Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря




Храм Космы и Дамиана в Шубине

Храм Святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана (Благовещения Пресвятой Богородицы) в Шубине был построен в 1626 году, после того как сгорела стоявшая на этом месте деревянная церковь, стены которой помнили самого Дмитрия Донского.

Строение неоднократно восстанавливалось после пожаров и разрушений, но революцию пережило с трудом: храм разорили и закрыли, разобрали колокольню и даже поставили вопрос о его сносе в 1958 году. Разрушения, к счастью, удалось избежать. В 1970-х годах здание церкви было отреставрировано, а возобновить богослужения удалось только в 1991 году.

Храм Великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках

Церковь Георгия появилась на этом месте неспроста: в давние времена здесь находилась «Коровья площадка», где торговали крупным рогатым скотом, которому и покровительствовал великомученик. Деревянный храм «у Коровьей площадки» начал упоминаться с 1460-х годов, а в начале XVII столетия уже была возведена каменная церковь.

Храм Великомученика Георгия Победоносца в Старых Лучниках состоял из

двухъярусного четверика с пятью главами, трапезной и колокольни с шатриком (к слову, известной как первое в столице сооружение такой конструкции). В 1932 году церковь закрыли, в ее помещениях разместилось общежитие НКВД, а позже она просто стояла заброшенной. Строение передали православной общине лишь в 1993 году, и благодаря длительной реставрации храм удалось возродить.

Зачатьевский монастырь

Зачатьевский монастырь был основан в 1360-х годах митрополитом Алексием (Бяконтом) и по праву считается самым старинным женским храмом города. Называлась обитель и Зачатьевской (первый деревянный храм освятили во имя Зачатия святой Анны), и Алексеевской (в честь основателя).

Монастырь буквально сожрал огонь, причем не единожды, а после пожара в 1547 году его даже перенесли на новой место (туда, где сейчас находится храм Христа Спасителя). Уже в 1584 году на прежнем месте церковь была восстановлена силами царя Федора Иоанновича, однако снова серьезно пострадал от огня в начале XVII столетия. Почти весь ХХ век обитель была закрыта, пока в 1991 году не началось ее возрождение и в 1995 году он не открыл свои двери для прихожан как Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь.

Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни

Этот древний православный храм был возведен в 1673–1676 годах при усадьбе, принадлежавшей боярину и дипломату А. С. Матвееву. На протяжении первой половины XIX века церковь перестроили, возвели трапезную и колокольню, устроили престол во имя преподобного Григория Декаполита, сделали ограду из камня.

Большая часть обители построена согласно стилю XVII столетия: с пятиглавыми четвериками и горкой кокошников, фасадами в белокаменной резьбе и с роскошными оконными наличниками в лучах. Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни оказался закрытым в 1941 году, богослужения удалось возобновить лишь в 1989-м, тогда же продолжилась и реставрация строений.

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

Тихвинская церковь расположилась в маленьком скверике у станции метро «ВДНХ». Пятиглавый храм из красного кирпича заложили в 1673 году по велению царя Алексея Михайловича в дворцовом селе Алексеевское. Ходят слухи, что под храмом Тихвинской иконы Божией Матери был переход прямиком в царский дворец. Интерьеры церкви тоже можно было назвать царскими: в помещениях находились молельни для царя и царицы с особыми входами с гульбища, сохранившиеся до сегодняшних дней.

В начале ХІХ столетия Тихвинская церковь была разграблена, ее помещения обустроили для склада провианта и конюшни. Но даже несмотря на это, храму удалось сохранить большую часть старинных икон и иконостас. Это одна из немногих обителей, которой удалось не закрыться в советский период. Церковь отремонтировали в 1945 году, а на протяжении 1970–1980-х годов провели ее реставрацию, во время которой были обнаружены древние настенные росписи.

Церковь Зачатия Анны, что в Углу

Храм, возведенный на берегу Москвы-реки у Китайгородского проезда — одна из древнейших приходских церквей столицы. Была построена она в средине XVI века. Фасады Церкви Зачатия Анны, что в Углу, завершали трехлопастные арки, покрытые чернолощеной черепицей.

К концу 1920-х годов службы в храме прекратились, интерьеры были разрушены. Но благодаря проведению реставрационных работ под руководством архитектора Л. А. Давида, были восстановлены многие элементы внутреннего и внешнего убранства.

Успенский собор

Этот храм был возведен в XIV веке, но потом разобран и перестроен заново по приказу Ивана Грозного в конце XV века. Архитектором второй постройки был итальянец Аристотель Фиораванти. Долгое время в храме хранилась Риза Господня.

Собор находится в Кремле

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря

Этот храм считается самым древним в столице, его расписывали многие легендарные иконописцы, включая Андрея Рублева и Даниила Черного. На окнах до сих пор можно найти следы этих орнаментов.

Старый Английский двор

Памятник гражданской архитектуры XV—XVII веков, резиденция английской торговой Московской компании, а во время посольских миссий — Английский посольский дом. Когда-то палатами владел постельничий Иван Бобрищев, или Юшка. Позже этот дом служил конторой британцам, налаживающим торговые отношения с Москвой. В начале 1970-х палаты отреставрировали, попытавшись придать им первоначальный вид.

 

23Наряду с архитектурой на Руси развивалось и иконописное искусство. Будучи живописным произведением, икона, однако, резко отличается от светской картины. В церковном представлении икона являлась как соединительное звено между верующим и божеством. Поэтому художники древнерусской живописи придерживались строго религиозных сюжетов, однако, и в них они вкладывали все же свои этические и эстетические идеалы, мечты и надежды.

Икона писалась на досках, иногда на доски наклеивали холст, грунтовали, сверху для прочности покрывали слоем олифы. Краски художники использовали природные — растительные и минеральные, которые размешивали с яичным желтком, соком растений.

В 842 году на Вселенском соборе было дано строгое богословское определение "что есть икона" (по-гречески "икона"-подобие, изображение). Суть его в том, что на иконах изображается не божество, которое непостижимо и неведомо, но его человеческий образ. "Человеческие и предметные формы надлежит показывать в иконе хотя и условно, но жизнеподобно, с помощью соответствующих и приличных красок."

 

ГРЕК ФЕОФАН (род. 1330-е, ум. между 1405 и 1415) -на основании письменных источников, а также некоторых косвенных сведений и сохранившихся произведений живописи к. XIV – н. XV в. может быть предложена следующая реконструкция биографии и творческого пути художника.Феофан родился в 30е гг. XIV в. в Византии (возможно, в Константинополе). До приезда на Русь, куда он прибыл, вероятно, вместе с митрополитом Киприаном (Бетин 1977), Феофан расписывал церкви в столице Византийской империи Константинополе и его пригородах — Халкидоне и генуэзской Галате, а также в Кафе (ныне город Феодосия) — торговой генуэзской колонии в Крыму. Ни одна из этих росписей не сохранилась.

Первая известная и единственная сохранившаяся работа Феофана — роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Великом 1378 г. О работе Феофана в этом городе упоминает Епифаний (без указания церкви), он называет Великий Новгород после Кафы; вероятно, это был первый русский город Феофана. В начале 1390х гг. Феофан, видимо, прибыл в Москву. Возможно, его переезд связан с тем, что в 1392 г. Нижний Новгород был присоединен к Москве. По мнению некоторых исследователей, в 1392 г. Феофан принимал участие в росписи Успенского собора в Коломне, построенного в 1379–1382 гг. великим московским князем Дмитрием Ивановичем. Коломенский собор мог быть украшен по заказу вдовы Дмитрия Ивановича, великой княгини Евдокии, дочери суздальского князя, выданной замуж в этом городе и имевшей здесь свою долю. Не исключено, что благодаря Евдокии, близко знавшей суздальского епископа Дионисия, Феофан приехал в Москву и, возможно, работал в Коломне. Коломенский Успенский собор был полностью перестроен в 1682 г.

Согласно письму Епифания и тексту Троицкой летописи, в Москве Феофан украсил три храма. Первая его работа — роспись церкви Рождества Богоматери, возведенной в 1393–1394 гг. на средства великой княгини Евдокии на ее дворе. Феофан работал здесь совместно с Семеном Черным и учениками (Приселков 1950:445; ПСРЛ. Т. VIII:65; ПСРЛ. Т. XXI. Ч. 2:408; ПСРЛ. Т. XXV:222). От этой церкви осталась только нижняя часть (до сводов), она встроена в здание Большого кремлевского дворца (1838–1849). При строительстве дворца на одной из арок была открыта фреска с образом трубящего архангела, сопровождаемая надписью “Ангел Господень трубит на землю”; в северозападном углу церкви в приделе Воскрешения Лазаря тогда были видны следы изображения воскрешенного Лазаря. Все росписи церкви, в том числе и два названных фрагмента, полностью утрачены.В 1399 г. Феофан с учениками украсил стенописью великокняжеский храмусыпальницу Архангельский собор, построенный в 1333 г. и расписанный в 1345–1346 гг. артелью великокняжеских мастеров (Приселков 1950:366, 367). В 1382 г. во время нашествия Тохтамыша этот храм, вероятно, полностью выгорел. Его поновление было поручено Феофану. Епифаний сообщает, что “в Михаиле святом на стене [Феофан] написа град, во градце шаровидно по подробну написавыи”. По мнению Г. И. Вздорнова “Феофан изобразил в Архангельском соборе Московский Кремль и находившиеся в нем соборы, дворцы и другие примечательные здания” (Вздорнов 1983:257). Однако можно предположить, что это было изображение либо Небесного града (Иерусалима), либо вселенского города Константинополя (в одной из композиций), что более соответствовало бы иконографии храмовой росписи. Архангельский собор с росписью Феофана был разобран в 1505 г.; на его месте архитектор Алевиз Новый возвел ныне существующий храм.Согласно Епифанию, Феофан расписал каменную палату серпуховского князя Владимира Андреевича [Храброго] (1353–1410): “у князя Владимира Андреевича в камене стене саму Москву такоже написавыи”. Г. И. Вздорнов считает, что это была каменная казна деревянного дворца серпуховского князя, находившегося за алтарной частью Архангельского собора в Московском Кремле. По мнению В. И. Антоновой, Феофан украсил не княжескую казну в Москве, а трапезную палату Высоцкого монастыря в Серпухове. Это здание ныне не существует.

Последнее свидетельство о работе Феофана относится к 1405 г. Епифаний характеризует Феофана как выдающуюся духовно и художественно одаренную личность (“преславныи мудрок, зело философ хитр”), непревзойденного живописца, в совершенстве владевшего всеми техниками миниатюриста, иконописца и стенописца (“книги изограф нарочитыи и живописець изящныи во иконописцех”), расписавшего более сорока каменных храмов, создавшего свои произведения невиданным образом — не обращаясь к образцам, подобно другим иконописцам, но созерцая их внутренним взором (“умом далная и разумная обгадываше, чювственныма бо очима разумныма разумную видяше доброту си”).Феофан умер, вероятно, между 1405 и 1415 гг. (до 1408 г.?).

 

РУБЛЕВ АНДРЕЙ (род. ок. 1360, ум. 1428-1430) -величайший художественный гений Древней Руси и, вероятно, самый крупный живописец России за всю ее историю.Сведения о его жизни и творчестве скудны. Однако по сравнению с данными о других живописцах XII–XV вв. они достаточно многочисленны, что свидетельствует о признании его таланта современниками и потомками.Предполагаемая дата рождения Рублева — ок. 1360 г. Нет никаких сообщений ни о месте рождения, ни о происхождении его. Неизвестно даже имя художника, так как Андрей — его второе, монашеское имя. О годах приобщения Рублева к мастерству живописи и о начале его творческого пути также нет никаких сведений.Самые ранние документальные свидетельства о художнике содержат летописи. Под 1405 г. Троицкая летопись 1412–1418 г. сообщает: “Тое же весны почаша подписывати церковь каменую святое Благовещение на князя великаго дворе, не ту, иже ныне стоит, а мастеры бяху Феофан иконник Гръчин, да Прохор старец с Городца, да чернец Андрей Рублев, да того же лета и кончаша ю” (Приселков 1950:459).

Есть основания считать, что до 1405 г. Рублев работал в Успенском соборе Звенигорода, на дворе удельного князя Юрия Дмитриевича.

Под 1408 г. та же Троицкая летопись сообщает: “Мая в 25 начаша подписывати церковь каменую великую соборную святая Богородица, иже во Владимире, повелением князя великаго, а мастеры Данило иконник да Андрей Рублев”.Стенопись 1408 г. сохранилась частично; это единственный документально подтвержденный и точно датированный памятник в творческом наследии художника. Росписи Успенского собора выполнены Рублевым совместно с Даниилом, притом имя последнего летописец поставил на первое место. Отсюда можно предполагать, что Даниил был старшим по возрасту и опыту. По свидетельству Иосифа Волоцкого, Даниил был учителем Рублева в живописном мастерстве (Источники, В1). Тесная духовная связь двух иконописцев — “сопостников” сохранялась до самой смерти.

После 1408 г. в известиях об Андрее Рублеве наступает длительный перерыв — до сер. 1420х гг. Возможно, что вскоре после 1416 г. он работал над украшением Благовещенского собора в Московском Кремле. Cведения о последних работах Рублева и Даниила содержатся в разных редакциях житий Сергия Радонежского и его ученика Никона, составленных Пахомием Сербом (Логофетом) в 1440–1450х гг. Они сообщают, что Даниил и Андрей были приглашены игуменом ТроицеСергиева монастыря Никоном для росписи каменного Троицкого собора. “Создав” церковь “зело красну” и украсив ее “многими добротами”, Никон жаждал еще при своей жизни увидеть расписанным построенный им храм. Житие Сергия говорит, что Никону пришлось упрашивать живописцев (“умолени быша”), что со всей определенностью свидетельствует о том, что они не были монахами Троицкого монастыря (это подтверждается также “Отвещанием любозазорным” Иосифа Волоцкого, который несомненно отметил бы принадлежность художников к троицкой братии, см. Источники, В1).Жития свидетельствуют, что все работы по строительству и украшению собора проводились спешно, так что можно считать, что к росписи храма приступили через один год после окончания его строительства — срок, необходимый для просушки стен. К сожалению, жития не содержат ни даты сооружения собора, ни времени его росписи, которые устанавливаются лишь косвенным путем. Вероятно, он был сооружен в 1422–1423 гг.; в этом случае время работы Даниила и Андрея можно определить как 1424–1425 гг.

 

ЧЕРНЫЙ ДАНИИЛ (род. ранее 1360, ум. 1428–1430) -монах, старший современник и сотрудник Андрея Рублева, с которым работал вместе с 1408 г. и до самой смерти. Предположительно приписываемые Даниилу части совместной работы по росписи Успенского собора Владимира характеризуют его как выдающегося художника, однако индивидуальных работ его не сохранилось, что затрудняет суждение о стиле его произведений.

Прозвище “Черный” впервые встречается в тексте “Сказания о святых иконописцах” к. XVII – н. XVIII в., в более ранних источниках он именуется просто Даниилом. Сведения о Данииле Черном см. Рублев Андрей.

 

Ушаков (Симон или Пимен Федорович, 1626 — 86) — знаменитый московский иконописец, происходил, вероятно, из посадских людей и, по-видимому, очень рано получил основательную подготовку к своей специальности, так как, будучи всего 22-х лет от роду, был принят в царские «жалованные» (т. е. получавшие постоянное содержание) мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. Здесь прямыми его обязанностями было «знаменить», т. е. делать рисунки для разных предметов церковной утвари и дворцового обихода, преимущественно для золотых, серебряных и эмалированных изделий, расписывать знамена, сочинять узоры для рукоделий, чертить карты, планы и т. д. Усердно исполняя подобные работы, он писал, кроме того, образа для двора, церквей и частных лиц, причем приобрел вскоре известность лучшего на Москве иконописца. С переводом У. на службу из Серебряной палаты в Оружейную, в 1664 г., круг его деятельности расширился, а слава возросла еще более: он стал во главе прочих царских мастеров, образовал целую школу иконописцев, пользовался милостями царя Алексея Михайловича и его преемников на престоле, исполнял всяческие их поручения по художественной части и до самой своей кончины жил в довольстве и почете. Икон, писанных У., дошло до нас довольно много, но, к сожалению, большинство их искажено позднейшими записями и реставрациями. Как на сохранившиеся лучше других и особенно любопытные, можно указать на иконы: Благовещения, в которой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Пресв. Богородицы (наход. в церкви Грузинской Божьей Матери, в М.), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), св. Феодора Стратилата (у могилы царя Федора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворенного Спаса (в соборе Троицко-Сергиевской лавры), Сошествие Св. Духа (там же) и на икону-портрет царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе). Эти произведения, равно как и другие работы У. свидетельствуют, что он был человек весьма развитый по своему времени, художник талантливый, прекрасно владевший всеми средствами тогдашней техники и старавшийся вывести русскую живопись из застоя и рутины, в которых она находилась до его появления. Оставаясь на почве исконного русско-византийского иконописания, он не относился равнодушно к западному искусству, веяние которого вообще уже сильно распространилось в XVII стол. на Руси, писал и древним пошибом, и в новом. так назыв. «фряжском» стиле, улучшал первый заимствованиями из второго и, вместо рабского повторения одних и тех же типов икон, вместо изображения окоченелых, неестественных фигур, изобретал новые композиции, присматривался к западным образцам и к натуре, стремился сообщать фигурам характерность и движение, хотя достигал всего этого, конечно, лишь настолько, насколько было ему доступно при тогдашней зависимости искусства от церкви и от требований русского быта. В круг занятий У. входило изготовление рисунков для граверов.

 

26 Источники: Новгородские летописи - иконопись, архитектура

М.Д. Приселков. История русского летописания XI - XV вв. СПб., 1996 стр. - архитектура, иконопись, литература. https://www.russiancity.ru/books/b54.htm

Н. И. Пруцков. Древнерусская литература 18 века - литература.

Д. С. Лихачёв - Поэтика древнерусской литературы

Скворцов Н. А. Археология и топография Москвы. М., 1913 - архитектура, быт и тп

“Сказания о святых иконописцах” к. XVII – н. XVIII в - иконопись, культ святых

Д. Ровинский в своем «Подробном словаре русских граверов»

Г. Филимонов, «Симон У. и современная ему эпоха русской иконописи».

И тд и тп.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: