III.
IV.
V.
Введение
В настоящее время люди всё чаще стали соблюдать православные традиции. Почти каждая русская семья с давних времён отмечала такие праздники, как Рождество Христово, Крещение, Масленица, Пасха. Сейчас же люди, не только сидя дома, отмечают эти праздники, но и посещают храмы, праздничные службы.
Цель этой работы: определить символическое значение традиций Православной трапезы Великого Поста и Пасхи; проследить историю возникновения этих традиций.
С возрождением православной культурытема русских православных праздников становится всё более актуальной.
Данный реферат можно использовать на уроках Основ Православной культуры как в начальных классах, так и в старших. Можно взять за основу при проведении тематических классных часов.
При написании этой работы, использовался материал, взятый из различных источников: Православная литература, Православная периодическая печать, книги по кулинарии, сборники рецептур, некоторая информация была взята с Интернет сайтов. Много интересного материала предоставил отец Андрей, настоятель храма в честь Архангела Михаила.
Регламентированные рамки реферата (15 листов) не позволяют в полной мере осветить тему Великого Поста и Пасхи. Поэтому в данной работе мы более подробно остановились на символике и традициях этих праздников. Наряду с Великим Постом и Пасхой у христиан существуют и другие не менее светлые и значимые события, которые так же достойны углубленного изучения.
У западных христиан самый большой праздник Рождество Христово. У каждого человека есть день рождения, и у Господа Иисуса Христа есть день рождения, но это ничего не говорит о том, кто Он. Воскреснуть мог только Господь Бог, поэтому Воскресение Христово говорит, что Иисус Христос действительно Сын Господа Бога, Второе Лицо Святой Троицы. Западные христиане отошли от православного учения и мировоззрения и любят уменьшать, божество Господа Иисуса Христа и поэтому они меньше празднуют Его Воскресение, а иногда даже и замалчивают.
|
Воскресение Христово - это самый большой праздник православных христиан. Православные христиане подготавливаются к этому величайшему празднику Великим Постом, который длится 48 дней. Великий Пост - это важнейший и самый древний из многодневных постов, это время подготовки к большому празднику Святой Пасхи. Великий Пост напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников - Светлого Христова Воскресения.
Три подготовительные недели
Великому Посту предшествуют три подготовительные недели. В течение этих трех недель Церковь начинает постепенно подготавливаться к Великому Посту, который делится на Четыредесятницу (первые сорок дней) и на Страстную Седмицу (неделя перед Пасхой). Между ними находится Лазарева Суббота (Вербная Суббота) и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Таким образом, Великий Пост длится семь недель (вернее 48 дней) и делится на четыре части: Четыредесятница, Лазарева Суббота, Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье), Страстная Неделя, Православная Пасха.
VI. Первая подготовительная неделя
Во время первой подготовительной недели, которая называется «Неделею Мытаря и Фарисея», нет поста, поэтому она называется «сплошной седмицей». Обыкновенно пост бывает каждую среду и пятницу. Во время Литургии в это воскресенье читается из Евангелия «О Фарисее и Мытаре» (Луки 18:10-14). Эта притча задает тон на весь пост и показывает, что только слезная молитва и смирение могут снискать нам милосердие Божие, только тогда мы сможем увидеть свои ошибки и измениться к лучшему. Она нас учит, что мы должны подойти к посту с покаянием и без гордыни.
|
VII. Вторая подготовительная неделя
Во время второй подготовительной недели, которая называется «Неделей о Блудном Сыне», среда и пятница постные. В притче «О блудном сыне» (Луки 15:11-32). Иисус Христос рассказал о том, как блудный (блуждающий) сын вернулся в свой отчий дом. Так и мы иногда уходим от Господа Бога, нашего Отца, а этим чтением Святая Церковь зовет нас вернуться к Нему и поучает нас надеяться на милосердие Божие, если мы искренно покаемся в своих грехах.
Третья подготовительная неделя
Третья подготовительная неделя называется «Мясопустною» или «Сырною» (или по - народному «Масленица»). В эту неделю среда и пятница не постные, нельзя есть мясо; но молоко, яйца, рыбу, сыр, масло и все другое можно. По старому русскому обычаю, в это время пекутся блины и устраиваются всякие увеселения.
Само воскресенье «Мясопустной недели» называется «Неделей о Страшном Суде». В песнопениях Сырной седмицы воспоминается грехопадение Адама и Евы, произошедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами. Этим чтением Церковь напоминает нам, что мы должны делать добрые дела и зовет грешников к покаянию, напоминая, что за все грехи нам придется отвечать.
|
VIII. Четыредесятница
Четыредесятница напоминает нам о 40-а днях, которые Иисус провел в пустыне, подготавливаясь к проповеди. Поэтому и мы во время поста подготавливаемся к Пасхе и христианской жизни вообще. Этот период не траурный, но одеяния в церкви бывают черные, в знак покаяния. Первая и последняя недели поста отличаются своей строгостью, а Богослужения продолжительностью.
На каждой службе произносится с земными поклонами покаянная молитва Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего...»
Первый день Великого Поста называется Чистым понедельником. Это нецерковное название закрепилось потому, что в России был обычай чистить дом от "духа масленицы", завершившейся накануне, и ходить в баню, чтобы вступать в Великий Пост очищенными духовно, через испрашивание прощения в Прощеное воскресенье, и телесно.
В первую пятницу Великого Поста читается канон св. великомученику Феодору Тирону, после чего на середину храма выносится коливо - смесь из вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем раздает верующим. Коливо – единственная варёная пища, которую разрешается употреблять с момента начала поста.
Этот обычай связан с историей гонений на христиан во времена императора Юлиана Отступника. Тогда император распорядился окропить идоложертвенной кровью всю без исключения пищу, продававшуюся на рынках Константинополя. Это означало, что христиане должны были просто умереть от голода, поскольку, как понимал император, вкушать пищу, окропленную принесенной в жертву языческим богам кровью, христиане не станут ни под каким видом. По церковному преданию, в этот момент константинопольскому архиепископу Евдоксию явился св. великомученик Феодор Тирон и чудесным образом подсказал архиепископу выход из казавшегося безвыходным положения. Великомученик указал ему, что повеление нечестивого императора не успело распространиться на домашние припасы христиан и на запасы пшеницы и меда, которые были в то время весьма распространенной пищей и потому их в достаточном количестве держали в домах. Св. Феодор Тирон повелел смешать вареную пшеницу с медом и вкушать во славу Божию, чтобы не умереть и в то же время не предать христианскую веру вкушением идоложертвенного.
Лазарева суббота приходится на 6-ю неделю Великого Поста. Богослужение в Лазареву субботу отличается проникновенностью, значимостью, на нём вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря.
Близ Иерусалима находилось селение Вифания. В нем жил Лазарь с двумя сестрами: Марфой и Марией. Господь любил Лазаря и часто посещал это благочестивое семейство. Однажды Лазарь заболел. Марфа и Мария послали сказать Иисусу: «Господи, тот, кого Ты любишь, болен». Иисус ответил: «Эта болезнь не к смерти, а к славе Божией». Прошло два дня. Иисус сказал ученикам Своим: «Лазарь, друг наш, умер» - и пошел с ними в Вифанию.
Марфа встретила Иисуса Христа и сказала Ему: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе». Господь ответил ей: «Воскреснет брат твой.» Пришла и Мария с родственниками и знакомыми, пала к ногам Иисуса Христа и также говорила: «Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат мой». Видя их печаль, Иисус сам прослезился. Когда подошли к пещере, где был погребен Лазарь, Иисус повелел отвалить камень от входа в пещеру, возведя очи к небу и, помолившись, громко воззвал: «Лазарь, выйди вон!». Умерший вышел из гроба. Многие из иудеев, видевшие это чудо, уверовали в Иисуса Христа. Весть об этом потрясающем чуде громом разнеслась по Иудее... Именно после воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи приняли окончательное решение убить Иисуса. Время их приближалось. Наступала власть тьмы, а с нею и последние дни жизни Спасителя.