ставит своей первоочередной задачей поиск путей привлечения родителей к школьной жизни их детей, формирование интереса к ней.

Как определить реальные возможности каждого ученика и создать именно такие условия, при которых обучение становилось бы более успешным?

Очень часто решение подобной проблемы видят в проведении дополнительных занятий, репетиторстве, что на самом деле направлено лишь на ликвидацию пробелов в знаниях. Однако недостаточность знаний, неудовлетворительное усвоение того или другого материала часто являются следствием негативного отношения ребенка к обучению, низкого уровня познавательных процессов, несформированности различных личностных свойств. Поэтому подчас дополнительные занятия малоэффективны, поскольку они направлены на устранение следствий, а не причин.

Причины недостаточной успешности учения могут быть самые различные и у каждого ребенка свои.

Выявление этих причин – дело трудоемкое и кропотливое но если действительно есть желание помочь ребенку лучше учиться, преодолеть низкую успеваемость сделать его учение не мучением, а радостью подготовить ребенка к успешной деятельности на следующей ступени образования - следует установить реальные причины, которые вызывают те или иные затруднения, мешающие ребенку хорошо учиться.

Вот сегодня мы и попробуем определить эти причины.

Рассмотрим основные трудности в учебе ваших детей.

1. Не могут подобрать проверочных слов в упражнении на правописание безударных гласных в корне слова.

На психологическом языке эта проблема может звучать так: у ребенка низкий уровень развития произвольности, несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), недостаточный словарный запас школьника.

2. Пропускают буквы в письменных работах.

Возможные психологические причины: низкий уровень развития фонематического слуха; слабая концентрация влияния; несформированность приемов самоконтроля.

3. Испытывают трудности в решении задачи разными способами.

Каковы же здесь возможные психологические причины трудностей? Низкий уровень развития общего интеллекта; несформированность умения ориентироваться на систему признаков; низкий уровень развития образного мышления.

4. Испытывают затруднения при пересказывании текста.

Причинами этого психолог может назвать не умение планировать свои действия; слабое развитие логического запоминания; низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации); низкий уровень речевого развития.

5. Не понимают задания.

Возможно у ребенка слабая концентрация внимания или низкий уровень развития восприятия, произвольности4 недостаточный уровень развития умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

6. Допускают ошибки при сложении, умножении…..

Такая проблема может возникнуть, если у школьника низкий уровень развития механической и долговременной памяти; развития общего интеллекта ниже возрастной нормы; слабая концентрация внимания; низкий уровень развития произвольности; несформированность приемов учебной деятельности.

 

А сейчас предлагаю вам всем известную сказку «Колобок» на психологический лад.

Итак, начали.

Жили – были старик со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко на старости лет. И решили они испечь колобок. Что они сделали?

Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.

Первая заповедь: осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.

По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок. Поставили они его на подоконник остужаться.

Вторая заповедь: не оставляйте маленьких детей без присмотра.

Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.

Третья заповедь: научите ребенка общаться с окружающим миром.

Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.

Заповедь четвертая: научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.

Съела лиса колобка.

Заповедь пятая: научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить из сложных жизненных ситуаций.

Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась.

На этом небольшая наша лекция заканчивается. Я попрошу вас оставить на листах свои отзывы и предложения и взять приготовленные для вас небольшие памятки.

 

Памятка для родителей.

Условие успешного обучения в школе: здоровье, кругозор, психологическая готовность, адекватная самооценка, познавательный мотив, желание учиться.

Предпосылки сформированности учебной деятельности: ориентация на систему правил работы, умение слушать, выполнять инструкцию взрослого, умение работать по образцу.

Положительную мотивацию ребенку создадут: ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребенка;, оптимистичные рассказы о школе, отсутствие страха ребенка перед возможной ошибкой, развитый познавательный интерес к окружающему миру.

К окончанию начальной школы ребенок

Должен хотеть и уметь учиться.

Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире! Желаю Вам всего доброго!

 

Тема: «Законы жизни семьи и их влияние на успешность обучения младших школьников».

Форма проведения: родительский тренинг.

1. Нашу встречу хочется начать с притчи.

Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хороший и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но внезапно налетела буря и скрыла полностью из вида береговую линию.

А в это время буря не пощадила и их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество.

Когда рыбак с сыновьями выбрались на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу о постигшем их несчастье.

Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет».

На что рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу».

Свет в окне дома….. Какие чувства он вызывает у наших детей?

Радость, что тебя ждут? Слезы очищения? Болезнь, раздражение?

2. Напишите, что для вас в жизни - самое важное, значимое? - дорогое, незаменимое? - третье по значимости?

3. Представьте, что вы потеряли третье, второе и не стало у вас и первого Что вы почувствовали?

А теперь прижмите это к себе. У нас это есть!

Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы. Но есть одно, что объединяет вас – это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать горем или радостью.

Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!».

А сегодня, сидя за партой на том месте, на котором сидит ваш сын или дочь, мы учимся постигать формулы родительской педагогики.

Папы и мамы, перед вами формула, где зашифрованы законы воспитания ребенка в семье.

Расшифруйте их.

Законы семьи= 1 +2 +3 +4

Единство Значимость Трудовое Разделение

требований похвалы участие благ

Анализ зашифрованной формулы.

1 закон – закон единство требований отца и матери, предъявляемых к ребенку.

2 закон - закон значимости похвалы для ребенка.

3 закон – закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.

4 закон – закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит ребенок состоится как человек, как личность.

Задание для родителей.

Диагностика «Знаем ли мы своего ребенка».

Мой любимый цвет.

Голубой - состояние покоя, эмоциональной стабильности, гармония.

Зеленый – стремление к самовыражению, настойчивость, уверенность в себе.

Красный – Энергичная активность, лидерство, стремление к успеху через борьбу.

Желтый – надежда, радость, расслабление, стремление к новому, освобождение, оптимизм, расширение возможности.

Черный– отрицание, отказ, отречение, неприятности, протест.

Фиолетовый– впечатлительность, зачарованность, мечтательность.

Цвета – яркие, жизнерадостные (желтый, зеленый, голубой, розовый) говорят о положительном состоянии ребенка в семье.

Черные, темно-синие – говорят о сниженном эмоциональном фоне ребенка.

Тренинг «Рисунок семьи», «Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах» стр.93-95.

Тренинг – «Желание» - каждый ребенок записывает свое заветное желание (о маме, быть отличником, подарок, профессия, пусть все будут добрыми и т.д.)

«Мое любимое место отдыха» - количество детей.

Таблица «Шкала тревожности»

П/№ Ф.И.учащегося Учебная деятельность   Самооценка Межличностные
    высокий уровень Норма Низкий уровень высокий уровень Норма Низкий уровень высокий уровень Норма Низкий уровень
                     

 

Основные проблемы класса (вывод по шкале тревожности).

Далее – организационные вопросы по классу.

 

Памятка для родителей.

Уважаемые папы и мамы! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить Вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

Прежде, чем Вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.

Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен.

В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

Будьте тверды и открыты. Если убеждены в своей правоте.

Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.

Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.

Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей.

Чем чаще родители используют в воспитании детей упреки и напоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность того что любая немощь престарелого родителя будет замечена и подчеркнуто продемонстрирована взрослым ребенком.

Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребенку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от собственных решений.

Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и тоскливой.

Родители, которые хотят иметь детей, должны не только ставить себе вопрос: какого ребенка я хочу вырастить, но и какую старость я хочу иметь и буду ли я ее иметь вообще?

 

 

Анкета для детей. «Продолжи предложение».

1. Конфликт – это…

2. Причиной конфликта может быть…

3. Конфликт может привести к тому, что…

4. Чаще всего поводом для конфликта в семье может быть…

 

Вывод: Целенаправленная работа с родителями по их просвещению с основой на духовно-нравственную культуру России приводит самих родителей, меня как педагога и моих учеников к осознанным действиям духовно-нравственного характера, сплачивает всех нас, настраивает на сотрудничество и творчество.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: