Организация урока и способы управления занимающимися.




План

1. Структура урока гимнастики

2. Общие методические указания к проведению урока

3. Подготовительная часть урока гимнастики

4. Основная часть урока гимнастики

5. Заключительная часть урока гимнастики

6. Организация учебного труда на уроке.

Занятия гимнастикой могут проводиться как в форме урока, так и в форме самостоятельных занятий. Педагог является организатором и руководителем тренировочной работы. В его обязанности входит правильная постановка задач всего учебно-воспитательного процесса и каждого отдельно взятого урока, квалифицированная помощь ученикам. Воспитание у них морально-волевых качеств. К достоинствам урочной формы занятий гимнастикой относится их коллективность. Находясь в среде своих сверстников, занимающиеся легче находят и исправляют свои ошибки и недостатки.

В зависимости от условий проведения и поставленных задач занятия могут быть учебными, тренировочными и учебно-тренировочными. На практике чаще всего проводят учебно-тренировочные занятия. Несмотря на различия в содержании, организации и методах проведения, все занятия имеют общие принципы построения.

В – 1. Структура урока – это определенная последовательность решения педагогических задач и соответствующий этому порядок чередования в нем физических упражнений. Правильно построенным уроком следует считать, если на уроке:

1. Занимающиеся достигают максимальных результатов с минимальной затратой энергии и времени.

2. Сохранятся высокий уровень работоспособности занимающихся в течение всего занятия.

3. Созданы благоприятные для здоровья занимающихся условия проведения.

Основные задачи урока. Решаются многие оздоровительные, образовательные, воспитательные, прикладные:

1. Укрепление здоровья, содействие их ФР, закаливание, формирование правильной осанки.

2. Обучающие специальные знания в области гимнастики.

3. Повышение способностей, необходимых для успешного овладения гимнастическими упражнениями.

4. Воспитание эстетических, волевых, нравственных качеств.

Урок должен иметь определённую учебную цель и частные задачи. На уроке соблюдается единство в решении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. К каждому уроку подбираются специальные упражнения, методы обучения, сочетаются индивидуальная и коллективная формы учебно-воспитательной работы учителя с занимающимися, обеспечивается безопасность выполнения упражнений. Урок должен быть хорошо продуман и организован, обеспечена постоянная руководящая роль учителя.

Школьные уроки гимнастикипо своим педагогическим задачам могут быть: контрольными, вводными, на изучение нового материала, на совершенствование и повторение изученного, комбинированными (смешанными).

С вводных уроков начинается учебный процесс по гимнастике. На уроках изучения нового материала задачи ставятся развёрнуто и могут носить поисковый характер, чтобы вызвать интерес и найти ответ на поставленный вопрос. Уроки совершенствования и повторения направлены на закрепление и совершенствование ранее освоенных материалов, комбинаций. Комбинированные (смешанные) имеют наибольшее распространение в школе и сочетают изучение, повторение и совершенствование ранее освоенных упражнений. Контрольные уроки проводятся в конце изучения темы или раздела прочитанного материала.

В – 2. Определение целей обучения. Исходной позицией, определяющей деятельность педагога на уроке, является его цель. От постановки цели обучения зависит выбор средств, методов и форм организации на уроке. Каждое действие учителя должно быть мотивированным. Четкое представление цели занятия повышает активность занимающихся на уроке, мобилизуя их усилия в реализации поставленных задач.

Выбор средств. Основным источником, определяющим содержание урока гимнастики, является государственная программа, которая может претерпевать изменения или дополнения, исходя из условий проведения и материальной базы учреждения. На уроке педагога обучает занимающихся рациональным способам выполнения прикладных и чисто спортивных упражнений. Основными средствами урока по гимнастике являются:

1. Упражнения, обеспечивающие специальную физическую подготовку.

2. Подводящие и специальные дополнительные упражнении, способствующие успешному обучению занимающихся.

3. Разнообразные гимнастические упражнения, повышающие координационные возможности занимающихся.

4. Соответствующие контингенту занимающихся упражнения, предусмотренные государственными программами.

Плотность урока. Насыщенность урока гимнастическими упражнениями можно, используя общую и моторную плотность.

Общая плотность урока определяется по формуле:

Тп * 100%

Робщ. = -----------------

То

Робщ – общая плотность урока;

Тп – время, расходуемое на полезную деятельность (выполнение упражнений, необходимый отдых после выполнения упражнения, переработка наглядной и словесной информации педагога);

То – общее время урока (40-45мин).

В идеале плотность урока должна приближаться к 100%. Но для урока гимнастики общая плотность может быть 80-90%. Снижение этого показателя является следствием допущенных ошибок в работе учителя.

Причины, приводящие к снижению плотности урока:

· неоправданные простои на уроке, вызванные несвоевременной подготовкой мест занятий и спортивного инвентаря, ожиданием очереди выполнения упражнения и т.д.;

· неподготовленность преподавателя к занятию;

· излишняя или малоэффективная словесная информация педагога;

  • неудовлетворительная дисциплина занимающихся на уроке.

Моторная плотность урока определяется по формуле:

Ту * 100%

Рмот. = -----------------

То

Рмот – моторная плотность урока;

Ту – время, потраченное на выполнение упражнений;

То – общее время урока (40-45мин).

Моторная плотность урока гимнастики может быть 60-70%. Она должна постоянно меняться в процессе занятия. Неизбежность этих изменений объясняется, прежде всего, различием содержания применяемых упражнении, местом их использования и методами проведения. В подготовительной части подбираются упражнения небольшого энергетического веса, и проводятся фронтально с незначительными паузами для отдыха. Поэтому ПЧ всегда имеет высокий показатель моторной плотности. В основной части применяются упражнения более высокого энергетического веса, поэтому показатели моторной плотности ниже (двугорбый верблюд).

Требования к занимающимся. Необходимо добиться точного выполнения занимающимися всех упражнений, предусмотренных программой урока, чтобы учебный процесс не превратился в неуправляемое мероприятие. По ходу урока учитель должен постоянно следить за действиями занимающихся, добиваться максимального приближения качества выполнения упражнений к уровню, возможному при данных условиях. Проявление высокой требовательности учителя к ученикам повышает его авторитет и интерес к предмету. Чтобы требовательность к ученикам приносила желаемые результаты, рекомендуется:

· проявлять ее постоянно, не допуская отклонения от задания;

· требовать выполнения действий, и уровня их качества выполнения, которые находятся в пределах возможности занимающихся;

· при исправлении погрешностей в действиях занимающихся проявлять тактичность, щадящую их самолюбие;

· на уроке должна поддерживаться высокая дисциплина.

Необходимо установить такие взаимоотношения с учениками, чтобы в любой момент учитель мог мобилизовать их внимание.

Для любого занятия гимнастикой характерны три части: подготовительная, основная, заключительная.

 

В – 3. Общие задачи. В подготовительной части урока осуществляется подготовка занимающихся к успешному решению задач его основной части. Многочисленные задачи, которые решаются в подготовительной части урока делятся на три группы: физиологические (оздоровительные), образовательные и воспитательные.В группу физиологических задач входит:

1. Подготовки ЦНС и вегетативных функций, т.е. психологический настрой занимающихся, повышение жизнедеятельности организма, создание благоприятного фона, обеспечивающего успешность последующей деятельности.

2. Обеспечение готовности двигательного аппарата к действиям, требующим от занимающихся значительных мышечных усилий (разогревание мышц, связок, суставов и их подготовка к выполнению предстоящих упражнений).

К образовательной группе задач относятся:

1. Обогащение занимающихся сведениями о технике изученных упражнений, о возможности их использования в гигиенических, лечебных, прикладных и спортивных целях.

2. Формирование У и Н в выполнении общеобразовательных, прикладных, спортивно-гимнастических упражнений, правильной осанки.

3. Обучение гимнастической манере выполнения упражнений.

4. Повышение психомоторных способностей.

К Воспитательной группе задач относятся:

1. Привитие любви и формирование активного и глубокого осознанного отношения к занятиям гимнастикой.

2. Приучение к опрятности во внешнем виде, организованности.

Средства ПЧ. В ПЧ применяются упражнения умеренной интенсивности: строевые упражнения, разновидности передвижений (различные виды ходьбы, бега, подскоков, танцевальных движений), п/и, общеразвивающие упражнения (без предметов, с предметами и отягощениями, на снарядах – г/стенке, скамейке).

Упражнения не должны быть интенсивными, чтобы не снизить работоспособность к основной части. Не следует развивать у занимающихся силу, выносливость и гибкость Выбор упражнений для ПЧ зависит от специфики гимнастики, условий проведения занятий, задач урока, состава группы и обстановки. Упражнения ПЧ должны вовлекать в активную работу весь двигательный аппарат человека, приучая его работать в самых различных режимах (ритм напряжения и расслабления, ацикличность переключения работы различных мышечных групп).

Чередование упражнений. ПЧ начинается со строевых упражнений. За ними следуют различные передвижения, заканчивается ПЧ ОРУ. В комплексе ОРУ распределяются в порядке интенсивности и чередуются по назначению. В начале даются упражнения с умеренной амплитудой, в спокойном темпе и с ограниченной дозировкой. По ходу выполнения ОРУ амплитуда, темп и дозировка нарастают.

Общие методические указания к проведению ПЧ урока. При проведении ПЧ урока преподаватель должен уметь:

· пользоваться различными способами информирования занимающихся об упражнении;

· оказывать помощь;

· исправлять ошибки;

· размещать занимающихся на площадке.

Способы информирования:

Обычный способ информирования – это сочетание показа с одновременным рассказом. Он доступен для любого состава занимающихся и дает возможность педагогу охарактеризовать и показать упражнение.

Расчлененный способ информирования – предусматривает предварительное называние каждой части сложного по координации движений упражнения. Это сочетание показа и объяснения упражнения, расчленяя его на элементарные движения. Это обеспечивает более точное выполнение каждой части упражнения.

Информирование только рассказом. Педагог называет или пересказывает упражнение, не показывая его. Это способ активизирует внимание и способствует большей самостоятельности занимающихся в выполнении упражнений.

Информирование только показом. Педагог показывает упражнение, не называя его занимающимся. После показа он может подать команду для начала и окончания упражнения, или копировать все его действия. Прием напоминает игру, дети стремятся точно копировать действия педагога.

Раздельный способ характеризуется наличием пауз между отдельными упражнениями, а также относительным постоянством места действия занимающихся.

Поточный способ – все упражнения выполняются непрерывно одно за другим в виде комплекса.

При проходном спос обе упражнения выполняются на ходу или со значительными перемещениями занимающихся.

Оказание помощи. Для обеспечения точности и согласованности выполнения упражнений педагог оказывает помощь, пользуясь подсказом, зеркальным показом, подсчетом.

Исправление ошибок. Педагог принимает меры к устранению ошибок, не прекращая самого выполнения упражнения. Указания согласуются с темпом и ритмом выполнения упражнения. Если ошибки допускают многие учащиеся, тогда следует прекратить выполнение и внести соответствующие поправки.

Размещение занимающихся на площадке. Следует систематически заменять направляющих в колонне, менять направление при выполнении различных упражнений поворотами направо, налево, кругом, лицом друг к другу – в шеренгах и колоннах.

В – 4. Общие задачи:

1. Повышение функциональных возможностей организма, ФП и работоспособности занимающихся.

2. Формирование жизненно необходимых и спортивных двигательных навыков (обучение занимающихся новым спортивным, прикладным, строевым и общеразвивающим упражнениям с целью доведения их выполнения до уровня навыка).

3. Воспитание у обучаемых активного и сознательного отношения к занятиям гимнастикой, к учёбе, труду.

4. Воспитание волевых и физических качеств занимающихся.

Овладевая техникой упражнения на гимнастических снарядах, изучая способ преодоления препятствий, занимающиеся развивают физические качества. При обучении гимнастическим упражнениям воспитание ФК идет в медленном темпе, поэтому следует выбирать простую форму упражнений и использовать фронтальный метод.

Средства ОЧ. Подбираются упражнения, для которых требуются волевые и физические усилия: упражнения на гимнастических снарядах, опорные прыжки, акробатические упражнения, игры и эстафеты.

Выбор упражнений зависит от частных задач ОЧ, от возможностей занимающихся и условий.

Чередование упражнений. Программой предусмотрено формирование у занимающихся разнообразных двигательных У и Н, поэтому следует учитывать:

1. Условия сохранения высокой работоспособности занимающихся. Высокая работоспособность занимающегося достигается, если новый материал изучается в начале ОЧ на первой стадии, на второй может совершенствоваться, а при работе на снарядах, упражнения в висах чередуются с упражнениями в упоре.

2. Необходимо чередовать упражнения, т.е. после упражнений на гимнастических снарядах использовать игры с бегом, преодоление препятствий, прыжки. Нельзя давать подряд однотипные по нагрузке упражнения.

3. Степень овладения занимающимися упражнениями, т.е. нельзя в один урок включать несколько не освоенных упражнений.

Общие требования к проведению ОЧ урока. Для проведения ОЧ занятий гимнастикой педагог должен обеспечить:

Четкое представление заданного упражнения, для более осмысленного и целеустремленного выполнения упражнения занимающимися, что повысит их активность и интерес к занятиям.

Доступность выполнения упражнения для каждого занимающегося, во избежание безуспешных попыток, стойких ошибок, травм, потере интереса и разочарования в гимнастике.

Повышения качества выполнения заданного упражнения в каждой очередной попытке.

Оптимальное количество повторений заданных упражнений каждым занимающимся (чем больше практика, тем выше результат при прочих равных условиях).

Безопасное выполнение упражнений. Занятия ФУ проводят с целью укрепления здоровья, поэтому травмирование занимающихся будет считаться недопустимой оплошностью преподавателя.

В – 5. Общие задачи. В ЗЧ решаются следующие задачи:

1. Содействие быстрому восстановлению.

2. Подведение итогов урока и установка на предстоящий. Преподаватель высказывает свое мнение ко всему происходящему (дисциплина занимающихся, их активность, ожидаемый и фактический результат).

3. Желательно давать ученикам задание для самостоятельной работы.

Средства ЗЧ урока. Для решения поставленных задач в ЗЧ применяются:

1. Успокаивающие упражнения (ходьба, умеренный бег, упражнения на расслабление).

2. Отвлекающие упражнения (на внимание, спокойные игры, музыкальные задания). Эти упражнения подготавливают занимающихся к предстоящей деятельности.

3. Упражнения, повышающие эмоциональное состояние занимающихся (игры и эстафеты, танцы).

Такие упражнения имеют педагогическое значение. Они сплачивают коллектив, создают бодрое, жизнерадостное настроение, усиливают интерес к занятиям гимнастикой.

 

В – 6. Для организации занимающихся на уроке используют разные способы.

Фронтальный – в подготовительной и заключительной частях урока.

Групповой – основная часть урока. Учащиеся делятся по половому признаку на подгруппы. Каждая подгруппа выполняет свое задание гимнастического многоборья (работа на снарядах).

При индивидуальном способе каждый выполняет свои задачи самостоятельно.

Круговой предусматривает последовательное выполнение упражнений с различной целевой направленностью в составе небольшой группы.

Организация урока и способы управления занимающимися.

· подготовка учителя – тщательное планирование урока с учетом условий, составление конспекта, настрой на урок;

· подготовка учеников;

· построение учащихся в начале, в конце или в ходе урока время от времени целесообразно менять;

· подготовка инвентаря и оборудования;

· распределение и сбор мелкого инвентаря;

· помощники учителя;

· современность начала и окончания урока определяет порядок, дисциплину, отношение учеников к занятию и его эффективности;

· управление занимающимися складывается из умения пользоваться командами, распоряжениями, просьбой, личным примером;

· место учителя перед учащимися на уроке выбирается, чтобы он мог видеть всех учащихся.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: