Действие права – это содержательно-динамическая сторона права, характеризующая его фактически реализуемую способность осуществлять регулирование (специально-юридическое), информационно-психологическое (мотивационное), воспитательное (идеологическое, педагогическое) и социальное воздействие на участников общественных отношений.
Действие права – достаточно сложный механизм. При этом возможны такие стороны его проявления, как: социальный механизм действия права (все условия, определяющие особенности проявления права в реальной жизни); психологическая сторона действия права (учет психологических механизмов поведения человека, его восприятии тех или иных закономерностей правового регулирования, воздействия); ценностно-ориентационный механизм действия права (законодательное закрепление, обеспечение реализации и охраны наиболее важных для человека и общества ценностей).
Правовое воздействие – это результативное, нормативно-организационное влияние на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения норм права), так и иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса).
Правовое регулирование – это разновидность нормативного социального регулирования, посредством которого государственно-организованное общество путем создания и реализации особых норм – норм права (юридических норм) формирует в наиболее значимых сферах общественных отношений правопорядок, обеспеченный государственной властью.
Различия между правовым регулированием и правовым воздействием состоят в следующем. Во-первых, предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия. В последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние. Во-вторых, если правовое регулирование как специально-юридическое воздействие связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие не всегда связано. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе не обязательно. Отсюда правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений. В этом смысле регулирование – лишь одна из форм воздействия права на общественные отношения, далеко не охватывающая всех других его форм, к которым относят информационно-психологическую, воспитательную, социальную.
Правовому регулированию подвергаются только те отношения, которые: возникают по воле людей, контролируются их сознанием (но не поведение психически больного человека); имеют значение не только для отдельного человека, объединений людей, но главным образом для всего общества; складываются только между конкретными участниками, но не социальными явлениями, на которые можно только воздействовать, но невозможно регулировать (например, демографические, миграционные процессы); могут быть урегулированы правом (но не отношения дружбы, любви, большинства бытовых действий); подконтрольны и подотчетны государству, а значит соблюдение создаваемых для них государственно-властных предписаний гарантировано возможностью применения его принудительной силы и др.
Таким образом, наиболее значимыми для правового регулирования сферами являются отношения в экономических, управленческих и правоохранительных аспектах жизни людей.
Метод правового регулирования – совокупность приемов и способов регламентирования общественных отношений, воздействия на человеческое поведение.
Такими приемами выступают:
– диспозитивный метод, который характеризуется независимостью и равенством сторон, которым самим предоставляется решение вопроса об особенностях характера своих взаимоотношений, и проявляется при регулировании, в основном, частноправовых отношений, то есть отношений между отдельными гражданами и их организациями («все, что прямо не запрещено законами – дозволено»);
– императивный метод основывается на иерархии участников правовых отношений – одну сторону (властную) всегда представляет государство в виде органов или должностных лиц, а другую (подчиненную) – граждане и их организации; это метод обязательных для исполнения предписаний, основанных на запретах, установлении обязанностей и угрозы применения мер государственного принуждения («все, что не разрешено законом – запрещено»).
Практическая реализация методов правового регулирования происходит посредством определенных специфических для каждой сферы общественных отношений способов. В процессе правового регулирования используются следующие способы регулирования: дозволение, обязывание и запрещение.
Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Само дозволение весьма неоднородно. Оно может выражаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.
Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.
Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеет права применять недозволенные методы расследования).
Право регламентирует общественные отношения двояко: на нормативном (общем, неперсонифицированном) и на индивидуальном (конкретном) уровнях. Поэтому и правовое регулирование распространяется на самые различные по глубине и кругу лиц сферы. В этой связи различается:
– общее или нормативно-правовое регулирование как деятельность специально уполномоченных субъектов в пределах своей компетенции, направленная на упорядочение общественных отношений путем создания, изменения, дополнения или отмены правовых норм, а также определения сферы их действия в пространстве, во времени и по кругу лиц. По сути это есть правотворческая деятельность;
– казуальное или индивидуально-правовое регулирование как деятельность компетентных субъектов, связанная с решением юридически значимых вопросов, протекающая в установленной законодательством процедурно-процессуальной форме, результатом которой является индивидуальный правовой акт, конкретизирующий права и обязанности участников правового отношения;
– локальное правовое регулирование как деятельность специально уполномоченных на то субъектов, связанная с разрешением социально-юридической ситуации, сочетающая в себе элементы нормативного и индивидуального правового регулирования.
Индивидуально-правовое регулирование может осуществляться как с помощью государственных органов или специально уполномоченных на то должностных лиц, так и самостоятельно самими субъектами права. На этом основании выделяются следующие виды индивидуально-правового регулирования:
– координационное, реализуемое самими участниками общественных отношений без обращения к государственным инстанциям (заключение индивидуальных договоров, сделок, использование имеющихся субъективных прав);
– субординационное правовое регулирование, то есть решение юридического дела, осуществляемое либо путем обращения к властным структурам, компетентным в правоприменительной деятельности либо самими такими органами и должностными лицами в соответствии со своими функциональными обязанностями и в пределах своей компетенции (назначение пенсии, оформление на работу, возбуждение уголовного дела).
Правовое регулирование осуществляется посредством взаимодействия особой совокупности правовых средств, непосредственно участвующих в данном процессе и поэтому составляющих механизм правового регулирования.
Правовые средства – весь юридический инструментарий, с помощью которого удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение его социально-полезных целей.
В качестве правовых средств выступают многочисленные элементы, посредством которых право осуществляет свое конструктивное воздействие на общественные отношения: источники права, правовые предписания, нормы права, правовые институты, правоприменительные акты и акты реализации прав и обязанностей, правовой режим, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, меры поощрения, наказания, дозволения и защиты, юридические аксиомы, презумпции и др.
Среди многочисленных классификаций правовых средств выделяются средства-установления и средства-действия. Правовые средства-установления – фиксируемые в важнейших нормативно-правовых актах и выступающие моделями инструменты правового регулирования, обеспечивающие достижение его целей (субъективные права, обязанности, льготы, запреты, поощрения, наказания и т.д.). Правовые средства-действия – реальное поведение субъектов права, соответствующее предписаниям актов реализации права (практически вся юридическая деятельность (правотворческая, правоприменительная, интерпретационная) и, прежде всего, акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей тех или иных субъектов такой деятельности).
Отмеченные способы правового регулирования в тех или иных вариациях компонентов концентрируются в установлении особых правовых ограничений в целях недопущения негативных внешних проявлений участников общественных отношений и стимулировании необходимого позитивного поведения субъектов права.
Правовые ограничения заключаются в введении в правовую сферу элементов сдерживания противоправных устремлений субъектов, нарушающих интересы других лиц и общества в целом, и представляют собой четкое законодательное определение границ возможного поведения субъектов либо исключения определенных возможностей в их действиях.
Правовые стимулы выступают в виде специальных правовых побуждений к законопослушному поведению, создающих для удовлетворения собственных интересов субъектов права режим благоприятствования.
Стимулирование заключается в установлении особых правовых средств, направленных на повышение уровня положительного поведения субъектов в данных конкретных условиях и включает в себя такие элементы, как: правовое поощрение (форма и мера юридического одобрения добровольного заслуженного поведения, в результате чего субъект вознаграждается, и для него наступают благоприятные последствия); преимущественное право (предусмотренная законом льгота материального, морального, процессуального характера для той или иной категории субъектов); правовые иммунитеты (совокупность особых льгот и привилегий, преимущественно связанных с освобождением конкретного определенных в законе лиц от имеющихся обязанностей (их части) либо ответственности, призванные обеспечить выполнение ими соответствующих функций); правовая льгота (правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав, так и в освобождении от определенных обязанностей).
Правовой режим – особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств – дозволений и запретов и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.
Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.
Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:
– по предмету правового регулирования (конституционный, административный, земельный и т.д.);
– по юридической природе (материальные, процессуальные);
– по форме выражения (законный, договорный).
Правовой режим является органической составляющей правовой политики.
Правовая политика – деятельность государства по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка, формированию правовой государственности и высокой правовой культуры общества и личности.
Механизм правового регулирования (механизм действия юридических норм) – это процесс поэтапной трансформации норм права, содержащихся в нормативных актах, иных источниках права, в правомерное поведение субъектов правоотношений через систему специальных юридических средств.
Процесс правового регулирования общественных отношений начинается созданием правовых норм, завершается формированием правопорядка и содержит промежуточные структурные элементы, которые охватываются понятием «механизм правового регулирования (механизм действия юридических норм)».
В свою очередь, исходным элементом механизма правового регулирования являются субъекты права – граждане, организации, органы публичной власти, их должностные лица, наделенные возможностью совершать юридически значимые деяния. Итоговым элементом механизма действия юридических норм является правомерное поведение субъектов права.
Основными стадиями (этапами) механизма правового регулирования, выделяемыми по используемым на каждой стадии специальным юридическим средствам, являются:
1) стадия общей регламентации правового положения (статуса) субъектов права, на которой индивидуальные и коллективные участники общественных отношений наделяются правоспособностью и дееспособностью;
2) стадия индивидуализации юридических норм, на которой при возникновении юридических фактов субъекты права вступают в правоотношения, приобретают взаимосвязанные субъективные права и субъективные юридические обязанности;
3) стадия реализации норм права (реализации правоотношений), на которой вступившие в правоотношения субъекты путем собственных действий или посредством применения норм права осуществляют субъективные права и обязанности, достигая цели и итогового элемента механизма действия юридических норм – правомерного поведения.
В качестве дополнительного элемента процесса правового регулирования можно выделить механизм обеспечения норм права. Механизм обеспечения норм права основывается на охранительных нормах различных отраслей права и деликтоспособности субъектов права, «запускается» в действие вследствие совершения правонарушения и включает в себя стадии: а) индивидуализации юридической ответственности и б) ее реализации.