Этика протестантизма как духовная основа зарождающегося капиталистического общества




 

Термин "Протестантская трудовая этика" был введён в научный оборот немецким социологом и философом Максом Вебером в его знаменитой работе "Протестантская этика и дух капитализма" в 1905 году. Исследовав экономическую ситуацию в Германии, где исторически проживало смешанное население (в южных землях - католики, в северо-восточных - протестанты, хотя деление было условным), М. Вебер увидел, что протестантское население экономически успешнее. Швейцария, Нидерланды, Великобритания, США также показывали высокие темпы роста. Начав искать этому объяснение, М. Вебер сделал ряд выводов, связанных с протестантизмом. Именно протестантская трудовая этика, по мнению исследователя, явилась причиной такого быстрого темпа развития.

Протестантизм, по мнению М. Вебера, привел к тому, что у человека, воспитанного в духе протестантских идей, есть здоровый рационализм и трудолюбие. "Остерегайся считать своей собственностью все, что ты имеешь, и жить сообразно с этим. В этот самообман впадают многие люди, имеющие кредит. Чтобы избегнуть этого, веди точный счет своим расходам и доходам. ". Характерная черта протестантских обществ - ведение коммерции не только ради увеличения личного потребления, а в качестве добродетельного вида деятельности. Вебер считал, что стремление к предпринимательству ("стремление к наживе") к денежной выгоде, само по себе ничего общего не имеет с капитализмом. По мнению М. Вебера, капитализм может быть идентичным обузданию этого иррационального стремления, во всяком случае, его рациональному регламентированию. Капитализм, безусловно, тождествен стремлению к наживе в рамках непрерывно действующего рационального капиталистического предприятия, к непрерывно возрождающейся прибыли, к рентабельности. "И таковым он должен быть. Ибо в рамках капиталистической системы хозяйств, предприятие, не ориентированное на рентабельность, неминуемо осуждено на гибель". Протестантская трудовая этика, по мнению Вебера, уходит корнями в Писание, которым протестанты руководствуются в повседневной жизни. При этом наиболее важны следующие принципы:

. Нельзя задерживать жалованье рабочему

. Запрещены издевательства и жестокое господство начальства над подчиненными

. В Писании поощряется честное отношение к клиентам

. У протестантов - жесткий регламент рабочей недели и обязательный отдых в воскресенье.

Точка зрения М. Вебера имеет сторонников и критиков. Некоторые социологи считают, что этика, подобная протестантской, может присутствовать лишь в тех этических системах, в которых имеется оптимальный баланс обязанностей и прав человека (чувство долга заставляет человека трудиться, а права защищают от посягательств на результаты его труда). Согласно этой точке зрения, в современных протестантских странах трудовая этика ухудшается из-за чрезмерного смещения акцента с чувства долга на реализацию прав.

Тест

Приведите в соответствие авторов и их произведений:

1.М. Де Сервантес в. "Дон-Кихот"
2.Ф. Рабле г. "Гаргантюа и Пантагрюэль"
3.Э. Роттердамский е. "Похвала глупости"
4.Т. Мор б. "Утопия"
5.В. Шекспир а. "Король Лир"
6.У. Фон Гуттен ж. "Письма темных людей"
7. Лопе де Вега д. "Учитель танцев"

Литература

 

1. Dillenberger J. Protestant Thought and Natural science. London, 1961.

2. Grimm H. J., The Reformation Era, 1500-1650, New York: Macmillan, 1973.

. Henryk Grossman The Beginnings of Capitalism and the New Mass Morality (англ.). Journal of Classical Sociology, Vol.6, No.2, 201-213 (2006).

. Вебер М. Протестантская трудовая этика и дух капитализма. // Избранные произведения: Пер. с нем. /Сост., общ, ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл.П. П. Гайденко. - М.: Прогресс, 1990.

. Викторов В.В. Культурология: Учебник, - изд., доп. - М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2010.

. Винниченко Т. Эль Греко. Чужеземец // Личности 2012 №49

. Дмитриева О.В. Социально-политическая борьба в Англии в конце XVI - начале XVII вв. - М.: Б. и., 1985

8. Евгеньев В. К истории протестантской этики - https://rusk.ru/st. php? idar=26459

. Кернс Э. Дорогами Христианства. История церкви. - М.: Протестант, 1992.

. Ковальский Я.В. Папы и папство. - М.: Политиздат, 1991. С.103.

. Краткая художественная энциклопедия. Искусство стран и народов мира. Том 2. /ГНИ "Советская энциклопедия"/1965

. Культурология. Энциклопедия. В 2-х т. М.: РОССПЭН, 2007.

. Левидова И.М. Шекспир: Библиогр. рус. пер. и Крит. лит. на рус. яз., 1748-1962. / Отв. ред. М.П. Алексеев. - М.: М.: Книга, 1964

. Лютер М.95 тезисов. Диспут о прояснении двойственности. СПб, 1996.

. Лютер, Мартин, О рабстве воли. В кн.: Эразм Роттердамский, Философские произведения, М., 1986, с.290-545.

. Пинский Л. Шекспир. М.: Худож. лит., 1971.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: