______________________________________________ Фамилия, имя, отчество
Инструкция
Внимательно прочитайте каждое из утверждений, приведенных ниже и отметьте на бланке ответов:
· -3 – не согласен полностью
· -2 – не согласен частично
· -1 – скорее не согласен, чем согласен
· +1 – скорее согласен, чем не согласен
· +2 – согласен частично
· +3 – согласен полностью
№п/п | Утверждение | Оценка | |||||
+3 | +2 | +1 | –1 | –2 | –3 | ||
Продвижение по службе больше зависит от удачного стечения обстоятельств, чем от личных способностей и усилий | |||||||
Большинство разводов происходит из-за того, что люди не захотели приспособиться друг к другу | |||||||
Болезнь — дело случая; если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь | |||||||
Люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса и дружелюбия к окружающим | |||||||
Осуществление моих желаний часто зависит от везения | |||||||
Бесполезно прилагать усилия для того, чтобы завоевать симпатию других людей | |||||||
Внешние обстоятельства, родители и благосостояние влияют на семейное счастье не меньше, чем отношения супругов | |||||||
Я часто чувствую, что мало влияю на то, что происходит со мной | |||||||
Как правило, руководство оказывается более эффективным, когда полностью контролирует действия подчиненных, а не полагается на их самостоятельность | |||||||
Мои отметки в школе больше зависели от случайных обстоятельств (например, от настроения учителя), чем от моих собственных усилий | |||||||
Когда я строю планы, то, в общем, верю, что смогуосуществить их | |||||||
То, что многим людям кажется удачей или везением, на самом деле является результатом долгих целенаправленных усилий | |||||||
Думаю, что правильный образ жизни может больше помочь здоровью, чем врачи и лекарства | |||||||
Если люди не подходят друг другу, то, как бы они ни старались, наладить семейную жизнь они все равно не смогут | |||||||
То хорошее, что я делаю, обычно бывает по достоинству оценено другими | |||||||
Дети вырастают такими, какими их воспитывают родители | |||||||
Думаю, что случай или судьба не играют важной роли в моей жизни | |||||||
Я стараюсь не планировать далеко вперед, потому что многое зависит от того, как сложатся обстоятельства | |||||||
Мои отметки в школе больше всего зависели от моих усилий и степени подготовленности | |||||||
В семейных конфликтах я чаще чувствую вину за собой, чем за противоположной стороной | |||||||
Жизнь людей зависит от стечения обстоятельств | |||||||
Я предпочитаю такое руководство, при котором можно самостоятельно определять, что и как делать | |||||||
Думаю, что мой образ жизни ни в коей мере не является причиной моих болезней | |||||||
Как правило, именно неудачное стечение обстоятельств мешает людям добиться успеха в своем деле | |||||||
В конце концов, за плохое управление организацией ответственны сами люди, которые в ней работают | |||||||
Я часто чувствую, что ничего не могу изменить в сложившихся отношениях в семье | |||||||
Если очень захочу, я смогу расположить к себе любого | |||||||
На подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по их воспитанию часто оказываются бесполезными | |||||||
То, что со мной случается, — дело моих рук | |||||||
Трудно бывает понять, почему руководители поступают так, а не иначе | |||||||
Человек, который не смог добиться успеха в своей работе, скорее всего, не проявил достаточно усилий | |||||||
Чаще всего я могу добиться от членов моей семьи того, чего я хочу | |||||||
В неприятностях и неудачах, происходивших в моей жизни, чаще были виноваты другие люди, чем я сам | |||||||
Ребенка всегда можно уберечь от простуды, если за ним следить и правильно его одевать | |||||||
В сложных обстоятельствах я предпочитаю подождать, пока проблемы разрешатся сами собой | |||||||
Успех является результатом упорной работы и мало зависит от случая или везения | |||||||
Я чувствую, что от меня больше, чем от кого бы то ни было, зависит счастье моей семьи | |||||||
Мне всегда было трудно понять, почему я нравлюсь одним людям и не нравлюсь другим | |||||||
Я всегда предпочитаю принять решение и действоватьсамостоятельно, а не надеяться на помощь других людейили на судьбу | |||||||
К сожалению, заслуги человека часто остаются непризнанными, несмотря на все его старания | |||||||
В семейной жизни бывают ситуации, которые невозможно разрешить даже при самом сильном желании | |||||||
Способные люди, не сумевшие реализовать свои возможности, должны винить в этом только самих себя | |||||||
Многие мои успехи были возможны только благодаря помощи других людей | |||||||
Большинство неудач в моей жизни произошло от незнания или лени и мало зависели от везения или невезения |
Методика УСК (уровень субъективного контроля) получила наибольшее распространение в нашей стране, авторами которой являются Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд.
В основе данной методики лежит концепция локуса контроля Дж. Роттера. Однако у Роттера локус контроля считается универсальным по отношению к любым типам ситуаций: локус контроля одинаков и в сфере достижений, и в сфере неудач. При разработке методики УСК авторы исходили из того, что иногда возможны не только однонаправленные сочетания локуса контроля в различных по типу ситуациях. Это положение имеет и эмпирические подтверждения. В связи с этим разработчики теста предложили выделить в методике диагностики локуса контроля субшкалы: контроль в ситуациях достижения, в ситуациях неудачи, в области производственных и семейных отношений, в области здоровья.
Всего опросник УСК состоит из 44 пунктов.
В целях повышения достоверности результатов опросник сбалансирован по следующим параметрам:
1) по интернальности-экстернальности — половина из пунктов опросника сформулирована таким образом, что положительный ответ на них дадут люди с интернальным УСК, а другая половина сформулирована так, что положительный ответ на нее дадут люди с экстернальным УСК;
2) по эмоциональному знаку — равное количество пунктов опросника описывают эмоционально позитивные и эмоционально негативные ситуации; 3) по направлению атрибуций — равное количество пунктов сформулировано в первом и третьем лице.
В отличие от шкалы Роттера в опросник включены пункты, измеряющие интернальность-экстернальность в межличностных и семейных отношениях. Для медико-психологических исследований в него включены пункты, измеряющие УСК. в отношении болезни и здоровья.
Для увеличения спектра возможных применений опросника он сконструирован в двух вариантах, различающихся форматом ответов испытуемых.
Вариант А, предназначенный для исследовательских целей, требует ответа по 6-балльной шкале «-3, -2, -1, +1, +2, +3», в которой ответ «+3» означает «полностью согласен», «-3» — «совершенно не согласен» с данным пунктом.
Вариант Б, предназначенный для клинической психодиагностики, требует ответов по бинарной шкале «согласен — не согласен».
Как показали исследования, проведенные на нормальных испытуемых — студентах, ответы на все пункты опросника имеют достаточный разброс: ни одна из половин шкалы не выбиралась реже, чем на 15% случаев. Результаты заполнения опросника отдельным испытуемым преобразуются в стандартную систему единиц—стенов и могут быть наглядно представлены в виде профиля субъективного контроля.
Показатели опросника УСК организованы в соответствии с принципом иерархической структуры системы регуляции деятельности таким образом, что включают в себя обобщенный показатель индивидуального УСК, инвариантный к частым ситуациям деятельности, два показателя среднего уровня общности, дифференцированные по эмоциональному знаку этих ситуаций, и ряд ситуационно-специфических показателей.
Обработка результатов
Обработка результатов проводится в несколько этапов:
1. С помощью ключа подсчитываются «сырые» баллы по каждой шкале:
Цифра, соответствующая выбору, определяет количество баллов, полученных за каждый ответ. При этом баллы за ответы на вопросы со знаком «+» суммируются со своим знаком, а на вопросы со знаком «–» — с обратным знаком.
Ключ
Шкала | «+» | «–» | Σ |
Ио | 2; 4; 11; 12; 13; 15; 16; 17;, 19; 20; 22; 25; 27; 29; 31; 32; 34; 36; 37; 39; 42; 44 | 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40, 41, 43 | |
Ид | 12; 15; 27; 32; 36; 37 | 1; 5; 6; 14; 26; 43 | |
Ин | 2; 4; 20; 31; 42; 44 | 7; 24; 33; 38; 40; 41 | |
Ис | 2; 16; 20; 32; 37 | 7; 14; 26; 28; 41 | |
Ип | 19; 22; 25; 31; 42 | 1; 9; 10; 24; 30 | |
Им | 4; 27 | 6; 38 | |
Из | 13; 34 | 3; 23 |
2.«Сырые» баллы переводятся (Σ) в стены.
Таблица перевода «сырых» баллов в стандартные оценки
Стены | «Сырые» баллы | |||||||||||||
Ио интервал | Ид интервал | Ин интервал | Ис интервал | Ип интервал | Им интервал | Из интервал | ||||||||
от | до | от | до | от | до | от | до | от | до | от | до | от | до | |
-132 | -14 | -36 | -11 | -36 | -8 | -30 | -30 | -5 | -12 | -7 | -12 | -6 | ||
-13 | -3 | -10 | -7 | -7 | -4 | -11 | -8 | -4 | -1 | -6 | -5 | -5 | -4 | |
-2 | -6 | -3 | -3 | -7 | -5 | -4 | -3 | -3 | -2 | |||||
-2 | -4 | -1 | -2 | -1 | -1 | |||||||||
3. Полученные оценки в стенах заносятся в таблицу:
Итоговая таблица результатов
Результаты также могут быть представлены в виде графика или в виде профиля.
Пример графика
Пример профиля