Конвергенция и телекоммуникационный бизнес




На темы конвергенции в последние годы написано и сказано немало. Обсуждается конвергенция телефонных сетей и сетей передачи данных в так называемые сети следующего поколения (NGN). Много типографской краски изведено и по поводу конвергенции сетей фиксированной и мобильной связи (FMC). Здесь же хочется на фоне известных иллюстраций этих процессов показать, как изменяется место телекоммуникационных компаний.

Сегодня телефонная сеть, сотовые сети, Интернет, сети вещания существуют практически независимо друг от друга. При этом в телефонии операторы связи обеспечивают полный цикл работ, в сотовых сетях и Интернете вне их контроля находится более или менее значительная часть приложений, тогда как в вещательных сетях связисты обеспечивают только транспортную составляющую (рис. 4, а).

Тенденции развитых рынков свидетельствуют, что сначала конвергентным станет транспортный уровень (сетевая инфраструктура), прежде всего в части сетей доступа. Приложения будут обретать все большую самостоятельность, а роль телекоммуникационных операторских компаний в этой сфере постепенно должна будет сокращаться (рис. 4, б).

В результате реализации отмеченных тенденций в дальнейшем конвергируют функции управления сеансами в различных службах, функции работы с пользователями, причем последние все в большей степени сосредотачиваются в руках сервис-провайдеров, т.е. компаний, имеющих маркетинговую направленность, в отличие от телекоммуникационных операторов, являющихся скорее компаниями технологическими (рис. 4, в).

Можно говорить о том, что функции оператора связи «съеживаются», но, видимо, это совсем не так.

Просто меняется бизнес-модель операторской деятельности. Она приближается к модели инфраструктурных компаний, заинтересованных в росте рынка в целом, в успехе компаний сервисных, технологически ими поддерживаемых. Оператору связи становится нужно увеличивать не столько объем собственных продаж конечным пользователям, сколько заполнение своей сети трафиком. Л обеспечить это должны именно сервис-провайдеры - операторы контента, операторы, интегрирующие услуги в интересах конкретных групп пользователей.

Отличия бизнес-модели "классического" телекома и инфокоммуникационных услуг

  ТЕЛЕКОМ ИНФОКОМ
Основная потребность клиентов Передача информации Доступ к информации, услугам и службам
Роль услуги связи Передача информации - непосредственно потребляемый продукт 1.Средство доступа к услугам и службам (растущая часть)
"Место", где обеспечивается логика услуг В составе оборудования сети связи - принадлежность оператора связи "Над сетью" связи - может принадлежать как оператору связи, так и, скорее, другой компании
Роль телекоммуникационного оператора 1. Создание инфраструктуры 2. Обеспечение услуг связи 3. Продаже и работа с клиентом Обеспечение телекоммуникационной инфраструктуры для сервисов Оптовый рынок
  Розничный рынок  
Роль сервис-провайдера Один из клиентов оператора связи, самостоятельно (как правило) продающий свои услуги Поставщик инфокоммуникационных сервисов включая услуги связи Розничный рынок

Телеком и инфоком

Таким образом мы приходим к бизнес-модели оператора связи эпохи инфокоммуникаций. На этом этапе телекоммуникации (как минимум, на массовом рынке) все больше приближаются к модели коммунальных услуг: они становятся обязательным инфраструктурным сервисом.

Телекоммуникации неизбежно расслаиваются:

инфраструктурная часть обеспечивает собственно передачу информации. В английской терминологии - это оператор сети, Network Provider;

сервисная часть обеспечивает продажи, работу с клиентом, усложненную логику услуг, интеграцию услуг связи и информационных сервисов. Это — поставщик услуг, Service Provider.

Поставщик услуг покупает оптом услуги связи у оператора сети, комплексирует их под конкретные потребности клиентов, добавляет контент и продает конечным пользователям. На розничном рынке работает именно поставщик услуг. Все вместе это образует те самые инфокоммуникации, о приходе которых мы столько говорим последние годы.

Конкуренция заставляет оператора сети предоставлять свой ресурс многим сервис-провайдерам: только так он сможет обеспечить наполнение своей сети трафиком. Если по каким-то причинам оператор сети сам занимается продажей услуг, ему невыгодно конкурировать по цене с теми сервис-провайдерами, которые используют его сеть. В итоге в инфокоммуникациях возникает принятая в целом на товарных рынках модель оптовой торговли (трафиком) и розничной торговли (конкретными сервисами, служащими источником трафика).

Понятно, что это - некоторое упрощение. Услуги связи еще достаточно долго будут потребляться и сами по себе. Однако условия таких продаж операторами связи должны стимулировать деятельность сервис-провайдеров и не конкурировать с ними. Именно в этом состоят долгосрочные интересы операторских компаний. Вряд ли можно рассчитывать, что именно в телекоммуникациях не сработает общее правило: технологическая и маркетинговая деятельность требует от компаний существенно различных компетенций и организации бизнес-процессов. Приведенная таблица подытоживает эти рассуждения.

Что в «сухом остатке»?

А вывод из всех приведенных выше рассуждений прост.

Российским телекоммуникациям по мере развития конкуренции, следуя мировым тенденциям, придется самым кардинальным образом менять бизнес-модели своей работы. Для этого участникам рынка - и операторам связи, и поставщикам информационных услуг -необходимо существенно изменить свою психологию. От психологии компании, нацеленной на насыщение рынка, надо будет, в зависимости от выбранной стратегии, перейти к модели либо «оптовой инфраструктурной компании-оператора сети», либо «работающего на розничном рынке сервис-провайдера», сетевой инфраструктуры практически не имеющего.

А для этого нужно, чтобы нормативная база не только позволяла такие методы работы, но и подталкивала ненавязчиво оператора именно к ним. Это потребует соответствующего изменения подходов и от регулятора.

Так что проблема, как представляется автору, носит прежде всего психологический характер. Технологически и с маркетинговых-позиций российский рынок уже двинулся в правильном направлении. Давайте осознаем проблемы и все вместе постараемся их решить.

Список литературы

Журнал ИнформКУРЬЕРсвязь №9, 2005 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: