Понятие о педагогической деятельности, ее сущность и виды. Учитель как субъект педагогической деятельности. Профессионально-значимые качества личности педагога. Структура и содержание профессиональной компетентности педагога (ФГОС высшего профессионального педагогического образования).
Педагогическая деятельность - особый вид общественно полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с экономическими, политическими, нравственными, эстетическими и другими целями общества.
ПД есть сознательное вмешательство взрослых людей в объективно-закономерный общественно-исторический процесс воспитания детей.
Содержание педагогической деятельности: обучение, воспитание, образование, развитие обучающихся. При всем различии педагогических профессий у них есть общая цель, свойственная педагогической деятельности, — приобщение человека к ценностям культуры. Именно в цели проявляется специфика этой деятельности
В качестве основных объектов педагогической деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.
Начальным компонентом является осознание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку.
Вторым компонентом являются различные научные знания, умения, навыки, приобретенные человеком в самых разных областях жизни и общественных отношений, которые передавались из поколения в поколения, в результате чего у человека формируется мировоззрение, т. е. осознанное отношение к жизни.
|
Последним компонентом педагогической деятельности являются собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция.
Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа.
Сравним в общих чертах деятельность преподавания и воспитательную работу. Преподавание, осуществляемое в рамках любой организационной формы, а не только урока, имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Важнейшим критерием эффективности преподавания является достижение учебной цели.
Воспитательная работа, также осуществляемая в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, ибо она недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности.
Содержание обучения, следовательно, и логику преподавания можно жестко запрограммировать, чего не допускает содержание воспитательной работы. Формирование знаний, умений и навыков из области этики, эстетики и других наук и искусств, изучение которых не предусмотрено учебными планами, по существу есть не что иное, как обучение. В воспитательной работе приемлемо планирование лишь в самых общих чертах: отношение к обществу, к труду, к людям, к науке (учению), к природе, к вещам, предметам и явлениям окружающего мира, к самому себе. Логику воспитательной работы учителя в каждом отдельно взятом классе нельзя предопределить нормативными документами.
|
При рассмотрении качеств педагога как субъекта деятельности исследователи как бы разграничивают профессионально-педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям, и собственно личностные. К важным профессиональным качествам педагога А.К. Маркова относит: эрудицию, целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуиция, импровизация, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение и рефлексия, причём все эти качества в данном контексте понимаются только в педагогическом аспекте (например, педагогическая эрудиция, педагогическое мышление и т.д.). Профессионально-значимые качества личности учителя у А. К. Марковой близки к понятию «способность». Например, «педагогическая наблюдательность — способность по выразительным движениям читать человека, словно книгу» (перцептивные способности), «педагогическое целеполагание — это способность учителя вырабатывать сплав из целей общества и своих собственных и затем предлагать их для принятия и обсуждения ученикам». Существенно, что многие из этих «качеств» (способностей) соотнесены непосредственно с самой педагогической деятельностью.
|
Профессионально-обусловленные требования к педагогу: 1) психологическая, психофизиологическая и физическая готовность; 2)научно-теоретическая и практическая компетентность, как основа профессионализма. Компетентность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
Ценностные характеристики педагога. К ним следует отнести:
1) Отношение к детству. Оно проявляется в понимании педагогом сущности и ценности детства, сущности взаимоотношений взрослых и детей, подлинного, гуманного смысла своей профессиональной деятельности.
2) Гуманистическая культура педагога. Она проявляется в ориентации профессиональной деятельности на общечеловеческие культурные ценности, на диалог с учеником, на творческое, рефлексивное отношение к труду.
3) Высокие нравственные качества педагога. Они проявляются и в стиле его профессионального поведения, и общении с учениками, и решении педагогических ситуаций.
Профессионально-значимые качества личности педагога. Структура и содержание профессиональной компетентности педагога (ФГОС педагогического образования).
Понятие профессиональной компетентности педагога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Содержание профессиональной компетенции (ФГОС педагогического образования):
1. осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
2. способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
3. владение основами речевой профессиональной культуры;
4. способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
5. способностью к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;
I. В области педагогической деятельности:
6. способность разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;
7. способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся;
8. готовностью применять современные методики и технологии, методы диагностирования достижений обучающихся для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
9. способность осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии;
10.способность использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
11.готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами;
12.способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности;
13.готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;
II. в области культурно-просветительской деятельности:
14.способность разрабатывать и реализовывать, с учетом отечественного и зарубежного опыта, культурно-просветительские программы;
15.способность выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности;
III. в области научно-исследовательской деятельности:
16.готовностью использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования;
17.способностью разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности;
18.способностью использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования.