В этом учебном году за смысловую связь выпускники могут получить два балла. Представьте: за небольшой абзац – два балла (!). Что из этого следует? Во-первых, надо не только глубоко отразить мысль, но и объёмно её оформить. Во-вторых, приём, лежащий в основе примеров-иллюстраций, не должен «падать с потолка»: отсылки на этот приём следует давать уже в работе с текстом, то есть в комментарии проблемы.
Приёмы названы в методических рекомендациях, опубликованных на сайте ФИПИ: https://www.old.fipi.ru/sites/default/files/document/2020/mr/russkiy_yazyk_ege.pdf
Внимание:проанализировать смысловую связь – это значит определить, как связаны по смыслу приведённые примеры-иллюстрации, выяснить ЗНАЧЕНИЕ этой связи для понимания сформулированной проблемы!!! |
Давайте попробуем оформить материал в приведённой ниже таблице, чтобы легче было работать с комментированием проблемы и определением приёма смысловой связи.
Совет: при подборе примеров-иллюстраций начните с поиска приёма противопоставления (+ и –). На основе этого приёма, на мой взгляд, легче всего строить комментирование проблемы.
Название приёма | композиция | Речевые клише для пояснения | Речевые клише для смысловой связи | ||
1.Приём противопоставле-ния
(=приём
контраста;
приём антитезы)
| Абзац 1: Проблема рассматривается автором с двух сторон. Абзац 2: Сначала мы видим, как... (пример из текста + пояснение). Абзац 3: Но дальше, используя приём контраста, писатель (пример из текста + пояснение). Абзац 4: Так, противопоставляя (ЧТО?), писатель подводит нас к мысли о том, что… | На мой взгляд, с помощью этих слов, писатель показывает, что (обязателен выход на проблему) | Использование двух контрастных примеров-иллюстраций, которые приведены в комментарии, позволяет писателю противопоставить две точки зрения (две модели поведения//различного отношения к…). (проанализировать!) | ||
Я думаю, ФИО делает акцент на том, что…, потому что… (обязателен выход на проблему) | |||||
Так, в своём рассуждении о значении … приводит другой яркий пример противоположного взгляда на … // противоположной политики // противоположного поведения //противоположной точки зрени я (по тексту)(обязателен выход на проблему) | Антитеза, лежащая в основе двух примеров-иллюстраций, играет решающую роль в раскрытии поставленной автором проблемы: (проанализировать!) | ||||
Абзац 1: Проблема, поднятая автором, находит своё отражение в предложенном для анализа тексте. Обратимся к двум примерам-иллюстрациям. Абзац 2: Во-первых,... (работа с конкретными предложениями + пояснение). С помощью этих слов // предложений // мыслей // этого описания ФИО выражает своё отношение к … (по тексту)(обязателен выход на проблему) Абзац 3: Во-вторых, (работа с конкретными предложениями + пояснение). Так, несколькими штрихами, ФИО рисует картину (ЧЕГО?) (по тексту)(обязателен выход на проблему) Абзац 4: Налицо смысловая связь данных примеров-иллюстраций, в основе которых – приём противопоставления: (расшифровка). | В приведенных примерах-иллюстрациях четко прослеживается противопоставление, реализованное с помощью ЧЕГО?.. Этот приём позволяет автору … (по тексту)(проанализировать!) | ||||
Противопоставляя эти примеры (ситуации, точки зрения, героев…), автор показывает… | |||||
Приведённые примеры-иллюстрации связаны между собой таким приёмом, как противопоставление. С помощью антитезы писатель … (по тексту) | |||||
Приведённые примеры-иллюстрации связаны между собой таким приёмом, как приём подтверждения, что позволяет ФИО точнее выразить свои мысли: он считает, что (по тексту) проанализировать(!) | |||||
2.Приём подтверждения | Абзац 1: утверждение мысли, высказанной автором. Например: В начале своего текста ФИО//писатель//автор утверждает, что … (работа по тексту) + пояснение Абзац 2: подтверждение данной мысли. Например: Затем в подтверждение своих мыслей автор обращается к истории, которую рассказывает (текст)… + пояснение | Абзац 1: В этих строках заключена мысль: (по тексту)(обязателен выход на проблему) Абзац 2: Так, последовательно, шаг за шагом, писатель показывает, какой бывает … (по тексту)(обязателен выход на проблему) | Использования приёма утверждения, лежащего в основе примеров-иллюстраций, позволяет писателю убедительно и обоснованно раскрыть проблему (назвать): проанализировать(!) | ||
Абзац 1: С помощью данного примера//данных мыслей//данного описания автор доносит мысль о том, что… (обязателен выход на проблему) | |||||
Резюмируя вышесказанное, опираясь на два приведённых примера-иллюстрации, основанных на приёме подтверждения, мы приходим к выводу, что... (по тексту) | |||||
3.Приём указания на следствие // приём указания на причинно-следственные отношения | Абзац 1 (ПОЧЕМУ?): Абзац 2 (ЧТО ИЗ ЭТОГО СЛЕДУЕТ?): В комментарии должны быть ответы на вопросы: Каковы причины явления и что из этого следует? Как это может сказаться на…? Из чего это следует? Что с этим связано? Что из этого следует? | Абзац 1: Так, несколькими штрихами, ФИО подводит нас к пониманию… (обязателен выход на проблему) Абзац 2: В этих строках заключена мысль: (по тексту) (обязателен выход на проблему) | Проанализировав два примера, мы увидели причину того, как… (что…), вследствие чего герой... (по тексту) (проанализировать!) | ||
Причинно-следственные отношения, раскрытые в двух примерах-иллюстрациях, позволяют автору показать, как... (по тексту)(проанализировать!) | |||||
Абзац 1: В этих предложениях ФИО объясняет, что стало причиной данных событий //явлений//поступков: (по тексту)(обязателен выход на проблему) Абзац 2: Это рассуждение приводит читателя к выводу о том, что является следствием … (по тексту)(обязателен выход на проблему) | Причинно-следственные отношения связывают между собой два приведённых примера-иллюстрации, помогая понять причину и следствие действий героя: (по тексту) (проанализировать!) | ||||
Этот пример из текста стал убедительным доказательством того, что… (по тексту)(обязателен выход на проблему) | Примеры из текста, связанные причинно-следственными отношениями, стали убедительным доказательством того, что… (по тексту)(проанализировать!) | ||||
Абзац 2: Вначале ФИО обращает внимание на причину того, что… (по тексту)+пояснение Читая эти строки, мы понимаем, почему… (обязателен выход на проблему) Абзац 2: Раскрывая проблему дальше, автор обращает внимание на следствие данного поведения (поступка//явления – по тексту ).+ пояснение: Как результат, мы наблюдаем, что … (обязателен выход на проблему) | Эти примеры-иллюстрации, выражающие причинно-следственные отношения, позволяют автору, а вместе с ним, и читателю, понять, что… (по тексту)(проанализировать!) | ||||
Абзац 1: Размышляя над поднятой проблемой, автор задается вопросом о причине… (по тексту) + пояснение В этих предложениях автор объясняет причину того, почему.. (обязателен выход на проблему) Абзац 2: Публицист//писатель//мастер слова доказывает свои выводы многочисленными примерами, указывая на следствие того, что происходит… (по тексту) (обязателен выход на проблему) | Использование двух примеров иллюстраций, основанных на приёме указания на следствие, позволяет понять, почему … и что следует из… ( по тексту ). Если причиной … является…, то и результат последует соответствующий: (по тексту) (проанализировать!) | ||||
4.Приём сопоставления
| Абзац 1: Общее– что позволяет сопоставить? Абзац 2: причины взаимосвязи сопоставляемых явлений //предметов//точек зрения. Надо найти черты сходства и своеобразиясопоставляемых явлений //предметов//точек зрения | Этот прием сопоставления, который применяет ФИО, позволят писателю выделить главное: (по тексту) (обязателен выход на проблему) | Сопоставляя эти примеры (героев// точки зрения// поведение героев// отношение героев к одному и тому же явлению, случаю…), писатель показывает … (по тексту)(проанализировать!) | ||
Для сопоставления обратимся к другому примеру ( по тексту ). С помощью сопоставления схожих точек зрения автор подчёркивает мысль о том, что… (обязателен выход на проблему) | Используя в этих двух примерах-иллюстрациях приём сопоставления, автор привлекает общественное внимание к актуальной проблеме:… (по тексту)(проанализировать!) | ||||
Так, при сопоставлении разного отношения к … (по тексту) публицист подводит читателей к мысли: (по тексту)(обязателен выход на проблему) | |||||
Рассуждая над поднятой проблемой, автор сопоставляет (что? - поведение, речь героев, отношение героя (к кому? чему?) …) (по тексту)(обязателен выход на проблему) | Сопоставляемые примеры-иллюстрации свидетельствуют о том, что //указывают на то, что // говорят о том, что// дают возможность писателю высказать мысль: (текст)…(проанализировать!) | ||||
5.Приём детализации | Абзац 1: Наблюдая за происходящим как бы со стороны, писатель обращается к описанию конкретной жизненной ситуации, которая способствует глубокому раскрытию проблемы (пример из текста + пояснение):... Абзац 2: Рассуждая над поднятой проблемой, автор фокусирует взгляд читателя на нескольких деталях, позволяющих ему.... (текст)С этой целью ФИО обращает внимание на такую деталь, как (пример из текста) + пояснение | Абзац 1: Так, несколькими штрихами, с помощью одной (нескольких) детали рисуется... (по тексту) (обязателен выход на проблему) | Так, приведя несколько деталей, которые легли в основу примеров-иллюстраций, писатель глубоко и разносторонне раскрывает поднятую проблему, что свидетельствуют об отношении автора к... (по тексту подробно!) (проанализировать!) | ||
Погружаясь в текст, читатель, обращая внимание на эту деталь, которая..., понимает, что… (по тексту) + пояснение Так, сфокусированный взгляд читателя на одной детали позволяет понять, что… (обязателен выход на проблему) | Детали, на которые ФИО обращает внимание читателя, используя приём детализации, позволяют понять, что … (по тексту) (проанализировать!) | ||||
Автор не случайно рисует картину…, где главным объектом является деталь… ( по тексту) +пояснение С помощью психологической //внешней детали ФИО показывает, как… (по тексту) (обязателен выход на проблему) | |||||
Обращая внимание на детали (внешние//психологические), мы благодаря ФИО начинаем понимать: (по тексту) (обязателен выход на проблему) | |||||
Так, наблюдая за поступками и мыслями героя, анализируя психологическую деталь, которая позволяет вникнуть во внутренний мир рассказчика, мы постигаем глубокую мысль автора: (по тексту) (обязателен выход на проблему) | |||||
Рассматривая поднятую проблему дальше, писатель делится с нами мыслями героя: ( текст ). + пояснение И эта психологическая деталь помогает нам, читателям, увидеть …(по тексту) (обязателен выход на проблему) | |||||
6.Приём аналогии
Аналогия строится на сравнении | В комментарии должен быть ответ на вопрос: На что это похоже? | Абзац 1: Сначала ФИО объясняет, что такое …, приводя примеры (обязателен выход на проблему) Абзац 2: Как и в предложениях №, так и в описании ЧЕГО? прослеживается ЧТО? (по тексту). + пояснение: Так, рисуя аналогичную ситуацию, писатель акцентирует внимание читателя на актуальности проблемы//пагубности явления: (по тексту) (обязателен выход на проблему) | В двух приведённых примерах-иллюстрациях, в основе которых – приём аналогии, звучит убеждённость ФИО в том, что… (по тексту) (проанализировать!) | ||
Абзац 2: В процессе раскрытия проблемы ФИО показывает еще одну аналогичную ситуацию (по тексту)+ пояснение: Писатель с помощью проведения аналогии между… и … обращает наше внимание на то, что … (по тексту). Так, писатель иллюстрирует, что... (по тексту) (обязателен выход на проблему) | Используя прием аналогии в этих двух примерах-иллюстрациях, автор привлекает общественное внимание к актуальной проблеме: (по тексту) (проанализировать!) | ||||
Приём аналогии, лежащий в основе примеров-иллюстраций, позволяет найти черты сходства в признаках явления //предметов //в поведении героя или героев и понять всю глубину поднятой проблемы: (по тексту)(проанализировать!) | |||||
7.Приём выделения | В комментарии должны быть ответы на вопросы: Абзац 1: Что в данной проблеме главное? Что автор отмечает в первую очередь? Что во всём тексте главное? (Какой вопрос в тексте является главным?) Абзац 2: Что об этом говорится в тексте? Какие примеры подтверждают, что мысли, высказанные в первом абзаце главные? | Абзац 1: Рассуждая над поднятой проблемой, писатель в первую очередь акцентирует внимание читателя на том, что считает наиболее важном, - на… (текст) + пояснение Прочитав убедительные авторские аргументы, мы понимаем, что на самом деле является главным и актуальным: (по тексту) (обязателен выход на проблему) Абзац 2: Продолжая анализировать актуальную проблему дальше, ФИО подтверждает свои мысли, выказанные ранее, конкретными примерами… (по тексту) + пояснение Так, приводя конкретные примеры, автор убеждает нас, что главным в поднятой проблеме является вопрос о … (по тексту) (обязателен выход на проблему) | Приём выделения, лежащий в основе примеров-иллюстраций, позволяет читателю ответить на вопрос: что, по мнению автора//писателя//публициста, является главным в обсуждаемой проблеме. (дальше по тексту) (проанализировать!) | ||
Используя прием выделения в этих двух примерах-иллюстрациях, автор привлекает общественное внимание к актуальной проблеме: по его мнению, самым главным вопросом, волнующим и его, и читателей, является вопрос о… (дальше по тексту) (проанализировать!) | |||||
8.Приём объяснения | В комментарии должен быть ответ на вопрос: Почему? Чем это можно объяснить? | Абзац 1: Рассуждая над поставленной проблемой, автор задаётся вопросом: почему в нашей жизни //в обществе//в мире происходит (ЧТО? написать ) и как это можно объяснить… (по тексту) + пояснение В этих предложениях звучит ответ на вопрос, что происходит (текст) и каковы причины этого явления. (обязателен выход на проблему) Абзац 2: Далее автор предлагает читателю ещё один ответ на поставленный им вопрос. По его мнению, то, что сейчас происходит… (текст), можно объяснить только одним: (текст) + пояснение Прочитав убедительные авторские аргументы, мы понимаем, что причины этого явления//такого поведения нужно искать в … (по тексту) (обязателен выход на проблему) | Приём объяснения, лежащий в основе примеров-иллюстраций, позволяет читателю ответить на вопрос: что, по мнению автора//писателя//публициста, происходит в … и чем это можно объяснить?Как считает писатель, … (дальше по тексту) (проанализировать!) | ||
Объясняя причины такого социального явления, как…, ФИО заставляет читателя задуматься над актуальным вопросом: почему это происходит с нами? Приём объяснения помогает читателю найти ответ на этот вопрос: (по тексту) (проанализировать!) | |||||
9. Приём определения | В комментарии должен быть ответ на вопрос: Что означает это слово? Абзац 1: авторское толкование данного слова в тексте Абзац 2: примеры, подтверждающие данное толкование | Абзац 1: Размышляя над поднятой проблемой, автор начинает своё рассуждения словом …( назвать существительное в именительном падеже. Например, хамство – это…По тексту ). Это слово автор понимает по-своему, давая ему толкование: ( текст ) + пояснение Данные предложения//словосочетания //мысли значимы для раскрытия поднятой проблемы: (по тексту) (обязателен выход на проблему) Абзац 2: Объясняя значение слова «…», ФИО приводит примеры, которые подтверждают толкование этого понятия: (по тексту) + пояснение Аргументы, приведённые писателем, помогают определить значение слова «…» и понять, что … (по тексту) (обязателен выход на проблему) | С помощью двух примеров-иллюстраций, в основе которых лежит приём определения, мы смогли определить, что, по мнению ФИО, слово «…», означающее …, раскрывает актуальную проблему, которая требует нашего решения: (по тексту) (проанализировать!) | ||
Клише для примеров-иллюстраций [1]
Художественный текст | Публицистический текст |
Ø В центре внимания автора случай… Ø Писатель изображает (кого? что?) Ø Герой говорит: «цитата» Ø Следует обратить внимание на слова (поступки, мысли) героя… Ø Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как… Ø Симпатии автора на стороне героя, который… Ø Автор делает акцент на том, что… Ø Автор рассматривает проблему на примере… Ø Автор раскрывает проблему, описывая…. Ø Проблема раскрывается автором на примере (чего?) Ø | Ø Автор обращается к собственному опыту и вспоминает… Ø писатель не случайно приводит слова (кого?) «цитата». Ø Автор разделяет (не разделяет) мнение (кого?), который утверждал: «цитата». Ø Публицист спорит (с кем? и почему?) Ø Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что (и почему?) Ø Особого внимания заслуживает мысль автора о том, что… (и почему?) Ø Автор сопоставляет (что? – разные точки зрения…) |
Клише для пояснения [2]
Художественный текст | Публицистический текст |
Ø Автор, как мне кажется, не случайно обращает внимание на… (поведение героя, его поступки…на диалог героев) Ø Поступок героя, на мой взгляд, свидетельствует (показывает)… Ø Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что… Ø Эти события, на мой взгляд, писатель описывает, чтобы… Ø Мне кажется, поступок героя позволяет понять, что… | Ø Писатель, как мне кажется, хочет сказать, что… Ø Этот пример, думаю, показывает, что… Ø Смысл высказывания, на мой взгляд, заключён в том, что… Ø Эти слова, я уверена, убедительно доказывают, что… Ø Я думаю, этим примером писатель хотел показать, что… Ø Приведённые слова, думается, содержат глубокий смысл: (какой?) |
https://www.youtube.com/watch?v=LkHwroDtHRkА.Г.Нарушевич. Русский язык-2019.Готовимся к сочинению в новом формате
[2]https://www.youtube.com/watch?v=LkHwroDtHRkА.Г.Нарушевич. Русский язык-2019.Готовимся к сочинению в новом формате