Характеристика живописи И. Босха, Я Брейгеля, Э. Греко, А. Дюрера




Живопись мастеров Северного Возрождения имеет свои особенности. Она сочетает готику и Ренессанс и уходит корнями во французско-фламандскую книжную миниатюру. Для картин некоторых мастеров характерен почти фотографический реализм. Импульс от зрелого итальянского Возрождения соединился с местными традициями привёл к формированию нового художественного языка. Пейзажная живопись у мастеров Северного Возрождения очень своеобразная. Пейзаж становится отдельным объектом живописи. Точное в изображение явлений природы перешла на образы человеческих тел. Альберт Дюрер изучал нюансы движения тела человека и отражал это до мельчайших подробностей в своих работах. Новизной его стиля считается детализированное описание поверхностей предметов и пластичность, достигаемая за счёт удачно применяемых световых эффектов. Человек на картинах больше не идеализировался. Перед зрителем предстают настоящие люди со всеми своими человеческими недостатками. Морщины, мешки под глазами, - всё без прикрас натурально изображалось на картине.

Из ряда мастеров Северного Возрождения выделяется самый загадочный художник - Иероним Босх, чьё творчество до сих пор во многом не разгадано. Средневековый человек видел в картинах Босха множество символов и посланий. Символы по-разному трактуются в зависимости от контекста и источника - от мистического трактата до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений. Значительное количество символов Босха считается алхимическими. Алхимия в позднем средневековье была ярким явлением культуры, фантастическим вариантом химии. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты. Различные стадии превращения зашифрованы в цветовом переходе; зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн - это ещё и эмблемы чёрной магии и дьявола. Босх использует расхожую символику бестиария - "нечистых" животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. Жаба, в алхимии обозначающая серу, - это символ дьявола и смерти, как и всё сухое - деревья, скелеты животных.

В работах Питера Брейгеля сплетаются грубоватый народный юмор, лиризм и трагизм, острая реалистическая наблюдательность и фантастический гротеск, интерес к бытовым деталям, подробной повествовательности и стремление к широкому обобщению, созданию синтетической картины мира. От сатирических нравоучительных рисунков Брейгель с середины 60-х гг. перешёл к созданию обобщенных картин народной жизни, обычно изображённых на фоне широкого пейзажа и более сдержанных по цвету. Главный герой произведений Брейгеля - постоянно движущаяся народная масса. Художник создаёт (в несколько условной, гротескной форме) широкую панораму жизни народа, изображая его труд и быт, тяжёлые народные бедствия; в форме иносказания он выступает против социальной несправедливости и насилия. Брейгель раскрывает вместе с тем и заключённые в народе мощные жизненные силы, его достоинство и неиссякаемое жизнелюбие.

Эль Греко (Доминикос Теотокополус) - автор уникального стиля. В эволюции колорита Эль Греко краски теряли материальность. Разнообразны композиционные приемы Эль Греко, которые менялись им в зависимости от назначения картины, от ее масштабов, формата, иконографических мотивов и изобразительных факторов. Передача пространства, освещения, движения, ритмики форм и интервалов между ними - все это обладает особой силой выразительности. Некоторые произведения Эль Греко производят впечатление свободной художественной импровизации. Но даже самые "хаотичные" из них, нарушающие все традиционные представления о композиции, ритме, рисунке, линейной перспективе, сочетании цветов, не выходят за рамки строго продуманной и смелой художественной системы. Может быть, здесь сильнее всего ощущается, насколько Эль Греко, обладавший способностью ярко чувствовать, был вместе с тем рационально мыслящим художником и гуманистом. Внутренняя структура образа угадывается даже в его самых сложных картинах, построенных на ритмическом созвучии красочных пятен, линий, геометрических фигур - треугольников, овалов, полуовалов, прямоугольников. Элементы действительности вторгаются в образной строй его произведений. В конечном счете, в основе образов Эль Греко всегда лежит человеческое чувство, и не случайно зритель не может остаться к нему безучастным.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: