Конфликты в трудовых коллективах.




Тема 3. Управление конфликтами в трудовых коллективах.

Ø Условия благоприятного психологического климата в коллективе:

· принятие деловой критики как нормы;

· свободное выражение мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

· отсутствие давления руководителей на подчиненных, за которыми признается право принимать значимые для группы решения;

· информированность сотрудников о задачах коллектива и состоянии дел при их выполнении.

Для хорошего психологического климата в коллективе и для предотвращения возникающих противоречий нужно тщательно подбирать персонал.

Сочетание в группе людей разного возраста, а также разного уровня профессионального опыта помогает лучше организовать взаимодействие между ними.

Социологами рекомендовано создавать производственные коллективы со смешанной возрастной структурой.

Например:

· ͌ 40% - до 30 лет

· ͌40% - от 30 до 40 лет

· ͌20% - 40—45 лет и старше.

Конфликт в организации — это состояние социально-психологических, экономических или иных отношений субъектов, характеризующихся крайней степенью обострения противоречий сторон.

Объектом конфликта становится то, что вызывает противодействие участников, является основой их спора.

В качестве субъекта могут выступать отдельные личности, социальные группы, т.е. те, кто вступает в конфликт, оспаривает мнения, интересы, цели друг друга и т.п.

Формула возникновения конфликта:

конфликтная ситуация + инцидент = конфликт

Конфликтная ситуация — это противоречие, представляющее собой скрытое противоборство двух и более участников, каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства или способы решения проблемы.

Инцидент — это открытое столкновение противоборствующих сторон. Он представляет собой повод для проявления противоречий, обусловивших конфликт.

Предмет конфликта — это то, из-за чего возникает конфликт, и он является еще одним важным элементом конфликтной ситуации.

 

 

Рис.3.Структура конфликта.

 

Ø Самыми распространенными причинами, вызывающими конфликты:

· ошибки в процессе принятия управленческих решений;

· низкий уровень корпоративной культуры;

· плохой организационный климат и др.

Ø Объективные причины:

Ø Ограниченность ресурсов, подлежащих распределению;

Ø Различие в целях, ценностях, методах поведения, уровне квалификации, образования;

Ø Взаимосвязь заданий, неправильное распределение ответственности;

Ø Плохие коммуникации.

 

Ø Этапы конфликта:

· Возникновение и развитие конфликтной ситуации;

· Осознание и эмоциональное переживание наличия конфликтной ситуации хотя бы одним из ее участников;

· Начало открытого противоборства сторон;

· Развитие открытого конфликта с обозначением позиций участников;

· Разрешение конфликта (прекращение конфликтного взаимодействия сторон).

 

Ø Виды конфликтов:

· Конструктивный - это конфликт, возникающий на предприятии как закономерный этап в развитии, позволяющий разрешить противоречия и выйти на более высокий уровень функционирования. В результате разрешения подобного конфликта устраняются недостатки в организации труда и управления, открываются пути для внедрения новых идей и методов работы, повышается активность персонала. Конструктивный конфликт играет положительную роль в жизни организации.

· Внутриличностный конфликт или конфликт уровней психики. Одна из самых распространенных его формролевой конфликт, когда к человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.

· Межличностный конфликт. Этот тип конфликта, возможно, самый распространенный. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей.

· Конфликт между человеком и группой. Производственные группы устанавливают нормы поведения и выработки. Каждый должен их соблюдать, чтобы быть принятым неформальной группой и, тем самым, удовлетворить свои социальные потребности..

· Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты.

· Деструктивный – это конфликт, когда участникам трудно сконцентрироваться на предмете разногласий или противостояние затягивается, отрицательные эмоции и конфликтные мотивы могут занять доминирующее положение в споре.

Причины деструктивного конфликта:

§ ошибки руководства;

§ нарушение служебной этики;

§ несправедливая оценка подчиненных;

§ нетерпимость к критике в свой адрес;

§ утаивание информации;

§ злоупотребление властью и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: