Р. Бернс «Развитие Я- концепции и воспитание»




1. Определение Я-концепции.

Я-концепция - это совокупность всех представителей индивида о себе, сопряженная с их оценкой.

Составляющие Я-концепции:

· Образ Я (картина Я) – описательная составляющая

· Самооценка (принятие Я) - составляющая, связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам

Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

 

2. Структура Я-концепции. Я-концепция и Я-образы.

Лучше всего представить Я-концепцию в виде иерархической структуры.

На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. Это - "поток сознания", о котором писал Джемс, или чувство собственной преемственности и неповторимости. Джемс, как мы уже говорили, выделил в нем два элемента - Я-сознающее и Я-как-объект. Однако но следует забывать об условности такого различения, которое, в сущности, является лишь удобной семантической моделью. В реальной психической жизни элементы эти настолько слиты, что образуют единое, практически нерасторжимое целое. Я-как-объект существует лишь в процессах сознавания и является содержанием этих процессов постольку, поскольку человек может сознавать самого себя.

3. Я-концепция в различных психологических теориях (Джемс, неофрейдизм, интеракционизм, гуманистическая психология).

Джемс: представление об актуализации идеального Я положено с основу понятия самооценки, которое определяется как математическое отношение – реальных достижений индивида к его притязаниям.

Факторы, определяющие самооценку:

· кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальный образ Я, тот должен иметь высокую самооценку.

· интериоризация социальных реакций на данного индивида (человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие).

· индивид оценивает успешность своих действий и проявлений через призму своей идентичности.

В целом картина выглядит таким образом, что люди прилагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом "вписаться"" в структуру общества.

Символический интеракционизм опирается на три основные посылки.

ü люди реагируют на окружающую среду в зависимости от тех значений, которыми они наделяют элементы своего окружения.

ü эти значения являются продуктом социального взаимодействия.

ü эти социокультурные значения подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия.

"Я" и "другие" образуют единое целое, поскольку общество, представляющее собой сумму поведений составляющих его членов, накладывает социальные ограничения на поведение индивида. Хотя чисто теоретически и возможно отделить Я от общества, интеракционизм исходит из того, что глубокое понимание первого неразрывно связано со столь же глубоким пониманием второго - в том, что касается их взаимозависимого отношения.

Неофрейдизм: подход Эриксона, по существу являющийся развитием концепции Фрейда, обращен к социокультурному контексту становления сознательного Я индивида - эго. Проблематика Я-концепции рассматривается Эриксоном сквозь призму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основе продукт определенной культуры. Ее характер определяется особенностями данной культуры и возможностями данного индивида. Источником эго-идентичности является, по Эриксону, "культурно значимое достижение".

 

Гуманистический подход исходит из впечатлений субъекта, а не из позиций внешнего наблюдателя, то есть, как индивид воспринимает самого себя, какое влияние на поведение индивида оказывают его по­требности, чувства, ценности, убеждения, только ему присущее восприятие окружающей обстановки. Поведение зависит от тех значений, которые в восприятии индивида проясняют его собственный прошлый и настоящий опыт. Согласно этому направлению, индивид не может изменить сами события, но может изменить свое восприятие этих событий и их интерпретацию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: