ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО




АНАЛИЗА

Любая область знаний, претендующая на независимый статус, строится на основе некоей системы базовых прин­ципов, определяющих суть данного научного направления. Для дифференциальной психологии наиболее существен­ными принципами являются:

* принцип реализации формального подхода;

* принцип интегрального анализа (соотношение части и целого);

* принцип взаимосвязи интра- и интериндивидуаль­ных закономерностей;

* принцип взаимодействия эндо- и экзофакторов в де­терминации различий;

* принцип измеряемости и статистической оценки изу­чаемых явлений.

Каждый дифференциальный психолог следует в своем научном поиске и практической работе правилам, осно­ванным на системе базовых принципов> определяющим специфику его профессиональной деятельности.

Представленная в данной главе интерпретация базовых принципов описывает дифференциально-психологический аспект в изучении человека.

2Л. Традиции формального подхода

В изучении индивидуальности формальный подход (от лат, forma — структура чего-либо, а также от for mans — образующий) можно определить как совокупность мето­дов анализа структуры устойчивых универсальных свойств человека. Конструкт "формальный подход" позволяет про­вести необходимую для целей исследования границу меж­ду наиболее типичными, стабильными, воспроизводимы­ми в жизненной практике и в экспериментальной ситуа­ции индивидуально-типологическими особенностями, и остальным бесконечным разнообразием уникальных ком-

Общие принципы... 61

бинаций признаков, характеризующих неповторимость отдельной человеческой индивидуальности.

Вместе с тем, представляется недостаточно обоснован­ной позиция, согласно которой формальными или эксп­лицитными теориями считаются все научные теории ин­дивидуальности (личности), в отличие от неформальных или имплицитных наивных концепций, распространенных в среде непрофессионалов (Phares, Chaplin, 1997). Это де­ление отражает, скорее, универсальную для всех областей знания дихотомию "научное—житейское", и-ничего но­вого не привносит в понимание научной специфики фор­мального подхода как специального метода научного по­знания человека, К тому же, множество теорий индивиду­альности, имея ярко выраженную идеографическую на­правленность и ставя своей целью изучение собственно-субъектных закономерностей организации внутреннего мира человека, смыкается в этом пункте с методами не­научного, метафорически-художественного анализа инди­видуальности.

В рамках формального подхода для описания структуры психики используются такие психодинамические конст­рукты, как темперамент, стиль, способности, характер и другие. Отличие в использовании этих конструктов в пси­ходинамических и общеличностных теориях обозначается вопросом. Обычно исследователи, предлагая разнообраз­ные способы объяснения природы различных психичес­ких явлений, явно или неявно демонстрируют свое отно­шение к двум основным вопросам психологии: "Что?" (зна­чение содержательного компонента психики); и: "Как?" (проявление психодинамической стороны). Поиски ответа на последний вопрос ("Как?") связаны, в первую оче­редь, с развитием представлений о способах, или форме функционирования психических процессов, свойств и индивидуальности в целом. Г\Оллпорт определял важней­ший параметр личности — черту, — прибегая к понятию "устойчивых, эквивалентных форм адаптивного и эксп­рессивного поведения" {Allport, 1937), воспроизведенных индивидуальной системой в качестве функциональных эквивалентов раздражающих воздействий. Формальную сто­рону индивидуальности называют также инструменталь-

62 Дифференциальная психология: основные понятия

ной (Палей, Магун, 1979), подразумевая под этим харак­теристику субъекта с точки зрения способов — своеобраз­ных "орудий" или "инструментов", — которые он исполь­зует для освоения мира.

Отличие формообразующих свойств от других характе­ристик человеческой индивидуальности в том, что их раз­витие в меньшей степени определяется влиянием содер­жательно-смысловых детерминант. Формальный подход предполагает выявление инвариантной структуры изучае­мого феномена и определение валидности анализируемых параметров*

В новейших теориях психологии индивидуальных раз­личий подчеркиваетсяа что содержательная сторона пове­дения и деятельности, являющаяся во многом результа­том усвоения этических и культурных норм, и формаль­но-динамическая характеристика человека сливаются в одну гармоничную универсальную структуру. При этом биологически обусловленные базисные свойства, или тен­денции, часто становятся фактором, ограничивающим число степеней свободы в процессе формирования и раз­вития вышележащих психологических структур (Русалов, 1986; Собчик, 1987). Другими словами, содержательные характеристики попадают под действие социально-обус­ловленных законов культурного контекста, в то время как механизмы формальных характеристик индивидуальности подчинены эволюцион но-генетическим законам, оказы­ваясь в большей степени под влиянием кросс-ситуатив­ных, устойчивых во времени и толератнтных к контексту­альному воздействию, факторов. Отметим также, что вза­имоотношения формы и содержания обратимы и релятив-ны {Дорфман, 1995). С позиций теории интегральной ин­дивидуальности обратимость и релятивность формально-динамических и содержательных индивидуальных свойств обусловлены двойственностью ее качественной определен­ности, т.е. тем, в каком качестве она рассматривается; как подсистема социальных систем или как самостоятельная система. Когда формально-динамические свойства — идет ли речь о темпераменте или о динамической стороне свойств личности — принадлежат Интегральной Инди­видуальности (системе) и ее характеризуют, то они при-

Общие принципы,.,.... 63

обретают статус содержания, подобно тому как содержа­тельные свойства психики обретают статус содержания в силу выражения (отражения) в них тех или иных призна­ков социальной системы (тогда Интегральная Индивиду­альность является подсистемой социальных систем).

Рис. 8. Принципы Формального подхода

Формальный анализ индиввдуальности основан на ис­пользовании следующих четырех базовых принципов (см, рисунок 8):

* принципа иерархичности, заключающегося в разве­дении и последующем соотнесении между собой уровней анализа исследуемого явления;

* принципа инвариантности, выражающегося в опре­делении меры стабильности—изменчивости изучаемых структур, а также типа источников детерминации конк­ретных индивидуальных свойств;

* принципа координации взаимодействия, лежащего в основе наиболее существенных для понимания природы человека интегративных эффектов оптимальности и ком-пенсаторности поведения;

(Принцип иерархичности} (Принцип инвариантности)
* соответствие носителя и его свойства * консистентпость саойств
* дифференцированность структур в процессе развития * изоморфизм основных тендещий
(Принцип координации взаимодействия) (Принцип единства}
* соотнесение автономии функционирования структур с диапазоном их степеней свободы * езаимеюбусловп енность свойств (одно-многознанное и мнопмщнозначное соответствие)
* эффекты оптимальности и компенсаторное™ * интеграция свойств в целостную стру ктуру, обеспечивающую эффекты адаптивности и результативное™

64 Дифференциальная психология: основные понятия

* принципа индивидуального единства, согласно кото­рому никакое из индивидуальных свойств не интерпрети­руется без учета целостной природы феномена индивиду­альности, связанной с интегративными эффектами адап­тивности и результативности (Либин, 1993).

Каждый из принципов сопряжен с рядом очень важных взаимозависимых положений; все вместе образует своеоб­разный теоретический гештальт, определяющий специфику формального подхода.

2.2, Структура индивидуальности: формообразующие компоненты

Помимо исследования структуры признаков и состав­ляющих ее компонентов, важнейшей задачей формально­го анализа является выявление правил, "управляющих формированием гештальт-структур" {Arnheim, 1981). В свою очередь, познание закономерностей, регулирующих фун­кционирование индивидуальности, возможно только че­рез изучение механизмов, порождающих интересующие нас эффекты человеческих различий. Знание конкретных меха­низмов связано с решением многих практических задач — психотерапевтических, психокоррекционных, обучающих и развивающих, — отвечающих на вопрос:

"почему одни наборы составляющих лучше других, и> в частности, почему результирующая сторона оказывается иног­да согласованной, а иногда противоречивой, иногда мощной и ясной, а иногда слабой и рыхлой" (Арнхейм, 1994, с.291).

Природа темперамента и интеллекта

+

Как уже отмечалось, первоочередная задача в научном дифференциально-психологическом исследовании — вы­явление механизмов образования формальных характери­стик. Для этих целей разрабатываются различные класси­фикации формальных свойств индивидуальности челове­ка, Большинство авторов выделяют в качестве отдельных классов энергетические и регулятивные характеристики, относя к первым — активность—интенсивность, скорость и пластичность* а ко вторым — эмоциональную чувстви­тельность, тип реагирования во фрустрирующих ситуаци-

Общие принципы,,. 65

ях, фон настроения (Русалов, 1989; Бодунов, 1988; Небы-лицын, 1996; Стреляу, 1986; Buss & Plomin, 1991). Также специально выделяется класс формально-программных индивидуальных параметров, охватывающий общие зве­нья более сложных, в том числе и социально-групповых, программ поведения (Русалое, 1994). Сюда относятся: тип стратегии снятия неопределенности, предпочтение ранга доминирования, проявление выбора (основанное на от­носительном преобладании той или иной сигнальной си­стемы действительности по И.П.Павлову). Обусловленность формально-программных характеристик спецификой ле­жащих в их основе систем предпочтения есть проявление системообразующего фактора индивидуального поведения (Либин, 1993), Все эти свойства, детерминированные со стороны природной организации индивидуальности тем-пераментальными структурами, не определяют отношения субъекта к действительности, а проявляются в форме это­го отношения*

Также как и к темпераменту, к интеллекту нельзя при­менить оценочно-содержательные характеристики. Интел­лект не может быть "порядочным", " моральным J\ "злым" или "добрым". Все эти определения связаны с личностной направленностью субъекта, характеризуя содержательную сторону его мировоззрения, ценностных ориентации, эти­ческого поведения. Можно сказать, что темперамент — это характеристика инструментальной сферы индивидуально­сти со стороны активности, энергии, а интеллект — со стороны возможностей субъекта, умения распорядиться этой энергией.

-

Структурные компоненты характера

Зарождаясь в темпераментальных свойствах, эмоции и потребности получают свое продолжение в структуре ха­рактера, но уже дифференцируясь в значительной степе­ни под влиянием социально-значимого содержания, а не только эволюционно-адаптационных программ. Это совсем не означает, что природа высших проявлений эмоциональ­ной и потребностно-мотивационной сферы — мораль, нравственность, стремление к самоактуализации — лежит

3 А+ Либин

66 Дифференциальная психология: основные понятия

за пределами психической сферы, но свидетельствует о преобладании целевой детерминации в организации ин­тегральных уровней индивидуальности (см. Веккер Лидии, готовится к печати).

Структурная динамика личности

Существует огромное количество данных, свидетель­ствующих о том, что ряд показателей моторной сферы ин­дивидуальности, расположенных на низших уровнях иерар­хической системы образующих признаков, связан с фор­мальной стороной важнейших личностных проявлений. Основные динамические проявления личностных свойств, как показано в ряде исследований, коррелируют с опос­редованным темпераментом типом нервной системы. И,П.Павлов (1951а) отмечал, что свойства нервной сис­темы обуславливают динамический аспект психической си­стемы субъекта, самую общую характеристику, которая накладывает "ту или иную печать" на всю деятельность индввдуума (с,467). Особенности типа нервной системы от­ражаются на форме протекания психических, в том числе и большинства личностных, процессов человека (памяти и внимания, эмоций, мышления, воли, потребностей и мотивов etc,). Мы не заканчиваем эту тему, отсылая чита­теля к главе девятой, где будет описана структура личнос­ти с точки зрения формальных характеристик, отдельных от сферы влияния содержательных закономерностей,

_

2Л. Элементы гештальта и их интеграция в

целостную структуру

В первой главе уже говорилось о взаимосвязи трех ос­новных ветвей современной психологии — общей, диф­ференциальной и социальной, а также о промежуточном положении психологии индивидуально-типологических и групповых различий. Еще более сложным оказывается воп­рос о соотношении дифференциальной психологии и пси­хологии личности, В самом деле, какая характеристика че­ловека — личность или индивидуальность — является "бо­лее интегральной", более адекватно выражающей специ-

Общие принципы... 67

фику целостной природы человека? Сама постановка воп­роса звучит достаточно иронично. Очевидно, при опреде­лении этого своеобразного гештальта, обозначенного как "субъект взаимодействия с миром", речъ должна идти о различных интерпретациях предмета изучения в разных научных дисциплинах*

Предметом психологии личности — и это следует уже

-

из названия — является человеческая личность и ее при­рода, преобразующаяся под воздействием социо-культур-ных условий, а также анализ типичных способов самореа­лизации личности в системе социальных отношений. Пред­мет дифференциальной психологии — индивидуальность человека в качестве единичного и группового субъекта. При этом индивидуальность понимается двояко. Во-первых, как целостная интегральная характеристика самопроявления человека во взаимодействии с другими людьми и объекта­ми. Во-вторых, как индивидуальные особенности субъек­та, сопряженные с помощью специальных механизмов в единую иерархическую структуру, и описывающие как специфику биохимической и нейрофизиологической орга­низации физической базы ментального мира, так и спо­собы взаимодействия субъекта с социальным миром,

2.4, Интраицдивидуальные и

ИНТЕРИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ

Изучение проблемы индивидуальности ведется в двух встречных направлениях:

* анализ интериндивидуальных различий: что объеди­няет и что отличает людей, то есть поиск общего и осо­бенного в терминах философской психологии (о философ­ской психологии подробнее см.: Block, 1981; а также Век-керу Либин, готовится к печати);

* изучение закономерностей интериндивидуальной ре­альности, проявляющейся в структурной организации и динамике функционирования " внутри "-индивидуальных механизмов (рассмотрение единичного).

Довольно распространенной ошибкой при анализе структуры индивидуальности (интра-аспект анализа) яв­ляется отождествление uчасти" и "целого" в характерис-

68 Дифференциальная психология: основные понятия

тике отдельных свойств. Следствие этого — ошибочность в определении источников детерминации того или иного свойства, характерная для концепций, основанных на пред­ставлениях о недифференцированности структуры инди­видуальности.

Другая ловушка подстерегает некоторых сторонников теории социального научения, полагающих, что межин­дивидуальные различия (интер-аспект анализа) стирают­ся под воздействием силы ситуационного фактора* В этом случае ситуационно-обусловленное поведение восприни­мается исследователями как устойчивый фактор детерми­нации, нивелирующий различия в реакциях и способах субъективной интерпретации события, производных от специфики жизненного опыта человека.

И в том, и в другом случае происходит подмена слож­ности симметричного по природе своей явления кажущейся простотой асимметричных выводов.

2.5. Индивидуальные, типологические и

групповые различия

Деление области дифференциально-психологических ис­следований на три сферы, относящиеся к анализу различий между отдельными людьми, человеческими группами и, наконец, типами людей, имеет большое значение. Знание индивидуальных различий позволяет глубже проникнуть в тайну строения субъективного мира человека (см, часть III). Однако сам феномен индивидуальности возникает как ре­зультат взаимопроникновения субъективного и объективно­го, и в этом смысле очень важно исследовать групповой ста­тус субъекта (см, часть IV), характеризующий последнего с точки зрения возраста и пола, принадлежности к опреде­ленной расе и культурной традиции. Одной из самых интри­гующих тем дифференциальной психологии является харак­теристика индивидуальности со стороны ее принадлежнос­ти к определенному типу. Таким образом, анализ субъекта в дифференциальной психологии идет через выявление инди­видуальных различий — с учетом группового статуса — к определению типа, а затем вновь возвращается к изучению законов организации интраиндивидуальной структуры.

Общие принципы.,. 69

2.6- Nature vs Nurture: эндофакгоры и экзофакторы в детерминации

межиндивидуальной вариативности

Проблема, обозначенная как: "Природа (Nature) или Воспитание (Nurture)", связана с определением источни­ков детерминации межиндивидуальной вариативности и является центральной для дифференциальной психологии, В конкретных исследованиях эта проблема изучается в кон­тексте концептуального и экспериментального анализа соотношения личностных и средовых переменных, влия­ния наследственности или окружения, то есть внутренних (эндо-) или внешних (экзо-)факторов+

Психогенетика заслужила признание в качестве одного из основных методов изучения природы человеческих раз­личий. Отсылая читателей к данным фундаментальных ис­следований на эту тему (Равич-Щербо > 1990; Талызина, Кривцова, Мухаматулинпу 1991), ограничимся краткими, но весьма важными замечаниями и пояснениями, без по­нимания которых чтение последующих глав будет затруд­нено.

Генетический анализ индивидуальных различий вклю­чает в себя:

* генеалогический метод, основанный на сравнении между собой людей, находящихся в различной степени родства;

* близнецовый метод (сравнение между собой моно­зиготных близнецов, обладающих идентичным генотипом, и дизиготных, имеющих примерно половину общих ге­нов, как и сибсы — то есть дети одних родителей);

* изучение приемных детей предполагает сравнение их характеристик с особенностями биологических и прием­ных родителей.

Исследуя в течение многих лет причины индивидуаль­ных различий между людьми в интеллекте и личности (включая психопатологические проявления), Р-Пломин и Д.Даниельс (Plomin, Daniels, 1987) принши к выводу, что одна из основных причин психологической вариативнос­ти — разная среда, в которой формируются дети (в част­ности, порядок рождения ребенка, взаимоотношения ро-

70 Дифференциальная психология: основные понятия

лителей и их отношение к детям, разные формы обучения и общения со сверстниками). Р.Пломин и Дж.Дефрайс {Plomin, DeFries, 1985), анализируя влияние генотипичес-ких особенностей индивида на специфику среды, с кото­рой он взаимодействует в процессе онтогенеза, выделяют три типа связей между генотипом и средой:

— пассивное влияние, когда члены одной семьи име­ют и общую наследственность, и общую среду (неслу­чайное сочетание наследственных особенностей и усло­вий среды);

— реактивное влияние, при котором врожденные пси­хофизиологические особенности ребенка могут повлиять на отношение к нему родителей и сверстников, способ­ствуя тем самым формированию определенных черт лич­ности;

— активное влияние, при котором индивиды осуще­ствляют активный поиск среды (или создают среду), ко­торая в большей степени соответствует их наследственным задаткам.

Возможно одним из самых интригующих моментов в "се­мейной истории" является факт обнаружения генетической детерминации в кластере признаков, включающих межлич­ностную теплоту, сердечность и легкость социального взаи­модействия внутри семьи {Plomin & Bergerman 1991). Перс­пективной в психогенетических концепциях можно считать позицию, согласно которой важно не столько определить, какой ген становится маркером для эволюционно-видовой характеристики поведения, сколько выявить вклад наслед­ственности в вариабельность признака, а также в форму орга­низации предрасположенности в поведении, включая ин­тенсивность проявления того или иного свойства.

Инвариантность, вариативность и детерминация

Существует и другая сторона соотношения инвариант­ности отображения с вариативностью операционного со­става процесса. Вариативность — это не только выражение и следствие инвариантности, но и одно из средств ее фор­мирования, И эта сторона дела становится тем более яв­ной, чем ближе мы подходим к раскрытию самих психо­физиологических механизмов сохранения инвариантное-

Общие принципы... 71

ти. Судя по всему, вариативность является одним из меха­низмов инвариантности, связанным с более жестко де­терминированными способами непроизвольного поведе­ния субъекта. Паттерн автоматизированных — непроизволь­но возникающих и функционирующих — механизмов пси­хики обеспечивает, в свою очередь, инвариантность объект­но-предметной ментальной репрезентации, а также удер­жание инвариантного кластера реакций в пределах психи­ческой нормы (противопоставляемой в данном случае пси­хической патологии),

2,7. Перспективы интеракционизма: сила ситуаций х устойчивость диспозиций

Важнейшей проблемой дифференциальной психологии является поиск наиболее постоянных — то есть устойчи­вых во времени и обнаруживающих кросс-ситуативную стабильность — индивидуальных параметров. Пожалуй, самой удобной моделью для изучения этой проблемы про­должают оставаться лонгитюдные исследования, позволяю­щие проследить ход возрастных изменений в пространстве-времени жизни субъекта. В этой связи необходимо отме­тить два важных замечания (Clarke & Clarke, 1984):

* коэффициенты стабильности проявляют тенденцию увеличиваться с увеличением возраста субъекта;

* величина этих коэффициентов проявляет тенденцию к уменьшению с увеличением временных интервалов между наблюдениями (тестированием).

Многие авторы совершенно справедливо отмечают "сла­бость индивидуальных различий", подразумевая под этим "потолок предеказательности", обычно выражающийся в максимальном значении корреляции г = 0.30 между са­мой чертой и характеристиками ее проявления в ситуации (Ross & Nisbett, I991). Хотя, как отмечают сами авторы это­го вывода, такой уровень корреляции очень важен для многих прогностических целей, он оставляет довольно большую лакуну в определении точности прогноза для значительного числа вариаций.

Добавим к этому, что точность прогноза практически всегда возрастает с уменьшением неопределенности, то

72 Дифференциальная психология: основные понятия

есть снижением числа степеней свободы в поведении сис­темы. Ограничение диапазона индивидуальных проявлений связано с жесткостью детерминирующих закономернос­тей, ослабевающей по мере продвижения вверх по уров­ням иерархической организации индивидуальности чело­века (см. главу 10). Однако сила прогноза в этом случае обнаруживает тенденцию не к уменьшению, а> скорее, к увеличению, базируясь на оценке системы индивидуаль­ности в целом, С этой точки зрения представляется перс­пективной установка, производная от концепции интер-акционизма, включающей в качестве основных следую­щие положения (Cronbachy 1975; Magnusson & Endter, 1977; O'Connor, 1992):

* индивидуальные различия в поведении постоянны в разнообразных ситуациях, при этом когнитивные перемен­ные рассматриваются как опосредующее звено между си­туацией и поведением субъекта;

* на основе сходства восприятия определенных ситуа­ций можно предсказать сходство поведения индивидуумов;

* перцептивно-когнитивные процессы отличаются избирательной чувствительностью к потребностям организма.

В отношении первого положения представляет интерес трансформация исследовательских установок известного психолога, профессора Колумбийского университета (New York, USA) Уолтера Мишеля, который от строго ситуа-ционистской позиции {Mishel, 1973) перешел к предпо­ложению, что личностные переменные обуславливают индивидуальные различия — обычно называемые стилями или стратегиями — на основе субъективной значимости для индивидуума внешних стимулов, В соответствии с тра­дициями интеракционистского подхода, концентрирую­щегося на анализе взаимодействия индивидуальных и си­туативных факторов, У.Мишель (Mishel, 1979; 1986) ана­лизирует это взаимодействие, опираясь не на психодина­мические концепты или черты, а на личностно-акценти­рованные (person-focused) переменные когнитивного пла­на, такие как:

* характеристики компетентности (competencies), вклю­чающие интеллект, развитие Я, социальные и личност-

Общие принципы... 73

ные достижения и навыки, социальную и когнитивную зрелость;

* кодирующие стратегии (encoding strategies), связан­ные с тем, как люди репрезентируют и символически ко­дируют информацию. Например, информацию: "На сле­дующей неделе будет контрольная работа"> одни студен­ты воспримут как возможность продемонстрировать свои способности, а другие как повод для тревоги;

* ожидания (expectancies), проявляющиеся в трех фор­мах — последствия от выбранного нами способа поведе­ния; результат интерпретации стимула; оценка собствен­ной самодостаточности (что именно я могу выполнить ус­пешно, с чем могу справиться);

* субъективные ценности (subjective values), связанные с нашими предпочтениями и избирательностью, симпа­тиями и антипатиями;

* система саморегуляции и планирования (self-regulatory system), характеризующая способы, с помощью которых мы регулируем свое поведение в соответствии с намечен­ными целями и принятыми стандартами; а также наборы правил, которыми мы руководствуемся даже при отсут­ствии внешних ограничителей.

Отметим также, что одна из основных тенденций со­временной психологии — "индивидуальные различия vs влияние ситуации" (Zimbardo, Weber\ 1997) — тесно свя­зана с проблемой психологических измерений.

2.8. Психодиагностические измерения

ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РАЗЛИЧИЙ

Психологические измерения заключаются в использо­вании специальных тестовых процедур для оценки инди­видуальных свойств и результатов выполнения заданий. Психодиагностика, как система способов раскрытия субъективных особенностей психики, с самого начала раз­вивалась в направлении от "внешнего", видимого, наблю­даемого, к "внутреннему", скрытому, подлежащему вы­явлению. За две тысячи лет существования современного человеческого сообщества — так или иначе постоянно ис­пытывающего потребность в знании о своих психологи-

74 Дифференциальная психология: основные понятия

ческих возможностях — психодиагностика проделала путь от наивных, ненаучных интерпретаций хиромантов до на­учных методов пренатальной диагностики девиаций в пси­хическом развитии индивида (см. главу 15).

Начало современного этапа психодиагностики связано с экспериментами по измерению различных проявлений человеческой психики, которые были организованы в кон­це девятнадцатого — начале двадцатого века англичани­ном ФТальтоном и немецким психологом В.Вундтом. Чуть позже к плеяде первых психодиагностов присоединяются российские психологи Г.И.Россолимо (1910) (впервые разработавший систему психологических профилей, ис­пользующихся для интегральной оценки тестовых измере­ний) и А-Рыбаков (предложивший в 1913 году в качестве тестового средства использовать отпечатки чернильных пятен); швейцарец Г.Роршах (который ввел в 1921 году в научный обиход сам термин "психодиагностика", сделав его названием своей книги о проективном тесте на основе "чернильных пятен" — Rorschach, 1921) и французы А,Бине и ОСимону создавшие свою версию шкалы измерения ин­теллекта. С конца двадцатых годов наиболее значитель­ные психодиагностические исследования стали проводиться в США, в лабораториях Стэнфордского и Колумбийского университетов.

Так как предмет психодиагностики — это психическое в его самых разнообразных проявлениях, можно предста­вить, что измерение степени выраженности признаков на основе статистических методов есть конечная цель тести­рования. Однако характер полученной информации, так­же как и ее интерпретация, зависят от психологической гипотезы, предшествующей процедуре измерения. Основ­ные требования к психодиагностике как общему методу измерения ментальных феноменов (см. также Витцлак, 1986) можно представить в виде таблицы 2.

В.Штерн (Stern, 1911/1994) первым назвал дифферен­циальную психологию "наукой о существенных различиях в психических функциях и свойствах". Поскольку основ­ной задачей в этом случае становится изучение разброса (дисперсии) свойств, основным метолом эмпирического дифференциально-психологического исследования явля-

Общие принципы...

ется дисперсионный анализ. Особенность же психодиагно­стики как специальной области знания заключается в воз­можности изучения интраиндивидуальных свойств и спе­цифики их взаимосвязи на основе знания "интериндиви­дуальных вариаций степени их возможного проявления". Исходя из этого можно заключить, что предмет психоди­агностики не сводится только к изучению различий между людьми, но включает в себя и элементы идеографическо­го анализа.

Таблица 2 Релевантность психодиагностической процедуры

Элементы систем»; отношений Йнфаиндивидуальные связи Требования к дшгноатме&шм дэдеыи Выявлете специфики взаимосвязи индивидуальных психических свойств
Интериидивидуальньй вариации свойств Установление различий мещу данным субъектом и другими людьми
Объект-субъекпое взаимодействие Информация об отношениях и способах взаи­модействия человека с предметной и гом-муникзтивной средой

Сила и слабость тесгологии

Тестовая диагностика, или тестология, основателем которой считается Дж.Кетгэл (Cattell, 1890), впервые ис­пользовавший также сам термин "тест", долгое время ос­тавалась центральной областью психодиагностики, пред­ставляя собой связующее звено между нею и дифферен­циальной психологией. Тесты оказались незаменимым ин­струментом изучения скрытого от внешнего наблюдателя мира психической реальности. Тестовые измерения из об­ласти научных исследований практически сразу же пере­шли в распоряжение психологической практики, где ис­пользуются для дифференциации людей с точки зрения различных девиаций, оценки развития разнообразных пси­хических функций, задач профессионального отбора* Из­вестный дифференциальный психолог Л.Тилер (Tyler, 1988) даже делает вывод, что использование психологи­ческих тестов для измерения различий в умственных спо­собностях индивидуумов является "одним из неоспоримых психологических достижений". Однако уже Альфред Бине,

76______Дифференциальная психология: основные понятия

впервые широко применявший тесты, четко осознавал, что созданный им инструмент для измерения индивиду­альных особенностей может описывать лишь функциони­рующую в момент тестирования систему, в частности, интеллект ребенка, и совсем не обязательно подразумева­ет прогноз {Clarke & Clarke, 1976; 1996), На недостаточную прогностичность тестовых оценок указывают и многие со­временные исследователи (см. 2.7). Однако проблема зак­лючается не столько в спорах о силе или слабости тес­товых измеренийt сколько в разработке современных ме­тодов и диагностических моделей, позволяющих обеспе­чить нужную прогностичность.

2.9* Статистическая оценка измеряемых

явлений

Поскольку область приложения статистических мето­дов к анализу поведения и структуры индивидуальности превратилась в обширный экспериментальный полигон, оснащенный новейшими компьютерными технологиями, наша задача в этом небольшом разделе — отметить лишь некоторые необходимые понятия.

Нормальное распределение и коэффициент корреляции

Интересно, что появление новых измерительных про­цедур всегда оказывалось тесно связанным с развитием новых идей. Например, понятия "нормальное распреде­ление", "коэффициент корреляции" и "факторный ана­лиз1' утвердились в дифференциальной психологии бла­годаря исследованиям интеллекта. Фрэнсис Гальтон был первым, кто обнаружил, что различия в интеллекте мо­гут быть измерены количественно через установление сте­пени выраженности этих характеристик у разных людей. Он предположил, что эти различия нормально распре­делены в популяции, то есть небольшие группы людей обладают высоким или низким уровнем интеллекта, а большая часть выборки занимает положение в середине (Galton, 1869), Кривая нормального распределения стала одним из основных постулатов дифференциальной пси-

Общие принципы... 77

хологии. Другим важнейшим открытием, вышедшим да­леко за рамки дифференциальной психологии, стал ко­эффициент корреляции, предложенный в 1901 году Кар­лом Спирменом (К.Spearmen) для измерения со-отно-шения (англ, co-relation) между двумя интеллектуальны­ми показателями. Смысл его выражался в том, что две тесно связанные между собой переменные соотносятся с коэффициентом L00, два совершенно не связанных признака имеют г (relation) = 0,00; наконец, степень связности двух частично зависимых характеристик будет ранжирована от 0.01 до 0.99. В дополнение к этому, со­отношение может быть как позитивным, так и негатив­ным. Отрицательный коэффициент корреляции означа­ет разнонаправленность в изменении связанных пара­метров — при увеличении значения одного значение другого уменьшается (см. Spearmen, 1927), Однако как только К.Спирмен поспешил поделиться своим откры­тием в области измерения степени связности признаков между собой со всем научным миром, оказалось, что один из учеников ФТальтона, Карл Пирсон (K.Pearson) несколькими годами раньше уже сделал похожее сооб­щение.

Зависимая и независимая переменные

Смысл статистических измерений в психологии заклю­чается в попытке делать предсказания в отношении того, как *'поведет" себя та или иная измеряемая переменная. Прогноз в психологии связан с анализом вероятности про­явления определенного типа поведения или обнаружения определенного соотношения свойств. Для того, чтобы де­лать прогноз, психологу нужно установить, какой стимул и каким образом влияет на субъекта, вызывая его реак­цию. Результат поиска формулируется в терминах перемен­ных. Под переменной понимается процесс, условие или событие, которое изменяется (переменяется) или варьи­рует. Независимой переменной называют характеристики стимула, которые систематически изменяются эксперимен­татором с целью вызвать нужный эффект в поведении субъекта. Зависимой переменной в этом случае называется

78 Дифференциальная психология: основные понятия

тот показатель, выраженность которого зависит от изме­нений независимой переменной. В экспериментальных ус­ловиях независимая переменная играет роль предикто­ра, а зависимая — выступает в роли предсказываемой (ожи­даемой) реакции.

Факторный анализ

К.Спирмен, наблюдая зависимость между разными про­явлениями интеллектуальной активности людей, был оза­дачен вопросом о том, существует ли общий фактор, ле­жащий в основе разнообразных проявлений человеческо­го ума, характеризующий некую генера



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: