Уход Шри Гопал-гуру Госвами.
Дамодар / Карттика. Гоура-навами.
Ссылки
Тексты
Вайшнава-таттва
Ш. Бхакти Ракшак Шридхар Госвами Махарадж, «„Индивидуальная личность“ и „боговдохновенное начало“ вайшнава»:
https://harekrishna.ru/2018/07/26476-individualnaya-lichnost-i-bogovdohnovennoe-nachalo-vaishnava#main
Бхаджаны по вайшнава-таттве
Шрила Девакинандана дас Тхакур, «Шри Вайшнава-вандана»:
https://sampradaya.ru/legacy/textach/1328-shri-vayshnava-vandana.html
Шрила Бхактивинода Тхакур, «Охе! Вайшнава тхакура»:
https://sampradaya.ru/legacy/textach/1077-ohe-vayshnava-thakura.html
Шрила Бхактивинода Тхакур, «Кабе мора шубха-дина хоибе удая»:
https://sampradaya.ru/legacy/textach/1289-kabe-mora-shubha-dina-hoibe-udaya.html
Шрила Бхактивинода Тхакур, «Вимала вайшнаве»:
https://sampradaya.ru/legacy/textach/1027-vimala-vayshnava.html
Шрила Бхактивинода Тхакур, «Кабе муи вайшнава чинибо»:
https://sampradaya.ru/legacy/textach/1290-kabe-mui-vayshnava-chinibo.html
Шрила Бхактивинода Тхакур, «Крипа коро вайшнава тхакура»:
https://sampradaya.ru/legacy/textach/1068-kripa-koro-vayshnava-thakura.html
Шрила Нароттам дас Тхакур, «Тхакура вайшнава-пада»:
https://sampradaya.ru/legacy/textach/1347-thakura-vayshnava-pada.html
Шрила Нароттам дас Тхакур, «Тхакура вайшнава-гана»:
https://sampradaya.ru/legacy/textach/1346-thakura-vayshnava-gana.html
Шрила Нароттам дас Тхакур, «Эи-баро каруна коро»:
https://sampradaya.ru/legacy/textach/1059-ei-baro-karuna-koro.html
Шрила Нароттам дас Тхакур, «Ки-рупе паибо сева»:
https://sampradaya.ru/legacy/textach/1056-ki-rupe-paibo-seva.html
Радха Мохан дас, «Сакала вайшнава госай»:
https://sampradaya.ru/legacy/textach/1335-sakala-vayshnava-gosay.html
Шрила Бхактивинода Тхакур, «Кабе Шри Чайтанья море»:
https://sampradaya.ru/legacy/textach/1070-kabe-shri-chaytanya-more.html
Шрила Бхактивинода Тхакур, «Вишая-васана-рупа»:
https://sampradaya.ru/legacy/textach/1028-vishaya-vasana-rupa.html
Шрила Нароттам дас Тхакур, «Шри рупануга-махатмья»:
https://sampradaya.ru/legacy/textach/1057-shri-rupanuga-mahatmya.html
Шрила Нароттам дас Тхакур, «Дже анило према-дхана»:
https://sampradaya.ru/legacy/textach/1053-dzhe-anilo-prema-dhana-razluka-s-gospodom-i-ego-sputnikami-prarthana-sa-parshada-bhagavad-viraha-dzhanita-vilapa-pesnya-41-shrila-narottama-das-thakur.html
Шрила Бхактивинода Тхакур, «Молитва к Господу с просьбой раскрыть Его истинных преданных»
Песня 23:
https://sampradaya.ru/legacy/textach/9914-molitva-k-gospodu-s-prosboy-raskryt-ego-istinnyh-predannyh.html
Шрила Бхактивинода Тхакур, «Лишённый садху-санги». Песня 2:
https://sampradaya.ru/legacy/textach/9937-lishennyy-sadhu-sangi.html
Ш. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, «Душта мана»:
https://sampradaya.ru/legacy/textach/1300-dushta-mana.html
Шрила Бхактивинода Тхакур, «Баул-сангит»:
Песня 1:
https://sampradaya.ru/legacy/textach/122-ami-tomar-duhkher-duhkhi-sukher-sukhi.html
Песня 2:
https://sampradaya.ru/legacy/textach/123-dharma-pathe-thaki-koro-dzhivana-dzhapana.html
Песня 3:
https://sampradaya.ru/legacy/textach/124-asalo-katha-bolte-ki-tomar-kentha-dhora.html
Песня 4:
https://sampradaya.ru/legacy/textach/125-baul-baul-bolchhe-sabe-hochchhe-baul-kon-dzhana-dadi-chuda.html
Песня 5:
https://sampradaya.ru/legacy/textach/126-manusha-bhadzhan-korchho-o-bhai-bhaver-gan-dhore-gupta.html
Песня 6:
https://sampradaya.ru/legacy/textach/127-eo-to-eka-kalir-chela-matha-neda-kapni-para.html
Песня 7:
https://sampradaya.ru/legacy/textach/128-mana-amar-hunsar-theko.html
Песня 8:
https://sampradaya.ru/legacy/textach/129-maner-mala-dzhapbi-dzhakhan-mana-keno-korbi-bahya.html
Песня 9:
https://sampradaya.ru/legacy/textach/130-ghare-bose-baul-hao-re-mana.html
Песня 10:
https://sampradaya.ru/legacy/textach/131-balavan-vairagi-thakur.html
Песня 11:
https://sampradaya.ru/legacy/textach/132-keno-bheker-prayas.html
Песня 12:
https://sampradaya.ru/legacy/textach/133-hoye-vishaye-avesha-pele-mana-dzhatana-ashesha-chhadi.html
Подробное описание праздника
«Враджа-мандала парикрама»
Из книги
Шри Шримад Бхактиведанты Нараяны Госвами Махараджа
Бхаджан-кутир Гопал-гуру Госвами
Шри Гопал-гуру Госвами, дорогой ученик Шри Вакрешвары Пандита, выдающегося спутника Шримана Махапрабху, так сильно страдал в разлуке с Кришной, что оставил тело прямо на глазах у мирских людей. Его любимый ученик Дхьяначанда Госвами — известный пандит и высочайший расика-бхакта, не мог согласиться с грубыми действиями государственных чиновников по отношению к Радха-канта Матху и бхаджана-кутиру Харидаса Тхакура в Пури. В это время один вайшнав из Вриндавана принёс ему хорошую новость: «Тебе незачем печалиться. Мы видели твоего гуру, Шри Гопал-гуру Госвами. Он совершает бхаджан в Дхира-самире. Иди к нему, он всё устроит». Дхьяначанда Госвами обрадовался и тут же пешком отправился во Вриндаван.
Он добрался до места всего за несколько дней и был потрясён, увидев в Дхира-самире своего Гурудева, Шри Гопал-гуру Госвами с нама-малой в руках. Погружённый в глубокое памятование игр Божественной Четы и охваченный трансцендентными эмоциями, он не замечал слёз, нескончаемым потоком струившихся из его глаз. Словно палка, Шри Дхьяначанда Госвами упал к его стопам и плача стал умолять вернуться в Пури-дхаму. Шри Гопал-гуру отказался, но при этом сказал: «Спокойно возвращайся в Пури. Государственные чиновники больше никогда не потревожат тебя». Дхьяначанда Госвами так и поступил, и скоро государственные чиновники пришли в Радха-канта Матх с извинениями.
Здесь, в Дхира-самире, Шри Дхьяначанда Госвами получил даршан апраката Шри Гопал-гуру Госвами, и это место, словно великое сокровище, до сих пор хранит воспоминания об этой лиле, даруя блаженство преданным.
«Гауранга. Послание любви»
Джагад Мохини д.д.
Фрагменты
Многие великие вайшнавы - Гопал Гуру Госвами (близкий спутник Махапрабху), Дхьянчандра Госвами (ученик Шри Гопала Гуру) и Нароттам дас Тхакур - подчеркивали исключительную важность бхаволлас-рати (которую они еще называли манджари-бхава) и считали, что этой удивительной привязанностью обладает особая группа гопи – манджари.
***
Ишвара дас единственный среди биографов Махапрабху упоминает, что однажды Шри Чайтанья встретился с Гуру Нанаком, основателем сикхизма, и описывает эту встречу следующим образом: «Шри Чайтанья, Господь, объединился в киртане с Гуру Нанаком, которого сопровождал его ученик Шаранг. Рупа и Санатана тоже были там, так же как и Джагай с Мадхаем. Все они принимали участие в киртане, танцуя в экстазе». И далее: «К совместному воспеванию, которое возглавляли Шри Чайтанья и Гуру Нанак, присоединился Нагар Пурушоттама, а потом еще два ученика, Джангли и Нандни. Там был также Гопал Гуру, к которому Гуру Нанак питал глубокую привязанность, и Нитьянанда Прабху, воплощение Баларамы. Все они наслаждались киртаном в Джаганнатха Пури».
***
Общаясь с этими великими душами, Нароттама плакал, кричал, смеялся, бормотал что-то и даже терял сознание, проявляя вершины экстаза. Дружба с ними делала его таким счастливым, что эти встречи стали самым значительным и волнующим событием в его духовной жизни.
Жаждя общения, он пошел в Пури и повстречался с Гопинатхой Ачарьей, Гопал Гуру Госвами и другими, и поскольку они были непосредственными свидетелями заключительной лилы Господа, Нароттама задавал им очень глубокие вопросы.
***
Хотя Махапрабху превратил Ориссу, и в первую очередь Пури, в оплот вайшнавизма, после Его ухода центр переместился во Вриндаван, затмивший слабые проповеднические усилия преданных на востоке. В Ориссе оставались еше некоторые столпы веры среди второго поколения Гаудия-вайшнавов в лице Гопал Гуру Госвами, Дхьянчандры и, как считают некоторые, панча-сакха, пяти друзей-преданных - Ананты, Ачьюты, Яшованты, Баларамы и Джаганнаттхи.
В Бенгалии самыми значительными были Джахнава Ма и Вирабхадра. Но с появлением Шьямананды Орисса вновь стала важной святыней, как и во времена Чайтаньи Махапрабху.
Накануне появления Шьямананды Орисса переживала сильный упадок вайшнавской религии: политические волнения 1568 года привели к потере Ориссой своей независимости. Свержение династии царя Пратапарудры стало, без сомнения, величайшей помехой для дальнейшего развития движения Гаудия-вайшнавизма на востоке Индии. Династии менялись, в стране царила анархия, а потом наступило время правления Патханов, сопровождавшееся неизбежными войнами с Моголами. Люди подвергались жестоким грабежам и пыткам со стороны чужеземных правителей и их врагов. Во всей стране царило полное моральное разложение.
Все это мешало спокойным религиозным размышлениям вайшнавов, и Пури опустел. Гопал Гуру Госвами и его ученики какое-то время поддерживали вайшнавское движение, но скоро ему пришел конец. Ученикам Гопал Гуру не хватало проповеднического огня, присущего ачарье. Более того, их деятельность ограничивалась Пури и окрестностями, а вся северная Орисса оставалась вне их влияния.
«Самадхи Гаудия-вайшнавов во Вриндаване»
Маханидхи Свами
(Стр. 102)
Шри Гопал-гуру Госвами
Будучи маленьким мальчиком, Гопал пришёл к лотосным стопам Шри Чайтаньи Махапрабху. Шри Вакрешвара Пандит обучил и инициировал его. Господь Чайтанья любил Гопала и часто перешучивался с ним. Однажды Махапрабху назвал мальчика «гуру ». Это имя прочно закрепилось за ним, так он стал известен под именем Гопал-гуру Госвами.
Обучаясь под руководством Шри Сварупы Дамодары Госвами и Шри Рагхунатхи даса Госвами, он достиг высочайшего уровня в науке раса-таттвы (науке вкусов любовного служения Радха-Говинде). Он обучил этому знанию Шри Дхьяначандру Госвами, своего ученика. В своих книгах Дхьяна Чандра детально объяснил принципы поклонения Гауранге и Радха-Говинде в настроении рагануга-бхакти.
Гопала-гуру жил вместе со своим гуру, Шри Вакрешварой Пандитом, в Джаганнатха Пури в доме Каши Мишры, где ранее останавливался Господь Чайтанья. Помимо Ганбхиры, он построил храм для Божеств Шри Шри Радха Канты. Его необычное самадхи во Вриндаване расположено в районе Дхира Самира.
„Индивидуальная личность“ и „боговдохновенное начало“ вайшнава