Духовное развитие: церковь и власть




Слайд 4

Вначале Западная Европа состояла из ряда разобщённых и неустойчивых варварских королевств, образовавшихся на территории бывшей Римской империи.

Это период господства натурального хозяйства и слабого развития товарно - денежных отношений. Промышленность в этот период существовала в виде ремесла и мануфактуры. Исключительная роль церкви и высокая идеологизация общества.

 

Основные сословия:

1.Дворянство. Светские феодалы или рыцари – защищают страну от чужеземцев. Важнейшим занятием были война и участие в военных состязаниях. Обучение письму, чтению и математике было не обязательно. Рыцарь должен: быть беззаветно преданным Богу, верно служить своему сеньору, заботиться о слабых и беззащитных, соблюдать все свои клятвы и обещания. Жили в каменных замках;

2.Духовенство - руководит духовной жизнью людей – заботится о спасении душ христиан. Образованнее рыцарей, и тем более, крестьян было много хуже, чем у служителей церкви. Делилось на белое и черное, или монашество. Монахами становились в основном глубоко верующие христиане. Они давали обеты: отказаться от семьи, не жениться и не выходить замуж, отказаться от имущества, жить в бедности, беспрекословно подчиняться настоятелю монастыря аббату (аббатисе), молиться и трудиться. При монастырях часто возникали школы, мастерские по переписке книг, библиотеки, монахи создавали исторические летописи.

3.Народ (под этим понятием объединялись крестьяне, ремесленники, торговцы) Крестьяне и горожане – занимаются сельским хозяйством и ремеслом Основная масса населения Европы в Средние века, проживавшая в небольших деревнях по 10 – 15 дворов в каждой.

Сословия обладали разными правами и обязанностями, играли разную общественно-политическую и хозяйственную роль.

Слайд 5

Формируются два основных класса феодального общества: феодалы, духовные и светские, — собственники земли, и крестьяне — держатели земли.

Подавляющая часть населения – крестьяне. За их счет жили все категории феодалов. Во время непрерывных междоусобных войн крестьяне искали защиты у соседнего сеньора или монастыря. Найдя могущественного покровителя, крестьянин вынужден был признать свою зависимость от него, передать ему в собственность свой земельный надел. Зависимый крестьянин продолжал вести хозяйство на прежнем своем наделе, но за пользование им господин требовал исполнения барщины и уплаты оброков.

Барщиной называют все работы крестьян в хозяйстве феодала (обработка господской пашни, строительство домов и сараев, возведение оборонительных сооружений, ловля рыбы, заготовка дров и т.д.).

Оброком называют платежи крестьян владельцу земли продуктами (зерном, скотом, птицей, овощами) и изделиями своего хозяйства (полотном, кожами).

Землевладелец судил крестьянина в своем суде, он не имел права без позволения своего господина переселиться в другую местность.

Но сеньор не мог казнить его, согнать с надела (если тот выполнял свои обязанности), продать или обменять без земли и отдельно от

семьи. Сеньоры не могли по своей воле увеличить крестьянские повинности. Сеньоры и крестьяне были нужны друг другу: одни были «всеобщими кормильцами», от других трудовой люд ждал защиты и покровительства.

Слайд 6

Социально- политическое развитие Европы.

Политическая история Европы началась с Франкского королевства. Первый правитель – Хлодвиг. Им было создано в конце 5 века крупнейшее в Европе государство франков. В 486 году Хловиг (династия Меровингов), объединив под своей властью франков, разгоромил войско римлян при Суассоне и подчинил себе Северную Галлию.

Постепенно произошло сближение франков и потомков галлов и римлян. Была произведена первая запись судебных обычаев – Салический закон. Появление законов способствовало укреплению государства. Однако внутренние раздоры подорвали мощь королевства.

Большое влияние на дела государства стал оказывать майордом – высшее должностное лицо в государстве, власть которого передавалась по наследству. Майордом Карл Мартелл правил страной, не считаясь с королем. Угроза арабского завоевания подтолкнула его к созданию сильного конного войска (Пожелавшие служить в нем франки получали от майордома земли с живущими на них крестьянами. На доход от этих земель их владелец приобретал дорогостоящее вооружение и коней. Земли давались воинам пожизненно, при условии, что владелец будет нести конную военную службу, в чем он давал майордому клятву. Позднее земельные владения на том же условии стали передаваться по наследству от отца к сыну).

Своего расцвета государство достигло при Карле Великом (768- 814)(династия Каролингов). Но империя оказалась не прочной и в 843 году ее поделили между собой потомки Карла Великого на 3 большие части, положившие начало истории Франции, Германии, Италии. Период существования Каролингской державы (середина VIII — начало X вв.) был временем оформления целого ряда общественных институтов и основных черт культурно-исторического типа, присущего средневековой европейской цивилизации. Имперская идея оставалась привлекательной в Европе. Король Германии Оттон I захватывает Италию и в 962 г. провозглашает себя императором. На политической карте Европы появляется Священная Римская Империя, центром которой стала Германия, воплощавшая европейскую имперскую идею вплоть до конца эпохи Средневековья.

Военная реформа Карла Мартелла положила начало складыванию в Европе нового общественного строя — феодализма.

Феодализмом именуют общественный строй, название которого происходит от слова «феод». Феод — это населенное крестьянами земельное владение, пожалованное господином — сеньором (по-латински — «старшим»), своему вассалу— подчиненному человеку, обязующемуся за владение феодом нести военную службу. Вассал приносил сеньору клятву верности.

Важную роль в становлении феодализма сыграла волна нашествий норманнов и кочевников на Западную Европу в IX— XI вв.

Норманны — так в Западной Европе называли участников грабительских походов, выходцев из Северной Европы (норвежцев, датчан и шведов), которые приплывали к берегам Франции, Англии, Германии, поднимались по рекам в глубь этих стран. Они грабили, убивали, жгли, уводили пленных в рабство, иногда захватывали целые области.

Жители Европы стали строить каменные замки, в которых во время битвы пряталось население. В странах Европы повсеместно сложилось конное войско – рыцарство.

Слайд 7

Возникает сословная монархия. Парламент – первый орган сословного представительства. Возник в Англии. Собрание крупнейших баронов и священнослужителей, а так же по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина самых крупных городов. Вскоре произошло разделение на палату лордов и палату общин. Главная функция – утверждение налогов и предоставление субсидий королю.

В 1302 г. во Франции королем Филиппом IV Красивым были впервые созваны Генеральные штаты — представительный орган трех сословий: духовенства, дворянства и наиболее влиятельных и богатых представителей городов.

Слайд 8

Духовное развитие: церковь и власть

313 год – христианство признано государственной религией. После это церковь превращается в политическую силу.

В 1054 году оформились две самостоятельные христианские церкви – западная и восточная. Западную церковь стали называть римско католической, а восточную – греко - католической; восточная церковь присвоила себе наименование «православной».

Во времена феодальной раздробленности церковь была самой сплочённой организацией. Подавляющее число людей верило, что нет спасения без церкви. Важным оружием с ослушниками было отлучение от церкви.

В XI веке папа Григорий VI провел церковные реформы, способствовавшие централизации и укреплению могущества церкви.

1.Обет безбрачия (целибата) для всех священников;

2.Выбирать нового папу должны были кардиналы;

3.Назначение епископов и аббатов не принадлежало никому, кроме самой церкви.

Самым могущественным из римских пап был Иннокентий III (1198- 1216). Он провозгласил себя «заместителем Христа, наместником Бога на земле». Он заявлял, что «папы призваны господствовать над всеми народами и государствами».

Вместе с могуществом церкви росли ее богатства.

1.Цекви принадлежала треть всех выделывавшихся в Европе земель, населенных многими тысячами зависимых крестьян;

2.Церковь взимала со всего населения десятую часть денежных и натуральных доходов;

3.Торговала должностями епископов и аббатов;

4.Брала плату за совершение обрядов, за отпущение грехов (индульгенции).

Роскошь, в которой жили папа, епископы и аббаты, вступала в противоречие с учением Евангелия, новозаветными образами Иисуса и его учеников – апостолов, живших в бедности и призывавших к отказу от богатств. Множество горожан открыто заявляли, что церковь испорчена. Эти люди выступали за равенство всех верующих, против богатств церкви, десятины, платы за обряды, продажи индульгенций, торговли должностями. Церковь называла этих людей еретиками, а учение ересью.

В начале XIII века была учреждена инквизиция – церковный суд, занимавшийся разоблачением и преследованием еретиков. Подозреваемых часто пытали, распространенным наказанием было сожжение на костре.

Одним из способов борьбы с ересью было запрещение верующим (кроме священников) иметь, читать и тем более толковать Библию. Главная книга христиан оказалась запретной для большей части населения.

Слайд 9

Политическая раздробленность в странах Европы и Азии

Отношения между королем и феодалами в период раздробленности

В обязанности феодалов входила военная служба на благо короля и государства, выплата денежных взносов в ряде случаев, а также подчинение решениям короля. Однако, начиная с 9 века, выполнение этих обязанностей стало зависеть исключительно от доброй воли вассалов, которые часто ее не проявляли.

Причины феодальной раздробленности

Предпосылками этого процесса стали смерть Карла Великого и разделение находившихся под его рукой владений между сыновьями, которые не смогли удержать власть.

Что касается причин феодальной раздробленности стран Европы, то они заключались в слабых торговых связях между землями – они не могли развиваться в условиях натурального хозяйства. Каждое поместье, владельцем которого был феодал, полностью обеспечивало себя всем необходимым – ездить за чем-либо к соседям попросту не было нужды. Постепенно поместья все больше обособлялись, так что каждое феодальное владение становилось едва ли не государством.

Слайд 10

Постепенно крупные феодалы, герцоги и графы, перестали считаться с королем, который зачастую имел меньше земель и имущества. Появляется выражение, утверждающее, что король – лишь первый среди равных.

Друга причина заключалась в том, что у каждого феодала было собственное войско, а это значит, что ему не требовалась защита короля. Более того – этот король сзывал вассалов под свои знамена, когда защита требовалась ему.

Слайд 11

Междоусобные войны феодалов

Формирование феодальных отношений проходило в условиях постоянных войн между дворянами, ведь у кого была земля, тот и обладал большей властью. Стремясь отнять друг у друга и землю, и крестьян с целью стать сильнее и богаче, феодалы находились в состоянии перманентной войны. Суть ее сводилась к тому, чтобы захватить как можно большую территорию и в то же время не дать другому феодалу захватить свою.

Слайд 12

Это был сложный период в истории Западной Европы. С одной стороны, благодаря ослаблению власти центра начали развиваться все земли, с другой имелись многочисленные негативные последствия.

Так, желая ослабить соседа, каждый феодал, который затевал междоусобную войну, первым делом выжигал посевы и убивал крестьян, что не способствовало экономическому росту – поместья постепенно приходили в упадок. Еще более печальные итоги феодальной раздробленности в Европе наблюдались с точки зрения государства: бесконечное дробление земель и междоусобицы ослабляли страну в целом и делали ее легкой добычей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: