Экономика средневекового Запада. Голод и эпидемии. Отношение средневекового общества к нищим и убогим.




 

 

Экономика средневекового Запада имела целью обеспечить людям средства к существованию, приобретя характер простого воспроизводства. Дальше этого она не шла. Ко­нечно же, рамки «существования» варьировались в зави симости от принадлежности к тому или иному социально­му слою общества. Так, например, Гонорий Августодунский сравнивал общество с церковью, колоннами которой служат епископы, витражами — магистры, сводом — кня­зья, черепичной крышей — рыцари, вымощенным по­лом — народ, поддерживающий и питающий своим тру­дом весь христианский мир. В XIII в. популярный пропо­ведник-францисканец Конрад отождествлял алтарь с Христом, башни — с папой и епископами, хоры — с кли­риками, а неф — с мирянами.

Немецкий сборник проповедей 1220 г. называл 28 «etats» (слоев): 1) папа; 2) кардиналы; 3) патриархи; 4) епископы; 5) прелаты; 6) монахи; 7) крестоносцы; 8) по­слушники; 9) странствующие монахи; 10) секулярные свя­щенники; 11) юристы и медики; 12) студенты; 13) стран­ствующие студенты; 14) монахини; 15) император; 16) ко­роль; 17) князья и графы; 18) рыцари; 19) дворяне; 20) оруженосцы; 21) бюргеры; 22) купцы; 23) розничные торговцы; 24) герольды; 25) крестьяне послушные; 26) кре­стьяне мятежные; 27) женщины; 28) братья проповедники-доминиканцы. В перечислении этих слоев заметно четкое разделение людей на две основные категории: люди церк­ви и миряне, люди светские.

Соответственно, для высших слоев общества понятие «существование» предполагало удовлетворение гораздо больших потребностей, оно должно было позволить им сохранить свой определенный статус, не опускаясь ниже определенного же ранга. Средства к существованию дос­тавлял им труд народной массы.

Этот труд не имел целью экономический прогресс — ни индивидуальный, ни коллективный. Он предполагал, помимо религиозных и моральных устремлений (избежать праздности, которая прямиком ведет к дьяволу; искупить, трудясь, первородный грех; смирить плоть), в качестве экономических целей как обеспечить свое собственное существование, так и поддержать тех бедняков, которые неспособны были сами позаботиться о себе.

Известный средневековый философ-мистик Фома Аквинский (1225 или 1226-1274) в «Своде богословия» писал: «Труд имеет четыре цели. Прежде всего и главным образом он должен дать пропитание; во-вторых, должен изгонять праздность, источник многих зол; в-третьих, должен обуздывать похоть, умерщвляя плоть; в-четвертых, он позволяет творить милостыню».

В то же время нравственная оценка труда в раннефе­одальном обществе оказывается двойственной. С одной стороны, в наибольшей степени приближала человека к святости созерцательная жизнь монаха, стоявшего на сту­пеньку выше всех остальных людей. С другой стороны, труд признавался в качестве необходимого занятия чело­века, который в силу своего несовершенства, да и перво­родного греха, не может не трудиться. Главным же был вопрос: какова цель, ради которой человек трудится? Обо­гащение и накопление богатств осуждались. Оставались две другие цели. Одна из них практическая: поддержание земного существования человека. Другая — нравственная: труд как средство воспитания и самообуздания. А так как человеческая жизнь рисовалась ареной постоянного про­тивоборства сил добра и зла, то и любой вид деятельнос­ти оценивался в этическом плане.

Тем самым труд на деле становился средством обуз­дать плоть, выработать дисциплину и прилежание. При этом труд понимался в плане достижения идеальной цели — высшего совершенства.

Идеальным считался сельскохозяйственный труд, иногда даже оцениваемый церковными писателями нарав­не со службой монаха. Так, Жак де Витри писал: «Кресть­янин, который трудится на земле с намерением нести это наказание, наложенное на человека Господом, заслужива­ет того же, что и священник, возносящий целый день в церкви молитвы или бдящий ночь до заутрени». Гонорий Августодунский в своем «Светильнике» писал, что крес­тьяне по большей части спасутся, ибо «ведут простой об­раз жизни и кормят народ Божий».

Таким образом, в раннее средневековье оценка крес­тьянского труда была двояка. С одной стороны, существо­вала негативная оценка, исходившая от господствующей знати, когда крестьяне расценивались как низшие суще­ства, стоявшие вне общества, как рабочая скотина, объект эксплуатации, но с другой — церковь понимала важность крестьянского труда для поддержания общего благополу­чия. Именно церковь становится институтом социальной амортизации, смягчая противоречия в обществе и перево­дя их в морально-религиозный план. Совсем иной оказывается оценка труда ремесленни­ка — горожанина. В «Беседе» английского епископа Эль-фрика отмечалось: «Мы все предпочтем жить с тобою, пахарь, чем с тобою, кузнец, ибо пахарь дает нам хлеб и питье, а что ты, кузнец, в своей кузнице можешь нам пред­ложить кроме искр, стука молотов и ветра из мехов?» Любопытно, что в раннее средневековье почти все ремес­ленники считались слугами Сатаны. Тот же Жак де Витри отмечал в проповеди: «Эта отвратительная человеческая порода вся идет к своей погибели; никто из них не будет спасен... все они следуют широкими шагами прямо в ад».

О сословиях, угодных Богу, говорит и традиционная иконография двенадцати месяцев года, сложившаяся к XII в. и изображавшая повседневные работы и дни, им со­ответствующие. С одной стороны, труд земледельца: воз­делывание хлебных полей, винограда, виноделие, выпас свиней. С другой — зимний и весенний перерыв в работе. Работают крестьяне, однако, когда работы останавливают­ся, на изображениях можно увидеть и дворян, и крестьян. Январь принадлежит дворянам, сидящим за полным яств столом; февраль — простолюдину, возвращающемуся из леса с вязанкой хвороста и спешащему присесть к огню; май предоставлен то крестьянам, отдыхающим среди по­лей, то дворянам с охотничьими соколами в руках и т. д.

Горожанина как бы не существует и никакой связи между трудом ремесленника (того же кузнеца) и трудом земледельца попросту не улавливается.

Итак, экономическая цель средневекового Запада — создавать необходимое, necessitas, причем в разряд необ­ходимого включается и обязанность подавать милостыню неимущим. Так, по мнению Теодульфа, следовало напом­нить «тем, кто занимается негоциями и торговлей, что они не должны желать земных выгод больше, чем жизни веч­ной... Равным образом и те, кто тяжко трудится на полях, чтобы приобрести пищу, одежду и другие необходимые вещи, должны давать десятины и милостыни... В самом деле, Бог дал каждому его ремесло, дабы он имел, с чего жить, и каждый должен извлекать из своего ремесла не только все необходимое для тела, но также и опору для души, что еще более необходимо».

Некоторые специалисты по каноническому праву, на­пример, Раймон де Пеньяфор в своем «Своде» (первая треть XIII в.), оправдывали необходимостью даже воров­ство: «Если кто-либо украдет по необходимости что-то из пищи, питья или одежды по причине голода, жажды или холода…».

Таким образом, создавалось общество, составные ча­сти которого несли строго определенные функции.

Свет­ская аристократия обязана была поддерживать достой­ный образ жизни, растрачивая свои излишки на дарения и милостыни — на демонстрацию великодушия во имя хри­стианского идеала милосердия и рыцарского идеала щед­рости.

Духовенство тратило часть своих богатств на рос­кошь, строительство и украшение храмов, на устройство пышных литургий, употребляя остаток на содержание не­имущих бедняков.

Крестьянство было низведено до ми­нимального жизненного уровня вследствие взимания час­ти его продукта сеньорами в форме феодальной ренты и церковью в форме десятины, но также обязано творить ми­лостыню в пользу нищих. В общем, при анализе обязан­ностей трех основных сословий средневекового общества заметна идеализация бедности.

Средневековый Запад — это прежде всего универсум голода, его терзал страх голода и слишком часто сам голод. В крестьянском фольклоре особым соблазном обла­дали мифы об обильной еде: мечта о стране Кокань. Во­ображение средневекового человека неотступно преследо­вали библейские чудеса, связанные с едой, начиная с манны небесной в пустыне и кончая насыщением тысяч людей несколькими хлебами. Оно воспроизводило их в жи­тиях почти каждого святого.

Объектом всех чудес являлся хлеб — не только в па­мять о чудесах Христа, но и потому, что он был основной пищей масс.

Вплоть до XIII в. каждые 3-5 лет недород регулярно вызывал голод. Сложился своеобразный устрашающий цикл: ненастье - неурожай - рост цен - голод - упот­ребление в пищу суррогатов - эпидемия - «мор» (то есть резкое увеличение смертности). Вначале климатическая аномалия и ее следствие — плохой урожай. Дорожали продукты, увеличивалась нужда бедняков. Те, кто не уми­рал от голода, подвергались другим опасностям. Потреб­ление недоброкачественных продуктов (травы, испорчен­ной муки, вообще негодной пищи, иногда даже земли) влекло за собою болезни, часто смертельные, или хрони­ческое недоедание, которое подтачивало организм или уби­вало. Имели место случаи каннибализма.

Причины катастроф:

1. Слабость средневековой техники и экономики, при­водившая к сокращению периода продовольственного предвидения до одного хозяйственного года и к отсутствию необходимых резервов на случай неурожая.

2. Отсутствие либо утрата умений и навыков в тече­ние длительного времени хранить продукты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: