Сущность государственной власти и ее механизма в государстве




Содержание

Введение

. Сущность государственной власти и ее механизма в государстве

. Генезис механизма государственной власти Великобритании

. Особенности реализации власти государственными органами Великобритании

Заключение

Список использованных источников и литературы

 


Введение

 

Актуальность темы исследования. Великобритания - одно из крупнейших государств Западной Европы, которое характеризуется особой спецификой и в некоторой мере даже закостенелостью в части реализации государственной власти. В первую очередь, Великобритания является страной общего права, которое сформировалось более тысячелетия назад. Ко времени создания английского парламента суды английского государства уже наработали значительную судебную практику и доктрину, основанную на принятых обычаях. Считается, что источниками общего права является прецедентное право - неписаное право, создаваемое судьями.

Прецедент является ведущей формой английского права. Судебный прецедент определяет тип правовой системы. Зависимо от него формируются и собственно вся судебная система государств английского права.

Кроме того, Великобритания прошла долгий период исторического развития, становления и формирования. Ей удалось сохранить все наработанные традиции и обычаи, и успешно объединить их законодательными нормами правового регулирования.

Еще одной особенностью государственной власти в Великобритании является отсутствие конституции (Основного закона) и ряда нормативных документов, которые успешно заменяются прецедентами, судебной практикой и доктриной.

Также в Великобритании система государственной власти настолько тесно взаимосвязана, что законодательная и исполнительная власть сегодня неотделимы друг от друга. Судебная власть - это, пожалуй, наиболее самостоятельная, автономная и почитаемая ветвь власть, но ее устройство настолько сложное и своеобразное, что для других стран даже не представляется возможным воспользоваться принципом заимствования опыта Великобритании.

В связи с этим, актуальность изучения и рассмотрения механизма государственной власти Великобритании только возрастает, поскольку в мире практически нет государств со столь сложным и одновременно действенным механизмом реализации государственной власти.

Степень изученности темы. Изучению, рассмотрению и детальному анализу государственной власти Великобритании отечественные и зарубежные ученые всегда уделяли много внимания. Особенно ценными в аспекте нашего исследования представляются работы Т.В. Апаровой, И.Ю. Богдановской, Г.А. Василевича, Н.Н. Вопленко, П.А. Гука, Т.В. Гуровой, В.В. Долинской, С.К. Загайновой, Р. Кросса, А.В. Наумова, Т.Н. Нешатаевой, Н.А. Подольской, М.Е. Труфанова, Е.В. Черкасовой и др.

Цель исследования - теоретическое рассмотрение особенностей механизма реализации государственной власти в Великобритании.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

проанализировать сущность государственной власти;

изучить исторические тенденции становления и развития государственной власти в Великобритании;

определить особенности реализации государственной власти в Великобритании.

Объектом исследования являются органы государственной власти Великобритании.

Предмет исследования - механизм государственной власти в Великобритании.

Методологическую базу работы составляет диалектический метод познания, общенаучные приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция и др.), системный анализ. В работе используются такие специально-юридические методы научного познания как формально-юридический, сравнительно-правовой, структурно-функциональный и историко-правовой.

Теоретической основой работы стали различные отечественные и зарубежные монографии, учебные пособия, материалы периодической печати.

Структура курсовой работы обусловлена актуальностью тематики, определенной целью исследования и поставленными на рассмотрение задачами. Курсовое исследование состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 


 

Сущность государственной власти и ее механизма в государстве

 

Сегодня существует и разрабатывается немало определений понятия государства, которые отражают такие его аспекты как:

- государство как организация политической власти;

- государство как аппарат власти;

- государство как политическая организация всего общества.

Каждый из указанных аспектов заслуживает внимания. Действительно, понимание государства как организации политической власти подчеркивает, что среди других субъектов политической системы оно выделяется особыми качествами, является официальной формой организации власти, причем единоличной организацией политической власти, которая управляет всем обществом. Вместе с тем политическая власть - один из признаков государства. Поэтому нецелесообразно сводить к ней понятие государства.

Государство является особой политической реальностью. Раскрывая содержание понятия государства, следует подвести его под такое родовое понятие, как политическая организация. Если государство до середины XIX века можно было определять как политическую организацию господствующего класса, то позднее, и особенно современное, государство - это политическая организация всего общества. Государство становится не просто властью, опирающейся на принуждение, а целостной организацией общества, которая выражает и охраняет индивидуальные, групповые и общественные интересы, обеспечивает организованность в стране на основе экономических и духовных факторов, реализует главное, что дает людям цивилизация, - народовластие, экономическую свободу, свободу и автономию личности.

Определить общее понятие государства, которое бы отражало все без исключения признаки и свойства, характерные для каждого из периодов в прошлом, настоящем и будущем, невозможно. Вместе с тем любое государство имеет набор таких универсальных признаков, которые проявляются на всех этапах его развития. Такими признаками являются территория, население, власть.

Государство - суверенная политико-территориальная организация общества, обладающая властью, осуществляемой государственным аппаратом на основе юридических норм, обеспечивающих защиту и согласование общественных, групповых, индивидуальных интересов с использованием, в случае необходимости, легальное принуждение.

Государство - единственная политическая организация, которая:

- охватывает все население страны в пространственных пределах. Территория - материальная основа существования государства. Сама территория не порождает государства. Она лишь создает пространство, в пределах которого государство простирает свою власть на население, проживающего здесь. Территориальный признак порождает гражданство, юридическую связь лица с данным государством, которое выражается во взаимных правах и обязанностях.

Гражданин государства приобретает:

а) обязанность подчиняться государственно-властным велениям,

б) право на покровительство и защиту государства;

- имеет специальный аппарат управления - система государственных органов, состоящих из особого разряда лиц, профессиональных управленцев;

- располагает аппаратом легального принуждения: вооруженные силы, учреждения и заведения принудительного характера (армия, полиция, тюремные и исправительно-трудовые учреждения);

- в лице компетентных органов выдает общеобязательные юридические нормы, обеспечивает их реализацию, то есть государство организует общественную жизнь на правовых началах, выступая, таким образом, как арбитр, согласовывает индивидуальные, групповые и общественные интересы. Оно обеспечивает и защищает права своих граждан, а также других людей, находящихся на ее территории. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать осуществление принятых им решений;

- имеет единую денежную систему;

- имеет официальную систему налогообложения и финансового контроля;

- имеет суверенитет;

- имеет формальные реквизиты - официальные символы: флаг, герб, гимн.

Следует учесть, что государство может быть светским и теократическим. Большинство государств мира - светские, то есть такие, в которых разграничены сферы действия церкви и государства (церковь отделена от государства). В теократических государствах власть принадлежит церковной иерархии (Монголия до 1921 года, современный Ватикан). Чтобы раскрыть понятие государства, необходимо проникнуть в его сущность.

Сущность государства - это внутреннее содержание его деятельности, которое выражает единство общих социальных и узкоклассовых (групповых) интересов граждан. Любое государство, вместе с решением сугубо классовых задач, выполняет и общие, социальные задачи, без которых не может функционировать ни одно общество. Это - средства транспорта и связи, строительство дорог, ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями, преступностью, меры по обеспечению мира и другие.

Два аспекта сущности государства определились с момента его возникновения:

- классовый аспект - защита интересов экономически господствующего класса, осуществление организованного принуждения;

- общественно-социальный аспект - защита интересов всего общества, обеспечение общественного блага, поддержание порядка, выполнение других общественно-социальных дел. Общественно-социальный аспект сущности государства особенно ярко проявляется в его сопоставлении с гражданским обществом.

Основной проблемой является поиск оптимального соотношения частных интересов, выразителем которых являются институты гражданского общества, и публичных интересов, носителем которых выступает государство, их механизма взаимодействия в обеспечении надлежащего функционирования общества и государства.

Государство, осуществляя политическую власть в гражданском обществе, подчиняет свою деятельность служению этому обществу, обеспечивает равные возможности для всех людей во всех сферах их жизнедеятельности на принципах социальной справедливости, гуманизма и милосердия, не вмешивается в личную жизнь человека и гражданина, регулирует социальные отношения в рамках действующей конституции, законов и других нормативно-правовых актов. Между государством и обществом должна быть определенная дистанция - некий рубеж демократии, пересечение которого ведет к огосударствлению общества, что с позиции демократии и гуманизма недопустимо. В рамках данного рубежа государство необходимо гражданскому обществу, которое без него не сможет не только развиваться, но и существовать.

Формирование гражданского общества является задачей весьма тяжелой и длительной. Современное понимание соотношения правового государства и гражданского общества связано с осознанием условий их взаимосвязи. Именно ценностный подход к пониманию взаимосвязи и взаимодействия права и государства, правового государства и гражданского общества могут дать осознание места и роли правового государства в гражданском обществе. Соответственно, гражданское общество и правовое государство могут соотноситься как необходимые друг другу и взаимодополняющие системы. Правовое государство подчиняет свою деятельность гражданскому обществу и конкретному человеку, отвечает перед ними за свою деятельность.

Основные черты правового государства в контексте гражданского общества:

- превосходство и господство правового закона;

- постоянное утверждение суверенитета народа как единственного источника государственной власти;

- осуществление разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

- обеспечение прав, свобод, законных интересов человека и гражданина, выполнение ими своих обязанностей перед другими людьми, государством и гражданским обществом;

- урегулирование взаимоотношений между обществом и государством на основе дозволенности обществу делать все, что прямо не запрещено законом, а государственным органам - только то, что прямо разрешено законом;

- взаимная ответственность между обществом и государством, ответственность государства перед личностью и обществом за свою деятельность;

- эффективная организация контроля и надзора над осуществлением законов и режима законности.

Некоторые научные разработки позволяют сформулировать основные черты формирования гражданского общества:

- обеспечения свободы и инициативности человека, которые направлены на удовлетворение ее разумных потребностей и не вредят интересам;

- такое развитие общественных отношений, при котором человек рассматривается как цель, а не как средство;

- ликвидация отчужденности человека от социально-экономических структур и политических институтов и реальное обеспечение осуществления принципа равных для всех возможностей;

- обеспечение прав и свобод человека и гражданина государством, его органами и социальными структурами гражданского общества;

- многообразие различных форм собственности, среди которых частная собственность в ее различных формах занимает доминирующее место как основа инициативной, творческой предпринимательской деятельности;

- осуществления справедливого утверждения, что в одной и собственности лицо выступает как разум и только, обладая собственностью человек, может быть действительно свободным и инициативным во всех ее начинаниях;

- реализация многообразия духовной жизни общества, в основе которого - признание гуманистических и демократических по сути общечеловеческих ценностей;

- отсутствие жесткой регламентации со стороны государства личной жизни членов общества;

- существование развитой социальной структуры, которая гарантирует удовлетворение интересов различных групп и слоев населения;

- активное участие в общественной жизни негосударственных самоуправляемых общностей людей;

- равный правовой статус в гражданских отношениях, сочетание интересов государственных, общественных структур и гражданина;

- детальное регулирование различных видов отношений в сфере предпринимательства, рыночного хозяйствования.

Соотношение узкоклассовых (групповых) интересов господствующей верхушки (элиты) и интересов всего общества в разные исторические времена не одинаково. Как правило, усиление одного из них приводит к ослаблению другой. Постепенно в ряде цивилизованных государств Запада в связи с развитием гражданского общества все большее значение приобретают общественно-социальные аспекты государственной деятельности, задача обеспечения общественного блага.

По итогам отметим, что такое государство и механизм его власти сегодня воспринимается как общность, которая представляет интересы всего населения с использованием основных предпосылок формирования демократического, правового, социального государства. «Сущность изучения государства как особой единицы существующего правового и гражданского общества заключается в том, что в нем заключен комплексный общетеоретический анализ понятия государства и его принципов», в основу которого положены различные подходы к правопониманию, а также исследован уровень реализации принципов правового государства в законодательной деятельности, сфере исполнительной власти и правосудия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: