МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ДОНЕЦКАЯ АКАДЕМИЯ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Кафедра административной деятельности
Дисциплина Организация службы участковых инспекторов полиции
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры
административной деятельности
к.ю.н., полковник полиции
_______________О.В. Берест
«____»_________2016 г.
ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ № 2
Тема 2: «ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ, ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»
для курсантов и слушателей всех факультетов
очной, заочнойформ обучения
Рассмотрено и утверждено
на заседании кафедры административной деятельности
Протокол №___ от «____»__________2016 г.
Донецк, 2016
План
Введение
Правовое положение и основные направления деятельности участкового уполномоченного полиции.
Права и обязанности участкового уполномоченного полиции.
Выводы
Основные определения по теме: | оперативная обстановка, принципы административной деятельности, субъект админ. деятельности, объект админ. деятельности. |
Литература: |
1.. Конституция Донецкой Народной Республики 2014 г.
2. Проект Закона Донецкой Народной Республики «О полиции»
3 Закон Донецкой Народной Республики от 24.04.2015 «О службе в органах внутренних дел Донецкой Народной Республики»
4.Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции»
5. Административная деятельность ОВД: Учебник. Часть общая / Под ред. проф. В.П. Сальникова. - М.: ЦОКР МВД России. 2005.
6. Административная деятельность ОВД: Учебник. Часть общая. Бекетов О.И., Бочаров С.Н. и др.-М.: ЦОКР МВД России, 2009.
7. Административная деятельность ОВД в вопросах и ответах. Учебное пособие: - М.: МосУ МВД России. Из-во «Щит-М», 2007.Кокорев А.Н., Зубач А.В.
|
8. Основы Административной деятельности ОВД. Учебное пособие.-М.: ЦОКР МВД России. 2008.
9. Административная деятельность ОВД в вопросах и ответах. М., 2005.
Введение
Участковый уполномоченный полиции в своей деятельности руководствуется Конституцией, Законом «О полиции», конституционными законами, иными законами, указами и распоряжениями Главы, постановлениями и распоряжениями Совета Министров, законами и иными нормативными правовыми актами, приказами Министерства внутренних дел.
Прежде всего, должностные лица подразделений участковых уполномоченных полиции должны знать положения Конституции, поскольку она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории. Так, прямое действие имеет правило, закрепленное в статье 51: «Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом».
Правовое положение и основные направления деятельности участкового уполномоченного полиции.
Законы и иные правовые акты, не должны противоречить Конституции. Сотрудникам полиции, в том числе службы участковых уполномоченных, необходимо иметь представление о закрепленных в Конституции правах и свободах человека и гражданина, так как человек, его права и свободы провозглашаются в нашей стране высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина признается обязанностью государства. В свою очередь в системе государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, основным является полиция. Это закреплено в статье 2 Закона «О полиции». В ней определено, что деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
|
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств (ранее, в законе «О милиции» определялись задачи: « обеспечение безопасности личности»; «оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, установленных настоящим Законом»).
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) розыск лиц;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
8) контроль за соблюдением законодательства в области оборота оружия;
9) контроль за соблюдением законодательства в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;
11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
|
12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
Направления деятельности (функции) с 1 по 10 характерны, в том числе, для участковых уполномоченных полиции. Данный закон выделяется среди других нормативных правовых актов с точки зрения важности его положений для регламентации деятельности участковых уполномоченных. Закон «О полиции» определяет наряду с основными направлениями, принципы деятельности и организацию полиции; ее обязанности и права; основные положения о службе в полиции; гарантии правовой и социальной защиты сотрудников полиции, а также вопросы финансирования и материально-технического обеспечения полиции в целом, так и участковых уполномоченных, в частности.
Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс можно назвать «настольными книгами», необходимыми для осуществления профессиональной деятельности должностных лиц подразделений УУП. Без знания указанных норм не представляется возможным профилактика участковыми уполномоченными преступлений, участие в их раскрытии, пресечение административных правонарушений.
Поскольку участковый уполномоченный выполняет задачи и функции, относящиеся к компетенции практически всех подразделений полиции, это требует от него также знания нормативных актов, регламентирующих конкретные сферы деятельности: в области противодействия правонарушениям в области потребительского рынка, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних, контроля за соблюдением гражданами правил паспортно-регистрационной системы, по противодействию наркомании и т. д. В рамках данной лекции озвучить весь перечень даже основных нормативных актов по конкретным направлениям деятельности представляется нецелесообразным, их основные положения будут рассматриваться нами по плану на занятиях.
Основным ведомственным нормативным актом, регламентирующим работу участковых уполномоченных Приказ МВД России от 31 декабря 2012 года №1166 «Вопросы деятельности участковых уполномоченных полиции» Данный приказ предусматривает конкретные меры, направленные на совершенствование деятельности участковых уполномоченных, а также утверждает Наставление по организации их деятельности.
Учитывая то, что в системе оценки деятельности участковых уполномоченных полиции первоочередное место занимает профилактика преступлений, это предопределяет необходимость изучения Приказа МВД России от 17 января 2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».
Участковый уполномоченный полиции для выполнения возложенных на него обязанностей, при несении службы на административном участке пользуется правами, предусмотренными пунктами 1 – 5, 7, 8, 11, 13, 146, 16, 18, 207, 218, 34, 36, 37 части 1 статьи 13 Федерального закона «О полиции».
Для вызова в территориальный орган МВД, участковый пункт полиции граждан в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, участковый уполномоченный полиции имеет право вручить гражданам и должностным лицам повестку (приложение № 5 к Наставлению).