МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
«Коми республиканский институт развития образования»
Кафедра управления, экономики и права в образовании
РЕФЕРАТ
Дисциплина: «Тифлопедагогика»
Тема: «Использование тифлотехнических средств в коррекции зрительных функций»
Преподаватель:
Тихонова Татьяна Григорьевна
Исполнитель: слушатель
Агеева Екатерина Викторовна
г. Воркута, ул. Дончука, д. 12, кв. 6,
169900, т. 8 912 122 47 58
Дата сдачи 28.03.16
Подпись слушателя
Г. Воркута
Г.
Содержание.
1. Введение 3
2. Глава 1. Тифлотехника: функции, задачи, принципы 4
3. Глава 2. Виды тифлотехнических средств 6
4. Глава 3. Средства диагностики и коррекции нарушения зрения 19
5. Заключение 24
6. Список использованных источников 25
Введение
Одной из основных функций тифлотехники является создание для незрячего человека возможностей получения более полной информации о мире, в котором он живет, и использование ее для адаптации к окружающему, для самостоятельной жизни в обществе. Компенсация зрительной недостаточности осуществляется, главным образом, за счет использования сохранных анализаторов. Такими мощными средствами являются осязание и слух, наименее страдающие от нарушения зрения. Поэтому в истории тифлотехники наблюдается основной путь в решении этой проблемы – перекодирование зрительной информации в осязательную и слуховую. Знание этого и лежит в основе создания всех тифлотехнических средств для незрячих, которые необходимы для коррекции и компенсации нарушений зрения.
|
Глава 1. Тифлотехника: функции, задачи, принципы.
Тифлотехника - отрасль приборостроения специального назначения, относящаяся к разработке технических средств для обучения, политехнической, производственной подготовки, трудовой деятельности и культурно-бытового обслуживания слепых, слабовидящих и слепоглухих, а также для коррекции, развития, восстановления зрения.
В переводе с греческого языка слово тифлос означает слепой. Тифлотехника - техника для слепых. К ней могут относиться простейшие приспособления, приборы и очень сложные аппараты, цель которых одна — заменить визуальный (зрительный) контроль другими видами чувствительности. Таким образом, тифлотехника является одним из мощных факторов компенсации дефекта зрения.
Одной из основных функций тифлотехники является создание для незрячего человека возможностей получения более полной информации о мире, в котором он живет, и использование ее для адаптации к окружающему, для самостоятельной жизни в обществе. Компенсация зрительной недостаточности осуществляется, главным образом, за счет использования сохранных анализаторов. Такими мощными средствами являются осязание и слух, наименее страдающие от нарушения зрения. Поэтому в истории тифлотехники наблюдается основной путь в решении этой проблемы – перекодирование зрительной информации в осязательную и слуховую. Знание этого и лежит в основе создания всех тифлотехнических средств для незрячих, которые необходимы для коррекции и компенсации нарушений зрения.
Основные задачи тифлотехники заключаются в следующем:
|
1. уменьшить ограничение в ориентировке слепых в окружающем их пространстве, вызванное полной или частичной утратой зрения;
2. создать необходимые технические условия для разностороннего развития, получения общего, политехнического и профессионального образования и дальнейшего повышения культурного уровня слепых;
3. расширить возможности применения труда слепых в современном механизированном производстве;
4. сделать их труд высокопроизводительным и экономически эффективным;
5. облегчить ориентировку слепых в быту, создать возможности рациональной организации досуга и культурного отдыха.
Разработка тифлотехнических устройств базируется как на общих инженерно-психологических основах проектирования средств отображения и вывода информации, так и с учетом естественных возможностей компенсации, коррекции и восстановления нарушенных или недоразвитых функций у слепых и слабовидящих.
Основными принципами разработки тифлотехнических устройств являются:
1) замещение функций зрительного анализатора функциями других сохранных анализаторов с использованием акустических, тактильных, проприоцептивных средств отображения информации;
2) усиление визуального сигнала, превышающего уровень помех, создаваемых дефектом информационного канала зрительного анализатора;
3) рациональное использование и охрана нарушенного зрения и сохранных анализаторов.