Глава 3. Средства диагностики и коррекции нарушения зрения.




Средства диагностики нарушения зрения:

1. Таблица для исследования остроты зрения. Пациент смотрит на таблицу с буквами, цифрами или другими знаками и называет объекты.

2. Исследование цветового зрения – данный метод диагностики заболеваний глаз проводится с помощью специальных таблиц (таблицы Рабкина) и служит для определения таких нарушений цветового зрения как протанопия, дейтеранопия или цветослабость (виды дальтонизма).

3. Четырехточечный цветотест, синоптофор - исследование бинокулярного зрения. В основе работы приборных средств тестирования находится принцип разделения полей зрения каждого из глаз, осуществляемого с помощью цветовых светофильтров или поляроидных устройств. Четырехточечный цветотест (тест Уорса в модификации Фридмана - Белостоцкого), несмотря на его простоту, обладает хорошими диагностическими возможностями. Тест используется для оценки характера зрения (бинокулярное, монокулярное или одновременное) при двух открытых глазах.

В процессе тестирования перед одним глазом пациента помещают красный светофильтр, а перед другим - зеленый и предлагают смотреть на экран прибора с четырьмя светящимися кружками, один из которых красный, два зеленых и один белый. При наличии бинокулярного зрения пациент увидит 4 кружка, причем белый кружок приобретает цвет стекла, поставленного перед ведущим глазом (лучше видящим глазом). При одновременном зрении будут видны 5 кружков, при монокулярном - либо 2, либо 3 кружка.

4. Проба с призмой для детей младшего возраста. При наличии способности к бинокулярному зрению приставление к одному из глаз призмы вызывает установочное движение этого глаза, переводящее изображение на центральную ямку сетчатки и устраняющее двоение. Пробы с призмой проводят следующим образом. Ребенку показывают какой-либо предмет, привлекающий внимание. Перед одним глазом помещают и быстро убирают призму в 10-12 призменных диоптрий. Затем устанавливают и убирают призму перед другим глазом. При наличии бинокулярной фиксации оба глаза после устранения призмы совершают установочное движение. При отсутствии бинокулярного зрения установочное движение либо не возникает, либо совершается только одним ведущим глазом.

Средства коррекции нарушения зрения:

Средства коррекции позволяют восстанавливать неполноценное зрение, а также сохранять остаточное.

Современные достижения офтальмологии, физиологии и психологии коренным образом изменили понимание охраны нарушенного зрения. В настоящее время «охрана» трактуется не как пассивное неупотребление зрения, а как широкий комплекс лечебно-гигиенических и психолого-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение дальнейшего снижения зрения и его развитие.

Один из путей реализации такого подхода к охране зрения – целенаправленное развитие зрительного восприятия с использованием тифлотехнических средств:

- разнообразная оптическая аппаратура для развития остроты зрения, цветоразличения, бинокулярного зрения, фиксации взора (различного рода линзы, лупы (складная, с подсветкой, лупа – строка), телескопические очки).

Коррекционный прибор "СВЕТЛЯЧОК".

Предприятие “Луч” (МАН) “Воля” (Россия) разработало и освоило серийный выпуск прибора “Светлячок” двух модификаций: настольный и портативный. Он предназначен для копирования различных рисунков, схем, графиков и т.д. Прибор представляет собой деревянный каркас с подсветкой. Его рабочее поле выполнено из органического матового стекла, по длинным краям которого закреплены металлические пластинки. Эти пластинки вместе с магнитными вставками образуют систему крепления для листов бумаги.
Для приведения прибора в рабочее состояние необходимо взять два листа, один с рисунком, а второй - чистый; совместить и положить их на рабочее поле. Затем включить прибор. Прибор готов к работе.

Коррекционный прибор “Светлячок” активно развивает прослеживающую функцию глаз, способствует формированию бинокулярного зрения, упражняет ребёнка в зрительно-двигательной координации, хорошо влияет на развитие логического мышления, памяти, внимания, речи.

Прибор “Светлячок” совершенствует графические навыки.

Приборы «Ориентир» и «Графика» - это учебные пособия предназначены для коррекционной работы по пространственной ориентировке слепых и слабовидящих детей. Применение этих приборов на коррекционных занятиях способствует развитию моторики, сенсорики, речи и т.д. Преподаватель может легко отобразить каждый рисунок, чертеж из дидактического материала с помощью элементов прибора, а ребёнок с ограничением зрения сможет его прощупать и воспроизвести.

Большие возможности для развития зрения заложены в оптическом приборе лупе “Топаз”. Он представляет собой дисплей, который изменяет размер, яркость, контраст изображений, цвет (от черно-белого до цветного). Пособие многофункционально, позволяет решать ряд задач. Оно может быть использовано для обогащения сенсорного и чувственного опыта ребенка, развития зрительного восприятия, зрительно-моторных координаций, ориентировки на вертикальной и горизонтальной поверхности, внимания, речи. Для развития зрительного восприятия используются разные изображения: черно-белые, цветные, контурные, силуэтные, штриховые. В процессе выполнения заданий дети анализируют, опознают, описывают, сравнивают изображения, выделяют в них сходные и различные признаки. Пособие удобно для обучения детей элементам изобразительной деятельности, формирования навыка следования инструкции. Лупу “Топаз” эффективно использовать в работе с детьми со сходящимся и расходящимся косоглазием, миопией, астигматизмом, гиперметропией, так как могут быть созданы условия (увеличивают или уменьшают величину изображения) благоприятные для зрительного восприятия при каждом из названных диагнозов.

«Амблиокор». Прибор, применяемый в офтальмологии для восстановления остроты зрения. Метод, реализуемый прибором, носит название «видео-компьютерный аутотренинг» (сокращенно - ВКА). В основу его положена технология условных рефлексов, позволяющая восстанавливать контроль нервной системы над процессами, происходящими в зрительном анализаторе. Метод преследует цель развития естественной способности головного мозга восстанавливать изображение, которое искажается на сетчатке глаза. Это позволяет восстанавливать зрение при многих заболеваниях, при которых традиционные методы (медикаментозное лечение или хирургическое вмешательство) не всегда эффективны.

Компьютерные программы (игры):

Программа "Чибис" - позволяет осуществлять тестовые и тренировочные процедуры для оценки состояния бинокулярного стереозрения и функционального лечения бинокулярных расстройств.
Лечебное действие программы основано на стимуляции координированной деятельности левого и правого зрительных каналов за счет использования чисто бинокулярных зрительных стимулов - стереограмм из случайных точек, которые могут успешно восприниматься только при согласованной работе двух глаз.

Программа КЛИНОК-2 - комплексная интерактивная компьютерная программа для диагностики и лечения косоглазия, позволяющая осуществлять все традиционные процедуры аппаратного лечения, проводимого на синоптофоре.

Программа построена по принципу имитации соответствующих процедур, но позволяет расширить их временной и скоростной диапазон и использовать ряд новых режимов стимуляции. Диагностический блок программы обеспечивает количественную оценку состояния бинокулярных функций: определение характера зрения, гетерофории, функциональной скотомы, угла косоглазия и фузионных способностей.

Программа "ЦВЕТОК " - интерактивная тренировочная программа, имеющая игровой характер. Программа предлагает пациенту серию усложняющихся, но однотипных зрительных упражнений, состоящих в поиске заданного объекта среди нескольких объектов, предъявляемых на лепестках цветка.

Программа "eYe" ("Ай") - предназначена для диагностики и лечения амблиопии и косоглазия, восстановления и развития бинокулярного зрения. В основу упражнений положены методы плеоптики, ортоптики и диплоптики. Разделение полей зрения осуществляется с помощью красно-синих очков.

Программа "Контур" - программа для лечения амблиопии, восстановления и развития бинокулярного зрения.

В бинокулярных упражнениях пациент в красно-синих очках, видя опорный рисунок одним глазом, обводит или дорисовывает его "пером", видимым другим глазом. Всего в программе 38 рисунков различной сложности. Для устранения функционального подавления и тренировки фузии предусмотрены многочисленные регулировки: изменяется соотношение контрастов объектов и толщина линий рисунка и "пера", объекты могут независимо переключаться из светлых в темные, включается мигание с управляемой частотой, регулируется сила стимула для периферической фузии.

 

Заключение.

 

 

Следует отметить и тот факт, что компьютерные технологии являются средством для формирования у незрячих учащихся социально-адаптивных, коммуникативных навыков с целью их дальнейшей интеграции в современное общество зрячих.

Как показывает опыт, вовлечение учащихся с нарушениями зрения в в различные Интернет-сообщества, в совместные со здоровыми детьми творческие проекты и мероприятия, способствуют формированию у них самостоятельности, уверенности в своих силах, желания и способности занимать активную жизненную позицию. Для детей обычных общеобразовательных школ такое общение позволяет приобрести опыт толерантного отношения к людям с другими возможностями, что в дальнейшем может послужить основой для формирования адекватного отношения к инвалидам со стороны современного общества.

Применение тифлотехнических средств наряду с другими реабилитационными мероприятиями повышает степень независимого существования человека в условиях зрительной депривации, создает предпосылки для достижения равных со зрячими возможностей и прав для разностороннего развития, повышение культурного уровня.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: