Тип урока: комбинированный
Вид урока: исследование
ТДЦ урока:
Обучить: доказать на конкретных примерах, что население планеты – калейдоскоп народов с их особенностями быта и культуры, этнического самосознания
развить: продолжить формирование умений работать с разными источниками географической информации, учить классифицировать население мира на основе разных критериев.
воспитать: воспитание положительных мотивов учащихся, личностных качеств учащихся, обеспечивающих успешность учебной деятельности
Методы обучения:
Метод: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский
Эпиграф: «Человек познает и изменяет мир и самого себя, творит культуру и собственную историю» Н.Н.Баранский
Форма учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная
Форма контроля: выполнение тестов, заданий устно в ходе урока
Основные понятия темы: раса, этнос, ЭАН, возрастно-половая пирамида, качество населения, однонациональное, двунациональное, многонациональное государство,
Образовательные задачи и планируемый результат:
Учащиеся должны знать:
1. сущность и географические особенности полового, возрастного, религиозного состава населения мира, трудовых ресурсов
2. классификацию народов по языковым семьям и основные черты их распространения
Учащиеся должны уметь:
1. применять показатели состава населения для характеристики мира, отдельных регионов.
2. использовать карты, таблицы, схемы для анализа, конкретизации и доказательства отдельных положений текста, производить при этом необходимые расчеты
3. читать и анализировать полово-возрастную пирамиду
4. готовить краткое сообщение по изучаемой теме
|
План урока: 1.Организационный момент
Подготовка к осознанному усвоению. Всесторонняя проверка знаний
1 Станция «Географический словарь» - знание понятий:
1 Плотность населения – это показатель заселенности территории
2 Репатриация –возвращение на родину предков
3 Эмиграция- выезд из страны
4 Миграция–перемещение населения
5 Естественный прирост – разница между рождаемостью и смертностью
6 Воспроизводство – совокупность показателей естественного прироста, рождаемости, смертности, которое обеспечивают бесперебойное возобновление и смену поколений
7 Демографический «кризис» или «Депопуляция» – резкая убыль населения
8 Демографический «взрыв» - резкое возрастание населения
9 Демографическая политика – политика государства, направленная на регулирование населения.
10 Средняя продолжительность жизни – число лет, которое предстоит прожить данному поколению людей
2 Станция «Знаешь ли ты» - знание теории
1. Где появились первые люди? (район великих африканских разломов) – В. Африка
2. Сколько лет тому назад появились первые люди? (5 млн лет)
3. Когда появился сознательный человек «Хомо сапиенс» (50-100 тыс. лет назад)
4. Когда и где проводилась первая перепись населения (№ тысячелетии в Китае и Египте)
5. Когда проходила 1 национальная перепись населения в РК (1999)
6. Какова численность населения РК на 01.1999 и 01.2016 годы? (14.9 млн. чел – 17млн. чел.)
7. Какое место занимает РК в мире по численности населения? (50)
8. Каков прогноз населения РК на 2015 год? (20 млн), а по миру (7 млрд чел)
9. Какова средняя продолжительность жизни В РК? (69 лет м- 64 ж- 74) на 2012г
|
10. Какой тип воспроизводства характерен для З.Европы, США, Канады, Австралии и РК?
(современный – низкая рождаемость, смертность и естественный прирост)
3 Станция «Умеешь ли» - применение теории в различных ситуациях
1. Задача. Определите средний прирост населения с 1990 по 2020 год, если в 1990 году – 5.295 млн чел, 2000 – 6.131 млн чел. Спрогнозируйте население Земли на 2030 и 2020 годы.
2. Задача. В каком году население Земли составит – 8 млрд чел, а в каком – 10 млрд чел
3.Используя схему 14 и 15, определите причины, влияющие на изменение численности населения в РК и по миру (стр 107-108) Сделайте вывод.
4. Используя таблицу «Средняя продолжительность жизни», выявить причины, повлиявшие на СПЖ в разные исторические эпохи
Период | СПЖ в годах и летах | Причины |
1.Раннее средневековье (5-11в) Византия, рабский халифат | экономические условия социальная стабильность | |
2.Средневековье (11-15 в) Киевская Русь, Франция | экологическая ситуация, распространение инфекционных заболеваний | |
3. Новейший период (1917 г – по наст.время) | медицинское обслуживание голод, природные катастрофы |
5. Используя стр 100 и схему 12 выполнить задание №1
6. Используя стр 100 и схему 13 анализ выполнить задание №3
7. Используя стр 104 и схему 16 анализ выявит причины разного рода миграций
8. Назвать основные направления миграций схема №17
Вывод: таким образом, в последнее время в науке и практике все большее значение приобретает термин «качество населения», учитывающее экономические (занятость, душевой показатель, калорийность питания), социальные (уровень здравоохранения, безопасность граждан, развитие демократических институтов), культурные (уровень грамотности, обеспеченность печатной продукцией, культурными учреждениями), экологические (состояние окружающей среды).