Цель пятого этапа – оценка качества оказанной помощи, ее эффективности, полученных результатов и подведение итогов. Оценка качества и эффективности сестринской помощи производится пациентом, его родственниками, самой медсестрой, выполнявшей сестринские мероприятия, и руководством (старшей и главной медсестрами). Результат выполнения этого этапа – выявление положительных и отрицательных сторон в профессиональной деятельности медсестры, пересмотр и коррекция плана мероприятий.
Оценка осуществляется медсестрой непрерывно, с определенной периодичностью, которая зависит от состояния пациента и характера проблемы. Например, оценка в отношении одного пациента будет производиться в начале и в конце смены, а в отношении другого – каждый час.
Аспекты оценки:
1. Достижение целей по проблемам пациента.
2. Появление новых проблем, требующих внимания сестры.
Пятый этап наиболее сложен. Поскольку требует от медсестры умения мыслить аналитически: медсестра сравнивает имеющиеся результаты с желаемыми, пользуясь оценочными критериями. В качестве оценочных критериев могут быть использованы слова и (или) поведение пациента, данные объективного исследования, информация от окружения пациента. Например, при обслуживании в качестве оценочного критерия может выступать водный баланс, а при выяснении уровня боли соответствующие цифровые шкалы.
Если проблема решена, медсестра должна обоснованно удостоверить это в сестринской истории болезни. Если цели не удалось достигнуть, следует выяснить причины неудачи и внести необходимую корректировку в план сестринской помощи. В поисках ошибки необходимо еще раз поэтапно проанализировать все действия медсестры.
|
Например, небрежно собрав информацию о пациенте на первом этапе, и приступив к его обучению по самовведению инсулина, медсестра неожиданно выяснила, что пациент страдает дефектом зрения и не видит деления на шприце, а значит, не может контролировать дозу инсулина. Медсестра должна внести коррекцию: посоветовать пациенту, приобрести инсулиновую шприц-ручку, шприц с накладной лупой или обучить этому близких родственников пациента.
Пример
В предложенной ситуационной задаче, выделите настоящие и потенциальные проблемы пациента
Больной Р., 37 лет, поступил в клинику с жалобами на выраженную жажду (выпивает в сутки 15-18 литров воды), частое обильное мочеиспускание, головную боль, повышенную утомляемость, похудение. Заболел месяц назад после перенесенного гриппа. Не лечился. Попытки воздержания от употребления воды резко ухудшается общее состояние.
Объективно: рост 172см, масса тела 55 кг, кожа сухая. PS 74 в мин, ритмичный, АД 170/80 мм рт.ст.
Медицинский диагноз: несахарный диабет.
Проблемы пациента:
Настоящие: 1. Обезвоживание. 2. Дефицит питания. 3. Нарушение комфортного состояния: головная боль.
Потенциальные: 1. Коллапс. 2. Тромбоэмболия. 3. Нарушение электролитного баланса. 4. Психические нарушения. 5. Общая слабость. 6. Одышка.
Сестринский диагноз | Кратко- срочные цели | Долгосрочные цели | План | Оценка |
Приоритетная проблема: высокая степень риска от дефицита жидкости и электролитных нарушений. | Водно-электролитные нарушения будут устранены в течение 2-х дней. | Водно-электролитные нарушения будут поддерживаться на уровне нормы в течение всего времени пребывания пациента в стационаре. | 1. М/с объяснит пациенту вред от отказа утолять жажду. 2. М/с обеспечит пациенту прием жидкости в согласованных с врачом количествах. 3. М/с обеспечит прием лекарственных средств и вливания р-ров электролитов, в соответствии с назначением врача. 4. М/с будет ежедневно определять водный баланс пациента. 5. М/с будет взвешивать пациента 1 раз в 3 дня. 6. М/с обеспечит наблюдение за внешним видом и состоянием пациента (ЧДД, Т, пульс, АД, состояние кожи и слизистых, физиологическими отправлениями). | на 2-й день пребывания больного в стационаре существенной динамики в состоянии не наблюдалось. Водный баланс остался положительным. Цель не достигнута. Необходима коррекция целей и плана ухода с учетом тяжести заболевания и определение более реальных результатов. |
|
Таким образом, только внедрение сестринского процесса в практическое здравоохранение позволит в полной мере реализовать на практике такие требования к профессиональному сестринскому уходу, как научность, системность, индивидуальность. Несомненно, в конечном итоге именно сестринский процесс позволит сестринскому делу оформиться в качестве самостоятельной профессии, поднимет престиж этой специальности и ее значимость в системе здравоохранения.