Открытый урок в 10 классе
По теме: «Полисахариды. Крахмал и целлюлоза».
Отрепьева В.М.
Учитель химии МБОУ «Школа №3»
Цели урока: формирование представлений о важнейших полисахаридах: крахмале и целлюлозе - в сравнении их строения, свойств, применения и значения в природе.
Задачи:
1)обучающие - закрепить умение писать реакции, характеризующие химические свойства моносахаридов на примере глюкозы; сравнить строение и свойства крахмала и целлюлозы; на основе межпредметных связей органической химии и биологии показать значение полисахаридов в строении и функционировании живой природы; формирование навыков и умений информационно – поисковой деятельности в процессе подготовки проекта,
2)развивающие - развитие познавательного интереса к химии и биологии, выработка умений сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, обобщать изучаемые свойства и делать аргументированные выводы; формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельности учащихся по добыванию и применению знаний; развитие практических умений и навыков в процессе выполнения лабораторных опытов.
3)воспитательные - способствовать воспитанию коммуникабельности, умению общаться на деловом уровне, адаптации работы в группе, паре; расширение кругозора обучающихся о применении полисахаридов и их роли в природе.
Тип урока: Урок изучения нового материала с элементами исследовательской работы.
Оборудование и реактивы:
· компьютер,
· медиапроектор,
· экран,
· образцы крахмала и целлюлозы,
· образцы тканей из ацетатного шелка,
· ватная палочка
· накрахмаленная ткань
· водный раствор спиртовой настойки йода, вода горячая, лёд.
|
· химические стаканы, пипетки, фарфоровые чашечки,
· учебник, тетрадь.
Слайд №1- 3. На слайдах вы видели известных вам ученых: Джозеф Пристли (13 марта 1733—6 февраля 1804) — британский священник-диссентер, естествоиспытатель, философ, общественный деятель. Вошёл в историю, прежде всего, как выдающийся химик, открывший кислород), Юлиус фон Сакс (немецкий биолог 2 октября1832 — 29 мая 1897), Климент Арка́дьевич Тимиря́зев (22 мая (3 июня) 1843, Санкт-Петербург — 28 апреля 1920, Москва) — русский естествоиспытатель. Как вы думаете какое открытие объединяет этих великих ученых? Пристли доказал, что растения выделяют кислород. Юлиус фон Сакс влияние света на образование крахмала. Климент Арка́дьевич Тимиря́зев - Русский естествоиспытатель, специалист по физиологии растений, крупный исследователь фотосинтеза. Чем же так заинтересовал ученых данный процесс
Фотосинтез - уникальный процесс, происходящий в природе, в результате которого образуются углеводы, осуществляется только в зеленых растениях. Растение – единственная в своем роде «живая фабрика», где при помощи энергии Солнца из неорганических веществ СО2(углекислого газа) и Н2О (воды) образуются органические вещества – углеводы и выделяется кислород (О2). Все прочие органические вещества в любых организмах синтезируются при участии углеводов, образовавшихся за счет фотосинтеза. Роль этого процесса на Земле трудно переоценить. Это единственный источник кислорода в атмосфере нашей планеты и органического углерода всей живой природы.
|
С момента своего появления на Земле человек употребляет растительную пищу, богатую крахмалом, использует для своих нужд древесину и другие растительные объекты, содержащие большое количество целлюлозы. В настоящее время человек уже умеет выделять и перерабатывать природные полимеры, получая из них ценные вещества, материалы, продукты: бумагу и ткани, муку и патоку, спирт и древесный уголь.
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим важнейшие полисахариды: крахмал и целлюлозу. Сравним их по строению, физическим и химическим свойствам, вспомним из курса биологии о нахождении полисахаридов в природе, расширим ваши знания о применении крахмала и целлюлозы.
Слайд 4-6 Запись темы урока в тетрадях. «Полисахариды. Крахмал и целлюлоза».
III. Актуализация знаний
Давайте вспомним классификацию углеводов (фронтальная беседа с классом)
Какие они бывают? Приведите примеры соединений относящихся к данному классу.
Почему глюкозу называют альдегидоспиртом? Изобразите структурную формулу глюкозы на доске. Какие свойства глюкозы этим обусловлены?
Почему фруктозу называют кетоноспиртом? Превратите формулу глюкозы в фруктозу (на доске).
Характерна ли для фруктозы реакция «серебряного зеркала»? Почему?
Запишите уравнения реакций спиртового и молочно-кислого брожения глюкозы (у доски). В каких областях нашли применение данные процессы? При каких условиях возможны данные реакции?