Местные бюджеты представляют собой финансовый план формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления. [3]
К местным бюджетам относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории. [1]
Доходы бюджета каждой административно-территориальной единицы формируются за счет налогов, определяемых законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей, а также иных поступлений в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
В доходы местных бюджетов включаются целевые бюджетные фонды, образуемые в соответствии с действующим законодательством.
Регулирующие доходы ежегодно определяются в законе Республики Беларусь о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
В бюджеты областей и города Минска полностью зачисляется подоходный налог с населения. В бюджеты сельских районов и городов областного подчинения подоходный налог зачисляется по нормативу, утвержденному областным Советом депутатов. В областной бюджет подоходный налог с населения зачисляется за вычетом отчислений бюджетам сельских районов и городов областного подчинения. [8, c.172-173]
К собственным источникам доходов местного бюджета относятся:
источники доходов, закрепленные законодательством Республики Беларусь за бюджетом каждого уровня;
дополнительные источники доходов, устанавливаемые самостоятельно местными Советами депутатов в соответствии с законодательством Республики Беларусь. При этом права местных Советов депутатов в части определения базы и объектов налогообложения, размеров ставок, плательщиков, порядка исчисления и сроков уплаты налогов и сборов определяются законом о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. [3]
В местные бюджеты могут поступать дотации, субвенции, субсидии, средства фонда финансовой поддержки административно-территориальных образований, а также безвозмездные перечисления по взаимным расчетам и заемные средства.
Финансовая помощь от бюджета другого уровня в форме дотаций, иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в качестве дохода того бюджета, который является получателем этих средств.
В доходы бюджета областного территориального уровня включаются регулирующие доходы, за вычетом отчислений бюджетам сельских районов и городов областного подчинения.
Кроме того, в доход областного бюджета зачисляются:
целевые сборы;
доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности;
административные сборы и платежи;
поступления по штрафам и санкциям;
прочие поступления;
доходы от реализации основных фондов;
другие доходы в размерах, определяемых областным Советом. [3]
Местные Советы депутатов вправе устанавливать зачисляемые в их бюджеты местные налоги и другие обязательные платежи в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
В 2005 году местные органы власти вправе вводить на территории соответствующих административно-территориальных единиц следующие местные налоги и сборы:
1. налог с продаж товаров в розничной торговле.
Плательщиками налога с продаж товаров в розничной торговле являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю товарами через торговые и иные объекты.
2. налог на услуги.
Плательщиками налога на услуги являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории соответствующих административно-территориальных единиц операции по оказанию услуг, являющихся объектом налогообложения.
3. целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление транспорта общего пользования, используемого на маршрутах в городском пассажирском, пригородном и междугородном автобусном сообщении, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района)).
4. сборы с пользователей.
5. сбор с заготовителей.
6. курортный сбор.
Плательщиками курортного сбора являются физические лица, находящиеся в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях.
7. сборы с физических лиц при пересечении ими Государственной границы Республики Беларусь через пункты пропуска.
8. налог на приобретение бензина и дизельного топлива.
Плательщиками налога на приобретение бензина и дизельного топлива являются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, приобретающие бензин и дизельное топливо. [2]
Местные налоги и сборы зачисляются в соответствующие бюджеты областей и г.Минска.
В заключение вопроса отметим, что доходы, зачисляемые в местные бюджеты, распределяются между областными, районными, городскими бюджетами, бюджетами поселков городского типа и сельсоветов в зависимости от территориального уровня местных Советов депутатов в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.
Состав и размеры части республиканских налогов и других обязательных платежей, зачисляемых в бюджеты областей и города Минска, устанавливаются ежегодно в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
Список литературы
О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах: Закон Республики Беларусь от 4 июня 1993 г. № 2347-XII / в ред. 24.07.2002. (Ведамасці Вярхоўнага Савета Рэспублікі Беларусь. -1993. -№20. -ст.240).
О бюджете Республики Беларусь на 2005 год: Закон Республики Беларусь от 18 ноября 2004 г. № 339-З. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –2004. -№ 189. -2/1088).
Об утверждении Правил составления и исполнения республиканского и местных бюджетов, поступления средств в государственные внебюджетные и бюджетные целевые фонды и их использования: Приказ Министерства финансов Республики Беларусь от 30 декабря 1998 г. № 316. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. –1999. -№ 34, -8/228).
Горегляд В.П. Об особенностях современного бюджетного процесса // Финансы.- 2002.- №10.- С.14-18.
Карякина О.А. Финансы: Курс лекций / О.А.Карякина, Н.А.Прокопович; Академия управления при Президенте Республики Беларусь -Мн., 2002. -174с.
Колесов А.С. Бюджетный процесс: сущность и совершенствование // Финансы.- 2003.- №11.- С.8-11.
Сорокина Т.В. Бюджетный процесс в Республике Беларусь. -Мн., 2000. -168с.
Сорокина Т.В. Государственный бюджет: Учеб.пособие для вузов / Т.В.Сорокина.- 2-е изд., перераб.- Мн.: БГЭУ, 2004.- 289с.
Финансы: Учебник для вузов / Г.Б.Поляк, О.И.Пилипенко, Н.Д.Эриашвили и др.; Под ред.Г.Б.Поляка.- 2-е изд.,перераб. и доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 607с.
Швецов А. Экономические ресурсы муниципального развития: финансы, имущество, земля. –М.: Эдиториал УРСС, 2002. -200с.