Тема 3. Структура научного исследования
План:
1. Построение научного исследования.
2. Компоненты научного исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, новизна, значимость, методы, апробация.
3. Разделы научного исследования: теоретические исследование, экспериментальное исследование, обобщение результатов.
4. Способы представления результатов научного исследования.
Тема 4. Определённость проблемы и цели исследования. Объект, предмет, гипотеза исследования
План:
1. Проблема научного исследования.
2. Цель научного исследования.
3. Объект и предмет научного исследования.
4. Гипотеза научного исследования.
Тема 5. Выбор методов исследования
1. Современные научные методы исследования в психологии.
2. Проблема выбора методов исследования в деятельности психолого-педагогического направления.
Тема 6. Целеполагание и моделирование в психолого-педагогическом исследовании.
План:
1. Методы целеполагания. «Дерево целей».
2. Правила построения «дерева целей» в научном исследовании.
3. Моделирование в психолого-педагогическом исследовании.
3. Виды моделей в психолого-педагогическом исследовании.
4. Построение модели в научном исследовании.
Тема 7. Эксперимент в научном исследовании
План:
1. Эксперимент как метод научного исследования: принципы, виды, формы.
2. Констатирующий эксперимент.
3. Формирующий эксперимент.
3. Организация эксперимента в зависимости от цели исследования.
4. Анализ и обобщение экспериментальных данных.
Тема 8. Интерпретация результатов диагностики
План:
1. Проблема терминологии при описании научных данных.
2. Стиль изложения при интерпретировании.
|
3. Правила интерпретации научных данных.
Тема 9. Системный анализ в исследовании
План:
1. Системный подход к научному исследованию.
2. Аспекты системного анализа.
3. Генетический аспект анализа исследования.
3. Морфологический аспект анализа исследования.
4. Структурный аспект анализа исследования.
5. Функциональный аспект анализа исследования.
1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН:
4.1 Перечень основной (не более 5 наименований изданий, имеющихся в фонде библиотеки или в ЭБС) и дополнительной учебной литературы (не более 15 наименований изданий, имеющихся в фонде библиотеки или в ЭБС), необходимой для освоения дисциплины.
Основная литература:
1 Богдановская И. М., Королева Н. Н., Проект Ю. Л. Организация и планирование психологического исследования. Учебное пособие. Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. – 99 с.
2 Корнилова Т. В., Смирнов С. Д. Методологические основы психологии [Текст]: учебник для бакалавров: [для студентов вузов по направлению и специальностям психологии]; Психол. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова. – 2-е изд.; доп. и перераб. - М.: Юрайт, 2012. – 483 с.
3 Кузнецов И.Н. Диссертационные работы. Методика подготовки и оформления: учебно-методическое пособие / Кузнецов И.Н. – М.: Дашков и К, 2012. - 488 c.
4 Новиков А.М. Методология научного исследования [Текст]: учебно-методическое пособие/А.М. Новиков, Д А. Новиков.- Изд. 2-е.-Москва: Кн. дом "ЛИБРОКОМ": URSS, 2013. - 420 с.
5 Педагогическая психология [Текст]: практикум: учебное пособие для вузов/ [ред. Л.А. Регуш, В.И. Долгова, А.В. Орлова].-Челябинск:Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та,2012
|
Дополнительная литература:
6 Вараксин В.Н. Психолого-педагогический практикум [Текст]:учебное пособие для вузов/В.Н. Вараксин, Е В. Казанцева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2012.
7 Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: учеб. для вузов / И. А. Колесникова, М.П.Горчакова- Сибирская; ред. И.А.Колесникова. - М.: Академия, 2005
8 Корзникова Г.Г. Менеджмент в образовании: практ. курс: учеб. пособие для вузов / Г.Г.Корзникова.-М.: Академия, 2008.
9 Котюрова М. П. Стилистика научной речи [Текст]: учебное пособие для вузов/М.П. Котюрова.-2-е изд., испр.- Москва: Академия, 2012
10 Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. Методика подготовки и оформления: учебное пособие / Кузнецов И.Н.— М.: Дашков и К, 2012. 340 c.
11 Психологическое сопровождение профессиональной деятельности: хрестоматия / — М.: Евразийский открытый институт, 2012. 800 c.
12 Сидняев Н. И. Теория планирования эксперимента и анализ статистических данных. Учебное пособие для вузов. М.: Изд-во Юрайт, 2011. – 399 с. Гриф УМО. [Электронный ресурс]: Электронно-библиотечная система (ЭБС) iBooks.Ru. Учебники и учебные пособия для университетов. https://ibooks.ru/reading.php?productid=22580
4.2 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. (Источники не вошедшие в список основной и дополнительной литературы)
12 Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности: монография. – Челябинск: Изд-во Pero, 2014. – 196 с. – Электронный доступ – – URI: https://ebs.cspu.ru/xmlui/handle/123456789/334
13 Долгова В.И., Крыжановская Н.В. Развитие воображения у дошкольников Долгова, Валентина Ивановна; Крыжановская, Надежда Васильевна URI: https://hdl.handle.net/123456789/68 Дата: 2013-11-27
|
14 Долгова В.И., Шаяхметова В.К. Инвариантность профессионально важных качеств: Монография / В. И. Долгова, В. К. Шаяхметова – Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2009. – 307 с. – ил., табл.
15 Долгова В.И., Шумакова О.А. Психолого-педагогическая коррекция тревожности как фактора эмоциональной устойчивости студентов-психологов: научно-методические рекомендации Долгова, Валентина Ивановна; Шумакова, Ольга Алексеевна URI: https://hdl.handle.net/123456789/107 Дата: 2013-12-10
16 Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе. Логос, 2012.
17 Худяков А. И. Можно ли измерить душу? // Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 215-летию Герцен. ун-та. – СПб., 2012. – С. 254-259.
18 Худяков А. И. Психология измерений / РГПУ им. А. И. Герцена. – СПб.: ООО «Копи-Р Групп», 2013. – 220 с.
19 Шипилина Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований: уч. пособие для аспирантов и магистрантов. – М.: Изд-во «Флинта», 2011. – 300 с.
20 Шмелёв А. Г. Практическая тестология. Тестирование в образовании, прикладной психологии и управлении персоналом. – М.: ООО «ИПЦ «Маска»», 2013. – 688 с. Стандарт требований к психодиагностическим методикам (предварительная версия). – https://cc.psytest.ru/ru/Sertifikacija_metodik/Standart_trebovani_k_psihodiagnosticheskim_metodikam
1.3.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет), необходимых для освоения дисциплины.
16 https://med-books.info/professiyu-psiholog-vvedenie/professionalnaya-kompetentnost-psihologa33637.html
17 https://yandex.ru/search/?text=www.koob.ru&clid=1961774&lr=56
18 https://fanlib.ru/BooksList.aspx?RubricId=86121cf8-d327-4126-9e3d-091dac48dfb1
19 https://www.iprbookshop.ru/
Вопросы к экзамену
1. Научное исследование: понятие и сущность.
2. Научные исследования как вид деятельности психолога.
3. Виды научных исследований в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления и контроль эффективности.
4. Принципы научного исследования.
5. Структура научного исследования.
6. Теоретико-методологические основания научного исследования в психологии.
7. Организация психолого-педагогического эксперимента.
8. Этапы научного исследования.
9. Дерево целей в исследовании.
10. Моделирование в научном исследовании.
11. Виды и формы научных мероприятий на которых могут быть апробированы разработки и результаты исследования.
12. Тема научного исследования, критерии выбора.
13. Цель, объект и предмет исследования.
14. Гипотеза исследования.
15. Научная новизна исследования.
16. Теоретическая значимость исследования.
17. Практическая значимость исследования.
18. Алгоритм действий по публикации результатов научного исследования в научных изданиях.
19. Стиль изложения научных данных: научный язык, терминология.
20. Схема интерпретации научных данных.
21. Проблема математической обработки исследования.
22. Структура заключения научной работы.