Тема 18. Механизм (система) правового регулирования




Действие права – это содержательно-динамическая сторона права, характеризующая его фактически реализуемую способность осуществлять регулирование (специально-юридическое), информационно-психологическое (мотивационное), воспитательное (идеологическое, педагогическое) и социальное воздействие на участников общественных отношений.

Действие права – достаточно сложный механизм. При этом возможны такие стороны его проявления, как: социальный механизм действия права (все условия, определяющие особенности проявления права в реальной жизни); психологическая сторона действия права (учет психологических механизмов поведения человека, его восприятии тех или иных закономерностей правового регулирования, воздействия); ценностно-ориентационный механизм действия права (законодательное закрепление, обеспечение реализации и охраны наиболее важных для человека и общества ценностей).

Правовое воздействие – это результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения норм права), так и иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса).

Правовое регулирование – это разновидность нормативного социального регулирования, посредством которого государственно-организованное общество путем создания и реализации особых норм – норм права (юридических норм) формирует в наиболее значимых сферах общественных отношений правопорядок, обеспеченный госу­дарственной властью.

Различия между правовым регулированием и правовым воздействием состоят в следующем. Во-первых, предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия. В последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние. Во-вторых, если правовое регулирование как специально-юридическое воздействие связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие не всегда связано. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе не обязательно. Отсюда правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений. В этом смысле регулирование – лишь одна из форм воздействия права на общественные отношения, далеко не охватывающая всех других его форм, к которым относят информационно-психологическую, воспитательную, социальную.

Правовому регулированию подвергаются только те отношения, которые: возникают по воле людей, контролируются их сознанием (но не поведение психически больного человека); имеют значение не только для отдельного человека, объединений людей, но главным образом для всего общества; складываются только между конкретными участниками, но не социальными явлениями, на которые можно только воздействовать, но невозможно регулировать (например, демографические, миграционные процессы); могут быть урегулированы правом (но не отношения дружбы, любви, большинства бытовых действий); подконтрольны и подотчетны государству, а значит соблюдение создаваемых для них государственно-властных предписаний гарантировано возможностью применения его принудительной силы и др.

Таким образом, наиболее значимыми для правового регулирования сферами являются отношения в экономических, управленческих и правоохранительных аспектах жизни людей.

Метод правового регулирования – совокупность приемов и способов регламентирования общественных отношений, воздействия на человеческое поведение.

Такими приемами выступают:

диспозитивный метод, который характеризуется независимостью и равенством сторон, которым самим предоставляется решение вопроса об особенностях характера своих взаимоотношений, и проявляется при регулировании, в основном, частноправовых отношений, то есть отношений между отдельными гражданами и их организациями («все, что прямо не запрещено законами – дозволено»);

императивный метод основывается на иерархии участников правовых отношений – одну сторону (властную) всегда представляет государство в виде органов или должностных лиц, а другую (подчиненную) – граждане и их организации; это метод обязательных для исполнения предписаний, основанных на запретах, установлении обязанностей и угрозы применения мер государственного принуждения («все, что не разрешено законом – запрещено»).

Практическая реализация методов правового регулирования происходит посредством определенных специфических для каждой сферы общественных отношений способов. В процессе правового регулирования используются следующие способы регулирования: дозволение, обязывание и запрещение.

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Само дозволение весьма неоднородно. Оно может выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеет права применять недозволенные методы расследования).

Право регламентирует общественные отношения двояко: на нормативном (общем, неперсонифицированном) и на индивидуальном (конкретном) уровнях. Поэтому и правовое регулирование распространяется на самые различные по глубине и кругу лиц сферы. В этой связи различается:

общее или нормативно-правовое регулирование как деятельность специально уполномоченных субъектов в пределах своей компетенции, направленная на упорядочение общественных отношений путем создания, изменения, дополнения или отмены правовых норм, а также определения сферы их действия в пространстве, во времени и по кругу лиц. По сути это есть правотворческая деятельность;

казуальное или индивидуально-правовое регулирование как деятельность компетентных субъектов, связанная с решением юридически значимых вопросов, протекающая в установленной законодательством процедурно-процессуальной форме, результатом которой является индивидуальный правовой акт, конкретизирующий права и обязанности участников правового отношения;

локальное правовое регулирование как деятельность специально уполномоченных на то субъектов, связанная с разрешением социально-юридической ситуации, сочетающая в себе элементы нормативного и индивидуального правового регулирования.

Индивидуально-правовое регулирование может осуществляться как с помощью государственных органов или специально уполномоченных на то должностных лиц, так и самостоятельно самими субъектами права. На этом основании выделяются следующие виды индивидуально-правового регулирования:

координационное, реализуемое самими участниками общественных отношений без обращения к государственным инстанциям (заключение индивидуальных договоров, сделок, использование имеющихся субъективных прав);

субординационное правовое регулирование, то есть решение юридического дела, осуществляемое либо путем обращения к властным структурам, компетентным в правоприменительной деятельности либо самими такими органами и должностными лицами в соответствии со своими функциональными обязанностями и в пределах своей компетенции (назначение пенсии, оформление на работу, возбуждение уголовного дела).

Правовое регулирование осуществляется посредством взаимодействия особой совокупности правовых средств, непосредственно участвующих в данном процессе и поэтому составляющих механизм правового регулирования.

Правовые средства – весь юридический инструментарий, с помощью которого удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение его социально-полезных целей.

В качестве правовых средств выступают многочисленные элементы, посредством которых право осуществляет свое конструктивное воздействие на общественные отношения: источники права, правовые предписания, нормы права, правовые институты, правоприменительные акты и акты реализации прав и обязанностей, правовой режим, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения, наказания, дозволения и защиты, юридические аксиомы, презумпции и др.

Среди многочисленных классификаций правовых средств выделяются средства-установления и средства-действия. Правовые средства-установления – фиксируемые в важнейших нормативно-правовых актах и выступающие моделями инструменты правового регулирования, обеспечивающие достижение его целей (субъективные права, обязанности, льготы, запреты, поощрения, наказания и т.д.). Правовые средства-действия – реальное поведение субъектов права, соответствующее предписаниям актов реализации права (практически вся юридическая деятельность (правотворческая, правоприменительная, интерпретационная) и, прежде всего, акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей тех или иных субъектов такой деятельности).

Отмеченные способы правового регулирования в тех или иных вариациях компонентов концентрируются в установлении особых правовых ограничений в целях недопущения негативных внешних проявлений участников общественных отношений и стимулировании необходимого позитивного поведения субъектов права.

Правовые ограничения заключаются в введении в правовую сферу элементов сдерживания противоправных устремлений субъектов, нарушающих интересы других лиц и общества в целом, и представляют собой четкое законодательное определение границ возможного поведения субъектов либо исключения определенных возможностей в их действиях.

Правовые стимулы выступают в виде специальных правовых побуждений к законопослушному поведению, создающих для удовлетворения собственных интересов субъектов права режим благоприятствования.

Стимулирование заключается в установлении особых правовых средств, направленных на повышение уровня положительного поведения субъектов в данных конкретных условиях и включает в себя такие элементы, как: правовое поощрение (форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, и для него наступают благоприятные последствия); преимущественное право (предусмотренная законом льгота материального, морального, процессуального характера для той или иной категории субъектов); правовые иммунитеты (совокупность особых льгот и привилегий, преимущественно связанных с освобождением конкретного определенных в законе лиц от имеющихся обязанностей (их части) либо ответственности, призванные обеспечить выполнение ими соответствующих функций); правовая льгота (правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав, так и в освобождении от определенных обязанностей).

Правовой режим – особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств – дозволений и запретов и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:

– по предмету правового регулирования (конституционный, административный, земельный и т.д.);

– по юридической природе (материальные, процессуальные);

– по форме выражения (законный, договорный).

Правовой режим является органической составляющей правовой политики.

Правовая политика – деятельность государства по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка, формированию правовой государственности и высокой правовой культуры общества и личности.

Механизм правового регулирования (механизм действия юридических норм) – это процесс поэтапной трансформации норм права, содержащихся в норма­тивных актах, иных источниках права, в правомерное поведение субъектов правоотношений через систему специальных юридических средств.

Процесс правового регулирования общественных отношений начинается созданием правовых норм, за­вершается формированием правопорядка и содержит промежуточные структурные элементы, которые охватываются понятием «механизм правового регулирования (механизм дей­ствия юридических норм)».

В свою очередь, исходным элементом механизма правового регулирования являются субъекты права – граждане, организации, органы публичной власти, их должностные лица, наделенные возможностью совершать юридически значимые деяния. Итоговым элементом механизма действия юридических норм является право­мерное поведение субъектов права.

Основными стадиями (этапами) механизма правового регулирования, выделяемыми по исполь­зуемым на каждой стадии специальным юридическим средствам, являются:

1) стадия общей регламентации правового положения (статуса) субъектов права, на которой индивидуальные и коллективные участники общественных отношений наделяются правоспособностью и дееспособностью;

2) стадия индивидуализации юридических норм, на которой при возникновении юридических фактов субъекты права вступают в правоотношения, приобретают вза­имосвязанные субъективные права и субъективные юридические обязанности;

3) стадия реализации норм права (реализации правоотношений), на которой всту­пившие в правоотношения субъекты путем собственных действий или посредством применения норм права осуществляют субъективные права и обязанности, достигая цели и итогового элемента механизма действия юридических норм – правомерного поведения.

В качестве дополнительного элемента процесса правового регулирования можно выде­лить механизм обеспечения норм права. Механизм обеспечения норм права основывается на охранительных нормах различных отраслей права и деликтоспособности субъектов права, «запускается» в дей­ствие вследствие совершения правонарушения и включает в себя стадии: а) индивидуализации юриди­ческой ответственности и б) ее реализации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: