Этап | Содержание деятельности воспитателя | Содержание деятельности детей | |
Поисковый | 1.Формулирует проблему, цель: «Помочь Капитошке попасть домой в океан».При постановке цели определяется продукт: альбом «Волшебница вода» 2.Вводит в игровую(сюжетную) ситуацию: «С помощью волшебного листочка начинаем путешествие вместе с Капитошкой». 3.Формулирует задачи: «Для чего нужна вода?» | 1.Входят в проблему. 2.Вживаются в игровую ситуацию. 3.Принимают и уточняют задачи проекта. | |
Аналитический | 1.Подводит к решению задач. 2.Помогает детям спланировать деятельность(найти решение путем экспериментирования, воплотить найденное решение в прдуктивной деятельности). 3.Решает задачу организации деятельности. | 1.Планируют деятельность 2.Объединяются в рабочие группы. 3.Распределяют амплуа. | |
Практический | 1.Организует работу над проектом (поэтапно: поиск решений, экспериментирование, продуктивная деятельность) 2.Оказывает практическую помощь(при необходимости). | 1.Ищут решение задачи. 2.Выбирают необходимые материалы для экспериментирования и продуктивной деятельности. 3.Совместно составляют схему этапа. По ходу работы совещаются, вносят изменения и дополнения, делают вывод о завершении работы над альбомом. | |
Презентационный | 1.Принимает участие в защите проекта «Волшебница вода» 2.Помогает при необходимости. | 1.Договариваются о защите проекта. 2.Представляют продукт деятельности. | |
Контрольный | 1.Выдвигает новую проблему: нужно охранять не только воду, но и окружающую среду. | 1.Определяют цели нового проекта: создать выставку плакатов «Защитим нашу планету» | |
Форма проведения презентации. Праздник «Волшебница вода» |
|
Схема реализации проекта в разных видах деятельности.
Разделы программы. | Виды детской деятельности. |
Познавательное развитие | НОД «Что мы знаем о воде?», «Вода вокруг нас», «Что растет в воде?», «Вода вокруг нас», «Круговорот воды в природе»
«Волшебница вода» «Свойства воды», «Обитатели водоемов»
ФРЭМП «Морское путешествие», «Приключение Капельки»
«Кому нужна вода?»
|
Речевое развитие | · Беседы: «Где живут капельки», «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?», «Зачем человеку вода?». «Берегите воду», «Если хочешь быть здоровым», «У воды, на воде, в воде», «Дождь во благо и во вред», «Что было бы, если бы с земли ушла вода?»«А почему вода солёная?», «Вода на земле», «Где живет вода в детском саду?» «Могут болеть реки и как их спасти». · Рассматривание энциклопедии «Жизнь в пресной воде», «Водоемы»,«Подводный мир». · Рассматривание иллюстраций с изображением реки, озера, моря; предметных картинок с сюжетами использования воды. |
Чтение художественной литературы | Стихи и загадки о воде, водных обитателях. Польская сказка. «Живая вода». Сказка «Как утка землю добывала» В Орлов «Ты скажи мне, реченька лесная», С. Сахаров «Кто в море живет? Г. Люшина «Капелька», Н. Рыжова «Вы слыхали о воде?» Н. А. Рыжова «Жила-была река», «Королева – вода» (экол. сказка), «Два ручья», «В мутной воде – сам пропадешь»(сказки шорцев), Б.Заходер «Что случилось с рекой?» Сказка о ручейке. Эстер Адам Н. А. Рыжова «История одного пруда», «Жила – была Река», «Как люди речку обидели». С.Маршак «Водопровод», Н.Носов «Карасик», Некрасов «Дед Мазай и зайцы», Ф.Тютчев «Весенние воды», «Водичка, водичка» А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Чтение художественной литературы о природе: Г.-Х. Андерсен «Русалочка», Экологические рассказы, сказки», К. Чуковский «Мойдодыр» |
Художественно эстетическое развитие | Рисование«Золотая рыбка», «Аквариум», по сказке Некрасова «Дед Мазай и зайцы», «Круговорот, как я его понимаю», «Путешествие капельки», «Бегут ручьи» «Где живет капелька –вода»«Превращение кляксы», «Плывет кораблик»,«Подводный мир». Аппликация ««Море», «Белая кувшинка», «Разноцветные рыбки», «Кораблик», «Лодочка» Лепка «Обитатели водоемов» (пластилинография), по сказке Некрасова «Дед Мазай и зайцы» Конструирование из бумаги «Лодочка» «Кит» |
Социально-личностное развитие | Сюжетно – ролевая игра: «Моряки», «Пароход», «Морское путешествие», «Мореплаватели»и др Дид. игры: «Отвечай быстро», «Четвертый лишний», «Да – нет», «Пишущая машинка», «Капитан укладывает чемодан», «Кто быстрее соберет?», «Круги на воде». «Кто где живёт» Игры с водой, игры со снегом. |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Ходят капельки по кругу», «Ручеек», «Мы – водные животные», «Караси и щука», «На болоте», «Море волнуется»,«Ручеек», «Через речку», «Море», «Морские рифы», «Удочка», «Лягушки и цапля»,«Водяной» |
Труд | Создание ледяных построек, украшение территории детского сада разноцветными льдинками. |
Свободная совместная деятельность | 1. Наблюдения за природными явлениями, связанными с водой.
|
Работа с родителями | · Анкетирование.
· Наблюдение за водой в природе.
· Экскурсия с детьми и родителями к роднику.
· Составление экологической сказки «Путешествие капельки»
· Изготовление книжек – малышек о воде.
· Создание папки передвижки «Краса природы- вода»
· Изготовление поделок из бумаги, природного материала.
· Консультация для родителей Введение в тему проекта:
рекомендации родителям по ознакомлению детей с водой
«Полезные свойства воды для человеческого организма». “Закаливание водой», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»,«Игры с водой», «Неизведанное рядом».
|
Просмотр мультфильмов | «В порту», «Мореплавание Солнышкина»,»Катерок», «Немо» «Приключения Мюнхгаузена», «Шесть Иванов – шесть капитанов», "Берегите воду" |
Список литературы:
|
|
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников» М., 2010г.
2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004 г.
3. Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005 г.
4. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.
5. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада» М., 2010г.
6. Николаева С.Н. «Юный эколог» М., 2009г.
7. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.
8. Рыжова Н.В. «Волшебница вода». Новые материалы к программе «Наш дом — природа». Журнал «Дошкольное образование» № 11, 2004г.
9. Материалы интернетсайтов:https://doshvozrast.ru/index.htm (Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье); https://www.ivalex.vistcom.ru/ (Все для детского сада); https://detsadd.narod.ru/ (Воспитатель); https://festival.1september.ru/ (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» ); https://www.detskiysad.ru/ (детский сад.ру).
Опыты к проекту
«Вода не имеет формы»
Предложить детям рассмотреть кусочек льда. Какой формы этот кусочек? (квадратной) Давайте опустим его в стакан, в маску, положим на стол. Что произошло со льдом.
Вывод: Лед не изменил формы, пока не растаял.
Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан. Что мы видим? (Вода принимает форму того предмета, в котором находится.)
Вывод: Лед – это твердая вода и имеет форму, а жидкая вода формы не имеет.
«Лед легче воды»
Предложить детям опустить лед в стакан, до краев наполненный водой. Лед растает, но вода не прольется.
Вывод: Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед, т.е. она тяжелее.
«Превращение в воду»
Принести с улицы ведро со снегом. Вспомнить с детьми как снег меняется в тепле и на холоде. На улице мороз, в комнате тепло. Снег тает – его становится меньше, а воды больше. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет.
Вывод: Снег, лед, сосульки тают от тепла и превращаются в воду.
«Вода нужна всем»
Предложить ребенку две горошины. Одну завернуть в намоченную ватку, положить на блюдце и всегда поддерживать во влажном состоянии. Вторую горошину завернуть в сухую ватку и положить на другое блюдце. Блюдца должны стоять в равных условиях – на подоконнике. Что произошло? (из влажной ватки появился росток, а из сухой – нет).
Вывод: Вода необходима растению для роста, без воды оно не растет.
«Растения пьют воду»
Поставить с детьми цветок хризантемы в подкрашенную воду. Через некоторое время цветки растения окрасятся в цвет, который мы добавили в воду.
Вывод: Растения пьют воду.
«Животворное свойство воды»
Срезать на прогулке веточки быстро распускающих деревьев (сирень, береза, тополь). Внимательно рассмотрим их с детьми. Взять сосуд, наклеить на него этикетку «Живая вода» и поставить веточки в эту воду. Через некоторое время веточки оживут и на них появятся листочки.
Вывод: Вода дает жизнь всему живому.
ОПЫТ № 1. ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЦВЕТ
ЦЕЛЬ: Узнать качество воды - прозрачность.
ОБОРУДОВАНИЕ: вода, молоко, 2 стаканчика, 2 ложки.
ВЫВОД: Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.
ОПЫТ № 2 ВОДА НЕ ИМЕЕТ ВКУС
ЦЕЛЬ: Узнать вкусовые качества воды.
ОБОРУДОВАНИЕ: молоко, сок, компот, вода, стаканчики, трубочка для коктейля.
ВЫВОД:. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.
ОПЫТ № 3 ВОДА НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА
ЦЕЛЬ: Узнать качества воды - запах.
ОБОРУДОВАНИЕ: вода, стаканчики, духи, капли валерианы
ВЫВОД: Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.
ОПЫТ № 4 ВОДА НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ
ЦЕЛЬ: Узнать качества воды.
ОБОРУДОВАНИЕ: вода, воздушный шарик, тарелка, стакан..
ВЫВОД: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.
ОПЫТ № 5 ВОДА ЖИДКАЯ
ЦЕЛЬ: Узнать качества воды- текучесть.
ОБОРУДОВАНИЕ: вода, кисель, стаканчики.
ВЫВОД: Воды жидкая, может течь, её называют жидкостью
ОПЫТ № 6 ВОДА УМЕЕТ РАСТВОРЯТЬ
ЦЕЛЬ: Узнать качества воды- растворимость.
ОБОРУДОВАНИЕ: вода, стаканчики, сахарный песок, речной песок, ложечки. чаем, кофе и крупой.
ВЫВОД: В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются.
ОПЫТ № 7 ОЧИСТКА ВОДЫ
ЦЕЛЬ: Узнать качества воды- способность к очистке.
ОБОРУДОВАНИЕ: вода, земля, речной песок, «мусор» (кусочки бумаги, пластмассы и др.) стаканчики, воронка, фильтр, ложечки.
ВЫВОД: Если воду пропускать через очистительный фильтр –она очищается.
ОПЫТ № 8 Сравнение плотности соленой и чистой воды.
ОБОРУДОВАНИЕ: два стакана, соль, два яйца, вода.
ВЫВОД: Соленая вода обладает большей плотностью, чем больше плотность, тем больше ее выталкивающая сила..
ОПЫТ № 9 Диффузия.
ОБОРУДОВАНИЕ: прозрачный стакан с водой, чернила.
ВЫВОД Молекулы жидкости всегда находятся в движении.
ОПЫТ № 10 Вода в овощах и фруктах»
ОБОРУДОВАНИЕ: овощи, фрукты.
Вывод: есть вода (в овощах, фруктах).
ОПЫТ № 11 При повышении температуры вода изменяет свойства.
ОБОРУДОВАНИЕ: бутылка заполненная водой.
ВЫВОД При замерзании вода расширяется.
ОПЫТ № 12 «Склеивающие» свойства воды.
ОБОРУДОВАНИЕ: два листа бумаги, стакан с водой.
ВЫВОДВода обладает «склеивающим» свойством.
«Круговорот воды в природе».
Задача - познакомить детей с круговоротом воды в природе.
Предварительная работа. Просмотр презентаций «Что такое весна?», «Вода».
Работа с родителями. Предложить родителям совершить с детьми экскурсии в парк, к реке.
Материалы и оборудование: прозрачная мерная емкость с прозрачной крышкой, кусок льда или снега.
Ход
Дети кладут в емкость кусок льда или снега, закрывают ее прозрачной крышкой, ставят в тепло. Наблюдают таяние и конденсацию воды. На этом опыте воспитатель рассказывает детям про круговорот воды в природе.
«Откуда берется вода?»
Задача - познакомить детей с процессом конденсации.
Предварительная работа. Рассматривание репродукций картин: И.Левитан «Весна. Большая вода», С.Житков «Ледоход», С. Виноградов «Ледоход на Двине» и др.
Работа с родителями. Провести наблюдения за изменениями в природе.
Материалы и оборудование: емкость с горячей водой, охлажденная металлическая крышка.
Ход
Взрослый предлагает детям накрыть емкость с горячей водой холодной крышкой. Через некоторое время дети рассматривают внутреннюю сторону крышки, трогают рукой. Выясняют, откуда взялась вода (это частицы воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке).
Воспитатель предлагает повторить опыт, но использовать теплую крышку. Дети наблюдают, что на теплой крышке воды нет, и делают вывод: процесс превращения пара в воду происходит при охлаждении пара.
«Лед и снег — тоже вода»
Задача – помочь детям доказать с помощью опыта, что лед и снег— тоже вода.
Предварительная работа. Просмотр презентаций «Откуда в снеге грязь?», «Зима». Дид. игра «Бывает— не бывает» Чтение худ. литературы: И.Никитин «Жгуч мороз да трескуч», рус.н.с. «Снегурочка».
Работа с родителями. Совместные прогулки родителей с детьми. Игра—конструирование «Строим вместе из снега»
Материалы и оборудование: сосулька (или пластина льда из морозилки), миска.
Ход
Дети и воспитатель выбирают на площадке сосульку, приносят в помещение и помещают в миску для наблюдений за таянием. Воспитатель обращает внимание детей на то, как постепенно уменьшается сосулька. Взяв одну большую и несколько маленьких сосулек, дети наблюдают, какая растает быстрее. Воспитатель обращает внимание детей на то, что разные по величине куски льда растают за разные промежутки времени. Так же можно проследить за таянием снега.
Измеряют температуру воздуха в помещении и на улице. В теплом помещении сосулька растает. Чем меньше сосулька, тем быстрее она превратиться в воду. Дети делают вывод: лед и снег— тоже вода.
«Изготовление цветных льдинок»
Задача – познакомить детей с агрегатными состояниями воды— жидким и твердым; показать с помощью опытов, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска.
Предварительная работа Просмотр презентаций «Откуда в снеге грязь?», «Зима». Дид. игра «Бывает— не бывает»
Работа с родителями. Совместные прогулки родителей с детьми. Игра—конструирование «Строим вместе из снега»
Материалы и оборудование: готовые цветные льдинки, поднос; стаканчики с водой, краска (гуашь, акварель), палочки для размешивания, формочки, веревочки— для каждого ребенка.
Ход
Воспитатель показывает цветные льдинки и просит детей подумать, как они сделаны. Дети высказывают свои предположения. Затем все вместе размешивают в воде краску, заливают воду в формочки, опускают в них веревочки, ставят на поднос, выносят на улицу и во время прогулки следят за процессом замерзания. Затем дети вынимают льдинки из формочек и украшают ими участок.
Дети делают вывод: вода растворяет в себе краску, замерзает на холоде.