КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ




МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. ЛОМОНОСОВА

УЧЕБНО – НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА И ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

 


Грибачева Екатерина Сергеевна

Ивашенцев Дмитрий Александрович

Козачук Виктория Сергеевна

Костикова Наталья Евгеньевна

Кочмина Оксана Викторовна

Маградзе Ираклий Георгиевич

Могутина Екатерина Юрьевна

Надеева Елена Юрьевна

Осадченко Елена Николаевна

 

 

Попов Алексей Дмитриевич

Романов Павел Александрович

Солдатов Дмитрий Александрович

Сухова Анастасия Александровна

Туровцев Игорь Владимирович

Чурынин Илья Валерьевич

Щекочихина Светлана Юрьевна

Щербаков Вячеслав Алексеевич

Яценко Дина Викторовна

 

 


 

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Создание эффективной модели взаимодействия органов местного самоуправления и населения для решения вопросов местного значения»

 

 

Москва

Предметом исследования нашего проекта является организация местного самоуправления в Российской Федерации в настоящее время. Объектом исследования выступает институт территориального общественного самоуправления. Мы рассмотрим такие аспекты как правовое положение территориального общественного самоуправления, существующие модели территориального общественного самоуправления и схема регистрации ТОС. Особое внимание мы уделим современной практике функционирования территориального общественного самоуправления в разных субъектах и городах Российской Федерации.

В настоящее время в России особенно остро ощущается проблема становления и функционирования территориального общественного самоуправления. Это связано, прежде всего, с тем, что без развитого местного самоуправления невозможна модернизация государственного управления в стране, а также дальнейшее проведение административных реформ. Формы организационной деятельности местного самоуправления закреплены в Федеральном законе от 6 октября 2003 г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ. В этом Законе сформулировано определение местного самоуправления: оно представляет собой самостоятельное решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения.

В Статье 27 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что территориальное общественное самоуправление представляет собой самоорганизацию граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

В работах многих ученых отмечено, что развитие такой формы самоорганизации населения довольно сильно дифференцировано на территории Российской Федерации. Например, большое распространение данный феномен получил в Архангельске, Белгороде, Новосибирске, Омске, Рязани, Самаре и еще ряде городов и населенных пунктов России. Так, в Волгоградской области динамично развиваются ТОС сельских поселений, а также отмечено создание трехуровневой модели местного самоуправления, которая предполагает ключевую роль ТОС. Но, например, в таких регионах как Камчатка, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский АО ТОС не получили широкого распространения. Поэтому особое значение изучение данного вопроса приобретает в условиях необходимости стимулирования повышения активности участия гражданского общества в реализации социальных функций государства.

Успешность деятельности ТОС во многом зависит от отношения к нему местных властей и наличием (либо отсутствием) различных механизмов и форм поддержки. Среди институтов поддержки уже созданных и формирующихся ТОС можно выделить создание специальных отделов в органах местного самоуправления, то есть предоставление им отдельных помещений, оргтехники, создание условий для работы, предоставление возможности реализации проектов на конкурсной основе. Такая практика наблюдается в Омске, Новосибирске, Кирове, Рязани, Биробиджане, Сургуте, Южно-Сахалинске, Благовещенске, Магадане, Магнитогорске, Долгопрудном, Самаре, Нижнем Новгороде и Перми. Также поддержка деятельности ТОС может осуществляться ассоциациями муниципалитетов и путём создания некоммерческих фондов, координационных и других коллегиальных структур. Еще одним мощным институтом поддержки ТОС являются их ассоциации. Например, Ассоциация ТОС в Ростове-на-Дону, Ассоциация ТОС Республики Коми, а также ассоциации в Хакасии, Ивановской, Воронежской и других областях.

Несмотря на такую активную динамику развития, ТОС в России сталкивается с определёнными проблемами. Среди них можно выделить сложности юридической регистрации ТОС, непонимание сущности и назначения ТОС, различная степень активности комитетов ТОС на местах, проблемы в разграничении полномочий между ТОС и муниципальными органами власти, недостаток инициативы граждан в развитии органов ТОС, слабая ресурсная (прежде всего, финансовая) обеспеченность деятельности ТОС, а также недостаточное материальное стимулирование граждан-активистов ТОС.

Подводя итог, еще раз необходимо остановиться на ряде общих проблем территориального общественного самоуправления, которые вызваны отсутствием научного, системного и реалистичного подходов к организации и деятельности ТОС:

• неоднозначность порядка организации субъектов ТОС и выборов их

исполнительных органов; в каких случаях создания субъектов ТОС (по

инициативе граждан, администраций, уличных, дворовых комитетов,

общественных объединений) и при какой форме создания исполнительных органов ТОС (путем выборов на конференциях представителей граждан, назначением администрацией, формированием из председателей дворовых, уличных комитетов) более эффективна их деятельность и обеспечивается участие граждан в ТОС, кто (администрации, отделы юстиции субъектов РФ) регистрирует и в каком порядке субъекты ТОС в случае наделения их статусом юридического лица;

• неопределенность относительно источников финансовых ресурсов

субъектов TOC, каково должно (или не должно) быть бюджетное

финансирование ОТОСов (постоянное, непостоянное, на конкурсной основе) и каково их участие в контроле за выполнением доходной и расходной частей бюджета, каким образом организуется предпринимательская деятельность ОТОСов (возможна ли она) и как ОТОСы способствуют предпринимательской деятельности на своей территории, какие другие источники финансирования могут иметь ОТОСы (от пожертвований, внебюджетных фондов, штрафных санкций, узаконенных сборов с юридических и физических лиц);

• неполнота и неоднозначность законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих такие вопросы организации и деятельности субъектов ТОС, как порядок их организации и выборов их исполнительных органов, организационно - правовая форма субъектов ТОС, механизмы определение уставных полномочий и передачи полномочий органами местного самоуправления субъектам ТОС, учет мнения граждан при решении вопросов в области экономических, земельных, социальных и экологических отношений,

• недостаточность материально – технической базы ОТОСов (офисов и

современного офисного оборудования), информационной поддержки ТОС средствами массовой информации и информационной "прозрачности" деятельности ОТОСов;

• неумение, а в некоторых случаях и нежелание органов местного

самоуправления использовать потенциал ТОС с одной стороны и недостаточная активность населения по осуществлению своих прав в области самоуправления с другой;

• недооценка общественными объединениями, движениями, партиями потенциала ТОСов, равно как и недооценка ТОСами потенциала общественных объединений, движений, партий в решении вопросов ТОС;

• малая активность ОТОСов в вопросах охраны окружающей среды;

• слабое взаимодействие ОТОСов с органами социальной защиты;

• недооценка возможностей ОТОСов в организации различного вида

образовательных учреждений, дополнительного образования детей

• практически полное прекращение использования потенциала ОТОСов в охране общественного порядка;

• нехватка методического обеспечения и квалифицированных кадров;

• несовершенство системы судебной защиты ТОС (практически она не

существует);

• отсутствие фундаментальных научных исследований в области теории местного самоуправления и различных форм его осуществления.

Для решения перечисленных проблем и в целях развития ТОС следует:

во-первых, создать ассоциации органов ТОС в городе и области;

во-вторых, разработать целевые программы поддержки и развития ТОС в городе и области;

в - третьих, изучать передовой опыт регионов по поддержке и развитии ТОС;

в - четвертых, хотя бы раз в два года проводить научно – практические конференции по изучению и решению проблем ТОС;

в-пятых, обучать основам организации и деятельности ТОС как актив, так и муниципальных служащих.

Существующий опыт создания и деятельности органов ТОС позволяет не только делать обобщения, анализировать недостатки, но и прогнозировать перспективы развития данной формы самоуправления. Представляется, что в условиях политической и экономической стабильности они займут свое место в системе местного самоуправления и, будут являться его первичным звеном.

 

Библиография.

1. Горячев, И. Н. Модель развития территориального общественного самоуправления в регионах России / И. Н. Горячев // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2011. – № 1 (17). – С. 77–84.
2. Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3. Кавецкая В. В., Территориальное общественное самоуправление: новые возможности развития. [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.zspk.gov.ru/upload/iblock/766/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%B4%20%D0%9A%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%92.%D0%92..docx
4. Балынин И.В. Участие гражданского общества в реализации социальных функций государства // Научные записки молодых исследователей. 2015. № 3. С. 24-29.
5. Васильев А.А. Основы территориального общественного самоуправления: Научно-практическое пособие.-Нижний Новгород., 2004. – 202 с. C.57
6. Текущее состояние ТОС – 2014 – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.fund-sd.ru/TOC/TOC-book-2014-web.pdf
7. Официальный сайт Законодательного Собрания Калужской области – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.zskaluga.ru/region/5782/territorialnoe_samoupravlenie_.html
8. Официальный сайт Городской Управы города Калуги – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://www.kaluga-gov.ru/
   
9. Поддержка территориального общественного самоуправления как инструмента развития активности граждан //Практика муниципального управления», 2014, № 8, с. 14-19.
   
   

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: