Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), история ее создания, предназначение, структура, задачи, решаемые для защиты населения от чрезвычайных ситуаций (1 час).
План:
1. Понятие РСЧС.
2. История создания РСЧС.
3. Предназначение РСЧС.
4. Структура и уровни РСЧС.
5. Задачи, решаемые для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Список источников и литературы
1. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: [Федеральный закон от 21.12.1994 № 68 (ред. от 23.06.3016)] [Электронный ресурс] // Консультант Плюс надежная правовая поддержка URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/ (дата обращения: 28.09.2018), ст.4.
2. Иванюков М.И., Алексеев В.С. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие: Дашков и К; Москва; 2007. – 153 с., с.82.
Понятие РСЧС
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) – это система, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Наиболее ярко выражены две целевые функции РСЧС:
1) предупреждение возникновения и снижение размеров ущерба от ЧС;
2) ликвидация чрезвычайных ситуаций.
История создания РСЧС
В июле 1987 года руководством страны было принято решение о коренной перестройке системы гражданской обороны. Было признано, что готовность гражданской обороны к действиям в чрезвычайных ситуациях не отвечает современным требованиям.
|
Правительство РФ своим постановлением от 27 декабря 1990 года образовало Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР. Постановлением Правительства было предусмотрено также создание единой государственно-общественной системы прогнозирования и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Наряду с этими новыми структурами в России продолжали существовать и в определенной мере заниматься решением аналогичных задач Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаб гражданской обороны РСФСР.
Став самостоятельной,
(12 июня 1990 года Россия стала независимой), Россия вновь вернулась к старым проблемам.
Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 1991 года на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба Гражданской обороны РСФСР был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Через два года - 10 января 1994 года этот госкомитет был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Вместе с тем, принято считать днем создания МЧС России - день образования Российского корпуса спасателей (27 декабря 1990 года), а в 1995 году Указом Президента Российской Федерации этот день был объявлен «Днем спасателя».
В апреле 1992 года Правительством Российской Федерации было принято и утверждено предложенное министерством Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС). Через два с половиной года эта система, основательно проверенная практикой, подправленная жизнью, в том числе такими трагическими событиями, как землетрясение в Нефтегорске, война на территории Чеченской Республики, крупномасштабные наводнения и лесные пожары, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Ее аббревиатура осталась прежней - РСЧС.
|
Предназначение РСЧС
Предназначение РСЧС: для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного, природного и экологического характера, а в условиях ведения боевых действий и вследствие этих действий и для решения задач по защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях военного характера.
Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ст. 4 были определены основные задачи деятельности РСЧС. Вот некоторые из них:
- разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
- подготовка населения к действиям в ЧС;
- прогнозирование и оценка последствий ЧС;
- ликвидация ЧС;
- осуществление мероприятий по защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций.
Структура и уровни РСЧС
Организационная структура РСЧС состоит из функциональных и территориальных подсистем и имеет пять уровней:
|
1) федеральный;
2) межрегиональный;
3) региональный;
4) муниципальный;
5) объектовый.
Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти в министерствах, ведомствах (в том числе силовых) и организациях федерального подчинения для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности.
Территориальные подсистемы РСЧС создаются органами исполнительной власти в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах своих территорий и состоят из окружных, городских, районных, объектовых и иных звеньев РСЧС.
На каждом уровне РСЧС имеются координирующие органы:
- комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС;
- постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач по защите населения и территорий от ЧС (ГОЧС);
- органы повседневного управления (пункты управления и дежурные службы);
- силы и средства;
- резервы финансовых и материальных ресурсов;
- системы связи, оповещения, информационного обеспечения.
К федеральному уровню относятся органы управления, силы и средства центрального подчинения федеральных органов исполнительной власти.
Региональный уровень РСЧС образован за счет районирования территории России по семи регионам:
1) Центральный (г. Москва);
2) Северо-Западный (г. Санкт-Петербург);
3) Северо-Кавказский (г. Ростов-на-Дону);
4) Приволжский (г. Самара);
5) Уральский (г. Екатеринбург);
6) Сибирский (г. Красноярск);
7) Дальневосточный (г. Хабаровск).
Каждый регион охватывает территории нескольких субъектов РФ.
Местный уровень охватывает территории муниципальных образований, а объектовый - территорию предприятия, учреждения, организации.
Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Задачи, решаемые для защиты населения от чрезвычайных ситуаций
Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» гл. 5, ст. 20, 21 были определены Задачи, решаемые для защиты населения от чрезвычайных ситуаций