Духовно-нравственная культура включает в себя следующие разделы курса: 1. православие 2. домострой 3. род и семья - исток нравственных отношений 4. культура и мораль 5. добро и зло 6. добродетель и порядок 7. свобода и моральный выбор человека 8. свобода и ответственность 9. золотое правило нравственности 10. честь и достоинство 11. семейные праздники и т.д.
На основе основной образовательной программы начального общего образования Муниципального Образовательного учреждения Иркутского районного муниципального образования «Пивоваровская средняя общеобразовательная школа», срок реализации 4 года, которая утверждена на педагогическом совете МОУ ИРМО «Пивоваровская средняя общеобразовательная школа», протокол №1/1 от 30.08.2016год, утверждена приказом №183/3 от) 2.09.2016 год.
Разработан курс лекций для просвещения родителей.
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования в Пивоваровской СОШ является социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Задачи:
1. формирование у обучающихся гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры, т.е. воспитание гражданина России, способного реализовывать свои гражданские права и обязанности;
2. личностное развитие воспитания обучающихся;
3. развитие ориентации на общечеловеческие ценности и высокие гуманистические идеалы культуры;
4. духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
5. сохранение и приумножение общественно-культурных традиций школы;
6. стремление к здоровому образу жизни, воспитание нетерпимого отношения к асоциальному поведению в обществе;
7. формирование экологической культуры;
8. формирование толерантности у обучающихся.
Реализация данной темы проходит через следующие направления:
Духовно-нравственное воспитание, добрые чувства, мысли, поступки:
· формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметнопродуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, традиционных для народов России, российского общества, непрерывного образования, самовоспитания и стремления к нравственному совершенствованию;
· укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
· формирование основ нравственного самосознания личности – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
Трудовое воспитание
· получают первоначальные представления о роли труда и значении творчества в жизни человека
· знакомятся с различными видами труда, профессиями
· знакомятся с профессиями своих родителей
· приобретают опыт уважительного и творческого отношения к учебному труду
· осваивают навыки творческого применения знаний, полученных при изучении учебных предметов
· приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе образовательной организации
· приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома;
·
Культурно –просветительная:
внимательно и бережно относиться к любым проявлениям индивидуальности детей, поддерживать и обеспечивать ее становление
· получают первоначальное представление о значении понятий «миролюбие», «гражданское согласие», участия в проведении государственных и школьных праздников «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия», выполнения проектов, тематических классных часов
· приобретают элементарный опыт, межкультурного, межнационального, межконфессионального сотрудничества, диалогического общения в ходе встреч с представителями различных традиционных конфессий, этнических групп, экскурсионных поездок, выполнения проектов социокультурной направленности
· принимают посильное участие в разработке и реализации разовых мероприятий или программ добровольческой деятельности
осваивают навыки видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края, в том, что окружает обучающихся в пространстве образовательной организации
Спортивно-туристическое, формирование здорового образа жизни, через участие в спортивно-массовой деятельности школы
· получают первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, его значении для полноценной человеческой жизни, о физическом, духовном и нравственном здоровье, о природных возможностях организма человека, о неразрывной связи здоровья человека с его образом жизни в процессе учебной и внеурочной деятельности;
· участвуют в пропаганде здорового образа жизни
· учатся организовывать правильный режим занятий физической культурой, спортом, туризмом, рацион здорового питания, режим дня, учебы и отдыха;
· получают представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека
· участвуют в проектах и мероприятиях, направленных на воспитание ответственного отношения к своему здоровью
· разрабатывают и реализуют учебно-исследовательские и просветительские проекты по направлениям: здоровье, здоровый образ жизни, физическая культура и спорт, выдающиеся спортсмены;
· регулярно занимаются физической культурой и спортом (в спортивных секциях и кружках, на спортивных площадках, в детских оздоровительных лагерях и лагерях отдыха), активно участвуют в школьных спортивных мероприятиях, соревнованиях.
Патриотическое воспитание
· ценностные представления о любви к России, народам Российской Федерации, к Сибири, к своей малой родине;
· первоначальные нравственные представления о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье, школе, одноклассникам;
· элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, важнейших законах государства;
· представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательная организация;
· интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации
· уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;
· первоначальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
уважительное отношение к воинскому прошлому и настоящему нашей страны, уважение к защитникам Родины.
Экологическая культура, здорового и безопасного образа жизни
· усваивают элементарные представления об экокультурных ценностях, о законодательстве в области защиты окружающей среды, о традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики, об экологически грамотном взаимодействии человека с природой
· получают первоначальный опыт эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в природе
· получают первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности
· учатся вести экологически грамотный образ жизни в школе, дома, в природной и городской среде.
На основе вышеизложенного были составлены и проведены следующие родительские собрания: «Причины недостаточной успешности учения в школе», «Законы жизни семьи и их влияние на успешность обучения младших школьников» и др.
Родительское собрание на тему: «Причины недостаточной успешности учения в школе».
Педагоги, психологи и родители стремятся сделать все возможное, чтобы обучение младших школьников было успешным, чтобы каждый ребенок в своей учебной деятельности достигал более высоких результатов.
Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: семья – 50%. СМИ – 30%, школа - 10%, улица – 10%.
Семья – персональная среда жизни и развития ребенка, именно она играет решающую роль в его развитии.
Сегодня большинство родителей посещают школу эпизодически, проявляют собственную инициативу в вопросах школьной жизни своего ребенка пассивно, неохотно.
В наши дни школа – наиглавнейший советчик и помощник семьи. Сегодня, имея ограниченное количество рычагов воздействия на семью, школа ставит своей первоочередной задачей поиск путей привлечения родителей к школьной жизни их детей, формирование интереса к ней.
Как определить реальные возможности каждого ученика и создать именно такие условия, при которых обучение становилось бы более успешным?
Очень часто решение подобной проблемы видят в проведении дополнительных занятий, репетиторстве, что на самом деле направлено лишь на ликвидацию пробелов в знаниях. Однако недостаточность знаний, неудовлетворительное усвоение того или другого материала часто являются следствием негативного отношения ребенка к обучению, низкого уровня познавательных процессов, несформированности различных личностных свойств. Поэтому подчас дополнительные занятия малоэффективны, поскольку они направлены на устранение следствий, а не причин.
Причины недостаточной успешности учения могут быть самые различные и у каждого ребенка свои.
Выявление этих причин – дело трудоемкое и кропотливое но если действительно есть желание помочь ребенку лучше учиться, преодолеть низкую успеваемость сделать его учение не мучением, а радостью подготовить ребенка к успешной деятельности на следующей ступени образования - следует установить реальные причины, которые вызывают те или иные затруднения, мешающие ребенку хорошо учиться.
Вот сегодня мы и попробуем определить эти причины.
Рассмотрим основные трудности в учебе ваших детей.
1. Не могут подобрать проверочных слов в упражнении на правописание безударных гласных в корне слова.
На психологическом языке эта проблема может звучать так: у ребенка низкий уровень развития произвольности, несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), недостаточный словарный запас школьника.
2. Пропускают буквы в письменных работах.
Возможные психологические причины: низкий уровень развития фонематического слуха; слабая концентрация влияния; несформированность приемов самоконтроля.
3. Испытывают трудности в решении задачи разными способами.
Каковы же здесь возможные психологические причины трудностей? Низкий уровень развития общего интеллекта; несформированность умения ориентироваться на систему признаков; низкий уровень развития образного мышления.
4. Испытывают затруднения при пересказывании текста.
Причинами этого психолог может назвать не умение планировать свои действия; слабое развитие логического запоминания; низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации); низкий уровень речевого развития.
5. Не понимают задания.
Возможно у ребенка слабая концентрация внимания или низкий уровень развития восприятия, произвольности4 недостаточный уровень развития умения устанавливать логические связи и отношения между понятиями.
6. Допускают ошибки при сложении, умножении…..
Такая проблема может возникнуть, если у школьника низкий уровень развития механической и долговременной памяти; развития общего интеллекта ниже возрастной нормы; слабая концентрация внимания; низкий уровень развития произвольности; несформированность приемов учебной деятельности.
А сейчас предлагаю вам всем известную сказку «Колобок» на психологический лад.
Итак, начали.
Жили – были старик со старухой. Не было у них детей. Было им одиноко на старости лет. И решили они испечь колобок. Что они сделали?
Правильно. По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок.
Первая заповедь: осознанно подходи к вопросам пополнения семейства.
По сусекам помели, по коробу поскребли, и получился у них колобок. Поставили они его на подоконник остужаться.
Вторая заповедь: не оставляйте маленьких детей без присмотра.
Покатился колобок по дорожке и встретил там сначала зайку, потом медведя, потом волка.
Третья заповедь: научите ребенка общаться с окружающим миром.
Встретилась ему лиса ласковая, хитрая.
Заповедь четвертая: научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей.
Съела лиса колобка.
Заповедь пятая: научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить из сложных жизненных ситуаций.
Вот такая всем известная сказка у нас с вами получилась.
На этом небольшая наша лекция заканчивается. Я попрошу вас оставить на листах свои отзывы и предложения и взять приготовленные для вас небольшие памятки.
Памятка для родителей.
Условие успешного обучения в школе: здоровье, кругозор, психологическая готовность, адекватная самооценка, познавательный мотив, желание учиться.
Предпосылки сформированности учебной деятельности: ориентация на систему правил работы, умение слушать, выполнять инструкцию взрослого, умение работать по образцу.
Положительную мотивацию ребенку создадут: ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребенка;, оптимистичные рассказы о школе, отсутствие страха ребенка перед возможной ошибкой, развитый познавательный интерес к окружающему миру.
К окончанию начальной школы ребенок
Должен хотеть и уметь учиться.
Берегите своих детей, заботьтесь о них, учите их жить в этом сложном мире! Желаю Вам всего доброго!
Тема: «Законы жизни семьи и их влияние на успешность обучения младших школьников».
Форма проведения: родительский тренинг.
1. Нашу встречу хочется начать с притчи.
Однажды утром рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хороший и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но внезапно налетела буря и скрыла полностью из вида береговую линию.
А в это время буря не пощадила и их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество.
Когда рыбак с сыновьями выбрались на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу о постигшем их несчастье.
Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет».
На что рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу».
Свет в окне дома….. Какие чувства он вызывает у наших детей?
Радость, что тебя ждут? Слезы очищения? Болезнь, раздражение?
2. Напишите, что для вас в жизни - самое важное, значимое? - дорогое, незаменимое? - третье по значимости?
3. Представьте, что вы потеряли третье, второе и не стало у вас и первого Что вы почувствовали?
А теперь прижмите это к себе. У нас это есть!
Вы – люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы. Но есть одно, что объединяет вас – это ваши дети, мальчики и девочки, которые могут стать горем или радостью.
Как и что нужно сделать, чтобы ваш ребенок стал вашим счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь состоялась!».
А сегодня, сидя за партой на том месте, на котором сидит ваш сын или дочь, мы учимся постигать формулы родительской педагогики.
Папы и мамы, перед вами формула, где зашифрованы законы воспитания ребенка в семье.
Расшифруйте их.
Законы семьи= 1 +2 +3 +4
Единство Значимость Трудовое Разделение
требований похвалы участие благ
Анализ зашифрованной формулы.
1 закон – закон единство требований отца и матери, предъявляемых к ребенку.
2 закон - закон значимости похвалы для ребенка.
3 закон – закон трудового участия каждого члена семьи в жизни всей семьи.
4 закон – закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит ребенок состоится как человек, как личность.
Задание для родителей.
Диагностика «Знаем ли мы своего ребенка».
Мой любимый цвет.
Голубой - состояние покоя, эмоциональной стабильности, гармония.
Зеленый – стремление к самовыражению, настойчивость, уверенность в себе.
Красный – Энергичная активность, лидерство, стремление к успеху через борьбу.
Желтый – надежда, радость, расслабление, стремление к новому, освобождение, оптимизм, расширение возможности.
Черный– отрицание, отказ, отречение, неприятности, протест.
Фиолетовый– впечатлительность, зачарованность, мечтательность.
Цвета – яркие, жизнерадостные (желтый, зеленый, голубой, розовый) говорят о положительном состоянии ребенка в семье.
Черные, темно-синие – говорят о сниженном эмоциональном фоне ребенка.
Тренинг «Рисунок семьи», «Развитие навыков ребенка в играх, тренингах, тестах» стр.93-95.
Тренинг – «Желание» - каждый ребенок записывает свое заветное желание (о маме, быть отличником, подарок, профессия, пусть все будут добрыми и т.д.)
«Мое любимое место отдыха» - количество детей.
Таблица «Шкала тревожности»
П/№ | Ф.И.учащегося | Учебная деятельность | Самооценка | Межличностные | ||||||
высокий уровень | Норма | Низкий уровень | высокий уровень | Норма | Низкий уровень | высокий уровень | Норма | Низкий уровень | ||
Основные проблемы класса (вывод по шкале тревожности).
Далее – организационные вопросы по классу.
Памятка для родителей.
Уважаемые папы и мамы! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить Вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
Прежде, чем Вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен.
В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
Будьте тверды и открыты. Если убеждены в своей правоте.
Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
Чем больше времени родители проведут со своим ребенком в его детстве и юности, тем больше шансов у престарелых родителей видеть взрослых детей в отцовском доме.
Чем меньше родители будут использовать в общении с собственным ребенком угрозы и наказания, тем больше вероятность принятия взрослыми детьми права на спокойную старость их родителей.
Чем чаще родители используют в воспитании детей упреки и напоминания о детских неблаговидных поступках, тем больше вероятность того что любая немощь престарелого родителя будет замечена и подчеркнуто продемонстрирована взрослым ребенком.
Чем раньше родители научатся проявлять терпение и терпимость по отношению к ребенку в детстве, тем больше шансов у состарившихся родителей почувствовать по отношению к себе проявление терпения и терпимости от собственных решений.
Хамство и грубость детства практически всегда возвращаются неуютной и обиженной старостью, очень грустной и тоскливой.
Родители, которые хотят иметь детей, должны не только ставить себе вопрос: какого ребенка я хочу вырастить, но и какую старость я хочу иметь и буду ли я ее иметь вообще?
Анкета для детей. «Продолжи предложение».
1. Конфликт – это…
2. Причиной конфликта может быть…
3. Конфликт может привести к тому, что…
4. Чаще всего поводом для конфликта в семье может быть…
Вывод: Целенаправленная работа с родителями по их просвещению с основой на духовно-нравственную культуру России приводит самих родителей, меня как педагога и моих учеников к осознанным действиям духовно-нравственного характера, сплачивает всех нас, настраивает на сотрудничество и творчество.