Кризисная психологическая помощь.




КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ «ГРУППЫРИСКА».

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ПОДРОСТКОМ С СУИЦИДАЛЬНЫМ РИСКОМ.

Кризисная психологическая помощь.

Рассматривая особенности психологической помощи в суицидоопасной ситуации, мы связываем феномен суицида с представлением о психологическом кризисе личности, под которым понимается острое эмоциональное состояние, вызванное какими-то особыми, личностно значимыми психотравмирующими событиями. Подобный психологический кризис может возникнуть внезапно (под влиянием сильного аффекта). Например, учитель при всем классе сказал что-то оскорбительное подростку. Для него эта ситуация по многим причинам может быть непереносимой, и возможна аффективная реакция. Однако чаще внутренняя напряженность накапливается постепенно, сочетая в себе разнообразные негативные эмоции. Они накладываются одна на другую, озабоченность переходит в тревогу, тревога сменяется безнадежностью.

Существует три степени суицидального риска:

1.Незначительный риск (есть суицидальные мысли без определенных планов).

2. Риск средней степени (есть суицидальные мысли, план без сроков реализации).

3. Высокий риск (есть суицидальные мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого).

Для каждой степени риска существуют определенные стратегии и действия.

Первоначальные задачи психолога при незначительном риске:

1. Педагог-психолог должен предложить подростку эмоциональную поддержку.

2. Проработать с ним суицидальные чувства.

3. Сфокусировать внимание на сильных сторонах подростка.

4. Встретиться с родителями (замещающими лицами) и договориться о взаимодействии.

5. Направить ребенка к психотерапевту (психиатру).

6. После серии консультативных бесед включить в коррекционную группу, где он будет иметь возможность научиться конструк­тивно разрешать трудные жизненные ситуации.

Задачи психолога при наличии риска средней степени:

1. Необходимо предложить подростку эмоциональную поддержку.

2. Проработать суицидальные чувства.

3. Укрепить желание жить (используя антисуицидальные факторы).

4. Обсудить альтернативы самоубийства.

5. Заключить контракт.

6. Срочно направить к психотерапевту (психиатру).

7. Связаться с семьей, друзьями и договориться о взаимодействии.

8. После индивидуальной коррекционной работы с подростком включить его в коррекционную группу, где он будет иметь возможность научиться конструк­тивно разрешать трудные жизненные ситуации.

Задачи психолога при наличии высокого риска:

1. Постоянно оставаться с подростком, не покидая его ни на минуту.

2. При необходимости удалить орудия самоубийства.

3. Заключить контракт.

4. Немедленно связаться с психиатром, вызвать «скорую помощь» и организовать госпитализацию.

5. Информировать семью.

6. После выписки из больницы провести курс психологической реабилитации.

Перед включением в коррекционную группу подростка с низкой степенью суицидального риска не­обходимо провести серию консультативных бесед, с целью мини­мизации риска суицидальной попытки. При консультировании нужно придерживаться следующих правил:

1. Выслушивание. Подростка часто путают собственные наме­рения, поэтому он жаждет высказаться. Ему следует дать воз­можность говорить свободно, не перебивать, не спорить, больше задавать вопросов, чем говорить.

2. Банализация — снятие представлений об исключительности страдания. Суициденту его проблема представляется зачастую глобальной и уникальной, он подавлен ею и не способен кри­тически посмотреть на нее. Особенно склонны к этому подростки из-за недостаточности их жизненного опыта и отсут­ствия понимания, что в конечном итоге все проходит.

3. Эстетический подход. Подросткам крайне небезразлична их внешность, даже после смерти. Поэтому очень результа­тивным способом профилактики суицида является описа­ние, как будет выглядеть их труп.

4. Напоминание об обязанностях и связях с близкими, сле­дует искать в окружении подростка близкого человека, ко­торого он не хотел бы огорчить своим поступком.

5. Взвешивание плохого и хорошего. Подростку следует по­мочь сосредоточиться не только на негативных сторонах актуальной ситуации, но и «оживить» представления о том хорошем, что есть у него в жизни.

6. Контрастирование. Известно, что люди легче переносят страдания, если кто-то страдает еще больше. Подростку по­лезно показать примеры того, как люди мужаются и про­должают бороться, будучи в гораздо худшем положении, чем он.

7. Использование имеющегося опыта решения проблем. Под­ростку следует напомнить его навыки в разрешении про­блем и привлечь его прошлый опыт для разрешения насто­ящей ситуации.

8. Пробуждение потенциала силы. Следует помочь найти подростку в себе энергетическое начало, на которое он бу­дет опираться: сила воли, физическая сила, терпение.

9. Позитивное будущее. Следует помочь построить планы на будущее, выявить желания и мечты, ради реализации кото­рых подросток будет стремиться вперед.

10. Структурирование действий. Совместно с подростком вы­страивается план действий на ближайшее время, ему реко­мендуется придерживаться этого плана.

11. Переключение на заботу о других. Многие люди способны забыть о своих проблемах, занимаясь кем-то более слабым и незащищенным. Для подростка такими объектами могут стать домашние животные, младшие братья и сестры.

12. Расширение круга интересов. Подростку следует помочь подыскать такие занятия, которые помогли бы ему отвлечь­ся, обрести радость. Можно обсудить занятия спортом, в кружках, участие в коллективных мероприятиях.

Кризисная поддержка включает в себя следующие шаги:

1. Установление контакта с суицидентом.

2. Раскрытие суицидоопасных переживаний.

3. Мобилизация адаптивных навыков проблемно - решающего поведения (достигается путем актуализации антисуицидальных факторов и прошлых достижений в значимых для подростка областях, повышения его самоуважения и уверенности в своих возможностях в разрешении кризиса).

4. Заключение договора (соглашение с подростком о кризисной ориентации коррекционной работы, сроках реализации индивидуального плана сопровождения, разделение ответственности за результат совместной работы).

В работе с подростками хорошо себя зарекомендовал метод сказкотерапии. Сказка — универсальный язык, способный в доступной форме донести до ребенка нужную информацию.

Основные методы работы с использованием сказки в ситуации оказания кризисной помощи:

• рассказывание или чтение сказки;

• сочинение сказки;

• создание терапевтической метафоры, работа с обоюдными историями;

• анализ любимой сказки (книг, фильма и т.п), любимого сказочного героя;

• создание игр и упражнений на основе сказочных сюжетов;

• работа со сказочными зачинами (начало сюжета, который необходимо продолжить);

• решение сказочных задач; создание образов героя художественными средствами;

• создание роликов на сюжет сказки;

• подбор музыкальных композиций к сказкам;

драматизация (при групповой форме работы).

Тематическое планирование индивидуальных занятий с подростком «группы риска»

ФИО:

Психодиагностический блок

№ п/п Тема занятия  
  Выявление изменений в эмоциональной сфере. Диагностика уровня депрессии, определение степени риска суицида.  

Коррекционный блок

№ п/п Тема занятия  
1. Беседа на темы: «Мои чувства, переживания». «Мои сильные стороны, мои ресурсы (внутренние и внешние) как средства решения проблем». Заключение контракта. Арт-терапия.  
2. Беседа на тему: «Альтернативные способы разрешения кризисной ситуации». Экзистенциальное осмысление проблемы. Арт-терапия.  
3. Позитивизация «Я-концепции», самоценности подростка.  
4. Родственные связи и обязанности.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: