Вероучительные принципы буддизма и культовая деятельность




БУДДИЗМ

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

 

 

Минск НО ООО «БИП–С» 2002

ВВЕДЕНИЕ К ТЕМЕ

 

 

Данная тема призвана раскрыть не только происхождение, источники и основные концепции буддизма, как одной из мировых религий, но и более глубоко ознакомить студентов с буддизмом, как духовным образованием, так как понятие Бога в нем не является ни столь очевидным, ни необходимым. Это, пожалуй, скорее отношение к жизни, выражающее стремление к абсолюту, своего рода область мышления, которая так же хорошо приспосабливается к многочисленным обрядам ламаизма, например, и к строгому, наполненному глубоким содержанием созерцанию японского дзэна.

Следующей причиной изучения буддизма является возрождение интереса к философии и религии Востока. Делает буддизм привлекательным среди молодёжи и творческой интеллигенции сфокусированность на духовном мире человека, его переживаниях, адаптация к другим культурам и традициям, атмосфера кротости и уважения к ближнему.

Важно отметить, что философия буддизма глубоко укоренилась не только на Востоке и религиозная активность этого направления продолжает оставаться весьма оживленной.

Современное миросозерцание и миропонимание человека ххi века требует целостного взгляда на мир, учитывающего традиции и новации. Поэтому, только опыт Запада и Востока, Латинской Америки, Африки позволяет выработать новые модели активного деятельного отношения человека к миру. Всё это и определяет место данной темы в курсе религиоведения, как отрасли гуманитарного знания.

Буддизм – древнейшая из мировых религий, получившая название от имени, а точнее от почётного титула, её основателя Будды, что означает «Просветлённый». Будда Шакьямуни (Мудрец из племени шакьев) жил в Индии в v-iv вв. до н. э. Другие мировые религии – христианство и ислам – появились позже, (христианство – пять, ислам – 12 веков спустя). За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал и развил не только религиозные представления, культ, философию, но и культуру, литературу, и искусство, систему образования – иными словами, целую цивилизацию.

Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мысли миллионов людей этих стран. Большинство приверженцев буддизма живут сейчас в Южной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае, Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (бывшая Бирма), Таиланде и Лаосе. В России буддизм традиционно исповедуют буряты, калмыки и тувинцы.

Буддизм был и остаётся религией, принимающей разные формы, в зависимости от того, где она распространяется. Китайский буддизм – это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлений о самых важных ценностях жизни. Японский буддизм – синтез буддийских идей, мифологии синто, японской культуры и т. п. Такая способность вписываться в окружающий культурный ландшафт явно выделяет буддизм среди других мировых религий. Из-за этого последователей Будды часто упрекали в излишней гибкости, граничащей с беспринципностью, в склонности к компромиссам. Но именно способность приспосабливаться позволила буддизму вобрать в себя огромное количество местных верований, культов, народных обрядов, культур, идеалогий, литературных и художественных традиций на всём географическом пространстве, находившемся под его влиянием на протяжении веков.

Многих верующих буддизм привлекал именно тем, что не требовал коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов, посвящённым местным богам. Будда не отвергал богов других религий и не запрещал своим последователям поклоняться им. Он просто предупреждал, что почитание богов, какими бы могущественными их не считали, принесёт только временное облегчение, но неокончательное спасение. По мере формирования буддийского пантеона в него входили боги брахманизма и других религий. Буддист может одновременно исповедовать даосизм, синтоизм или любую другую «местную» религию, поэтому довольно сложно установить точное количество буддистов в мире. По разным источникам количество приверженцев данной религии колеблется от 250 миллионов до 1 миллиарда человек. Точно можно только сказать, что в настоящее время число буддийских монахов и монахинь составляет приблизительно один миллион. Число же мирян – последователей буддизма – определить просто невозможно.

План

 

1. Возникновение буддизма.

2. Вероучительные принципы буддизма и культовая деятельность.

3. Основные направления.

4. Современное состояние буддизма.

 

 

Возникновение буддизма

Возник буддизм в Северной Индии в середине I тысячелетия до н. э. как проявление религиозного свободомыслия в борьбе с брахманской ортодоксией и внешним ритуализмом. Буддизм отверг как брахманское учение о сакральности сословно-варновой системы, так и авторитет священных Вед, утверждая, что любой человек может стать святым – архатом или буддой. Между тем, буддизм является «только повторением философии упанишад (заключительной части Вед)» с новым ударением. Безразличие к авторитету Вед и обрядовая набожность, вера в закон кармы, перерождение и возможность достижения мокши или нирваны, доктрина о непостоянстве мира и индивидуальном – всё это является общим для упанишад и Будды. Таким образом, буддизм явился очищением истоков религии. И как оказалось, Будда не только очистил «источник», но и создал универсальное, живое учение, способное к «самоочищению», к постоянному обновлению.

Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, известный миру под именем Будды – Просветлённого.

Сын царя из племени шакья (каста кшатриев – воинов), Сиддхартха Гуатама родился около 567 г. до н. э. в городе Капилавасту. Согласно общепринятой биографической схеме царь, чтобы не исполнилось предсказание знаменитого аскета Асита Девалы об аскетической карьере единственного наследника, окружает его роскошью и делает всё, чтобы принц не знал никаких забот. Он хочет оградить юношу от печалей и горестей мира. Но Сиддхартхе всё-таки удаётся выбраться за пределы дворца, и там происходят три встречи с реальностью: с больным, стариком и похоронной процессией. Так беззаботный царский отпрыск узнаёт, что в мире есть болезнь, старость и смерть. По некоторым версиям, он встречает ещё и отшельника, что наводит его на мысль о возможности найти выход из круговорота страданий этого мира. Потрясённый своими открытиями, будущий Будда принимает решение искать этот выход. Он бежит из дворца и в возрасте 29 лет присоединяется к бродячим отшельникам, с которыми проводит шесть лет.

После шести лет аскетической практики и очередной неудачной попытки достигнуть высшего прозрения с помощью голодания он убедился, что путь самоистязания не приведёт к истине. Тогда, восстановив силы, он нашёл уединённое место на берегу реки, сел под дерево (которое с этого времени называется деревом Бодхи, т. е. «деревом Просветления») и погрузился в созерцание. Перед внутренним взором Сиддхартхи прошли его собственные прошлые жизни, прошлая, будущая и настоящая жизнь всех живых существ, а потом открылась высшая истина – Дхарма. С этого момента он и стал Буддой – Просветлённым, или Пробуждённым, - и принял решение учить Дхарме всех людей, взыскующих истины, независимо от их происхождения, сословной принадлежности, языка, пола, возраста, характера, темперамента и умственных способностей.

В своей первой проповеди Будда говорил о двух «крайностях» в поведении людей, которые мешают им встать на путь религиозного спасения.

«Есть, о, братья, две крайности, которых должен избегать удалившийся от мира.

Какие эти две крайности? Одна крайность предполагает жизнь, погружённую в желания, связанную с мирскими наслаждениями; это жизнь низкая, тёмная, заурядная, неблагая, бесполезная. Другая крайность предполагает жизнь в самоистязании; это жизнь, исполненная страдания, неблагая, бесполезная. Избегая этих двух крайностей, Татхагата (так ушедший – эпитет Будды) во время Просветления постиг срединный путь - путь, способствующий постижению, пониманию, ведущий к умиротворению, к высшему знанию, к Просветлению, к нирване».

Свой путь Будда называл «срединным», поскольку он лежал между обычной чувственной жизнью и аскетической практикой, минуя крайности того и другого. 45 лет Будда провёл, распространяя своё учение в Индии. По буддийским источникам, он завоевал приверженцев среди самых разных слоёв общества; в число последователей буддизма входило множество богатых и влиятельных людей, включая царя государства Магадха Бимбисару и его сына Аджаташатру.

Незадолго до смерти Будда сообщил своему любимому ученику Ананде, что мог бы продлить свою жизнь на целый век, и потом Ананда горько сожалел, что не догадался попросить его об этом. Причиной смерти Будды послужила трапеза у бедного кузнеца Чунды, во время которой Будда, зная, что бедняк собирается потчевать своих гостей несвежим мясом, попросил отдать всё мясо ему. Не желая, чтобы пострадали спутники, Будда съел его. Перед смертью Будда сказал любимому ученику: «Ты, верно, думаешь, Ананда: «Смолкло слово Господина, нет у нас больше Учителя!». Нет, не так вам следует думать. Пусть Дхарма и Виная (дисциплина), которые я возгласил и которым наставил вас, будут вашим учителем, после того как не станет меня» («Сутра великой кончины»). Умер Будда в местечке Кушинагара, и его тело было по обычаю кремировано, а прах разделён между восемью последователями, шесть из которых представляли разные общины. Его прах захоронили в восьми разных местах, и впоследствии над этими захоронениями были воздвигнуты мемориальные надгробия – ступы. Согласно легенде, один из учеников вытащил из погребального костра зуб Будды, который стал главной реликвией буддистов. Ныне он находится в храме в городе Канди на острове Шри-Ланка.

Смерть, или, как считают буддисты, освобождение – нирвана Будды стала началом отсчёта времени существования буддизма как религии. Но кто же всё же Будда – Учитель или Бог? Думается, что Учитель, ибо он не только открыл Путь, но ещё и учил, как надо идти по нему. Сложнее ответить на вопрос, Бог ли Буддда, ибо буддисты отрицают само понятие божества. Однако Будде присущи такие качества, как всемогущество, способность творить чудеса, принимать разный облик, влиять на ход событий и в здешнем мире, и в других мирах. Это те самые качества, которыми наделены боги, во всяком случае так считают люди, исповедующие разные религии.

Буддизм признаёт существование неисчислимого количества будд – в разных мирах и в разных промежутках времени. Есть будды прошлого, настоящего и будущего. Есть группа в тысячу будд; есть будды, олицетворяющие различные виды деятельности и явления природы; будда врачевания и будда неизмеримого света, будда несокрушимой истины и вселенский, космический будда. Но только для одного из них – того, кто стал Учителем человечества, - этот эпитет является первым и главным именем.

 

Вероучительные принципы буддизма и культовая деятельность

Основой буддизма являются четыре благородные истины: 1) существует страдание (духкха); 2) у него есть причина; 3) оно может быть прекращено; 4) есть путь, ведущий к этому.

Первая из четырёх «благородных истин» формулируется так: «В чём состоит благородная истина о страдании? Рождение – страдание; расстройство здоровья – страдание; смерть – страдание; скорбь, стенания, горе, несчастье и отчаяние – страдание; союз с нелюбимым – страдание; разлука с любимым – страдание; неполучение страстно желаемого – страдание; короче говоря, пять категорий существования, в которых проявляется привязанность (к земному) – страдание».

Буддизм требует ухода от рассмотрения внешнего по отношению к сознанию человека мира. Рассматривать его, по мнению буддийских теологов, нет никакой необходимости, потому что сознание не отражает этот мир (он не существует), а порождает его творческой активностью. Сам мир страданий, по учению буддизма, только иллюзия, порождение «неведения», заблудшего сознания.

«Вторая благородная истина» гласит, что источником страданий являются «жажда удовольствий, жажда бытия, жажда могущества». «Что же является благородной истиной о прекращении страдания? Отсюда – «третья благородная истина». Это полное затухание и прекращение всех желаний и страстей, их отбрасывание и отказ от них, освобождение и отделение от них.

В своём основном и главном значении палийское слово «ниббана» или санскритское «нирвана» означает «затухание», «угасание», «успокоение». Другими словами, это конечная цель религиозного спасения, то состояние «полного небытия», при котором «перерождения-страдания» кончаются.

Весь дух буддизма заставляет сближать понятие нирваны с достижением состояния полного небытия. Некоторые исследователи с этим не согласны: «Что же угасло и потухло в нирване?» Угасла жажда жизни, страстное желание существования и наслаждения; угасли заблуждения и обольщения и их ощущения и желания; потух мерцающий свет низменного я, переходящей индивидуальности».

«Четвертая благородная истина» – практический путь, который ведёт к подавлению желаний. Этот путь именуется обычно «срединным путём» или «благородным восьмиричным путём» спасения. Это:

1. Правильные взгляды, т.е. основанные на «благородных истинах».

2. Правильная решимость, т.е. готовность к подвигу во имя истины.

3. Правильная речь, т.е. доброжелательная, искренняя, правдивая.

4. Правильное поведение, т.е. непричинение зла.

5. Правильный образ жизни, т.е. мирный, честный, чистый.

6. Правильное усилие, т.е. самовоспитание и самообладание.

7. Правильное внимание, т.е. активная бдительность сознания.

8. Правильное сосредоточение, т.е. верные методы созерцания и медитации.

Итак, согласно этим четырём истинам, существование человека неразрывно связано со страданием. Реальный мир есть сансара – круговорот рождений, смертей и новых рождений. Сущность этого круговорота является страдание. Путь спасения от страданий, в выходе из «колеса» сансары, путем достижения нирваны («угасание»), состояния отрешенности от жизни, высшее состояние духа человека, освобожденного от желаний и страданий. Постичь нирвану может только праведник, победивший желания.

Вероучение и обрядность раннего Буддизма изложены в Трипитаке («тройной корзине») – своде произведений, основанных на откровениях Будды. В нем в частности описаны принципы устройства мира и вселенной, учение о душе и ее спасение. Вселенная в буддийской догматике имеет многослойное строение. Можно насчитать десятки небес, упоминаемых в различных канонических и неканонических сочинениях Хинаяны и Махаяны. Всего существуют 31 сфера бытия, расположенные друг над другом, снизу вверх по степени своей возвышенности и одухотворенности. Они делятся на три разряда: кармолока, рупалока и арупалока.

В кармолоку входят 11 ступеней или уровней сознания. Это низшая область бытия. Здесь полностью действует карма. Это телесная материальная сфера бытия, лишь на высших своих уровнях начинающая переходить в более возвышенные стадии.

Буддизм осуждает желание продлить человеческую жизнь – такую, какая она есть в бесконечности. Только «добродетели, прославленные мудрыми, не отуманенные желанием будущих жизней и верой в силу обрядов, ведут к светлым и высоким думам («Книга великой кончины»). Надо желать не продолжения жизни, а её преображения. Однако в буддизме, как и в индуизме, нет современного представления о неизбежной смерти всего человека вместе со смертью его тела. Чувство вселенской связи со всеми и со всем заставляет смотреть на индивидуальную жизнь, как на маленькое звено в какой-то большой цепи. Ничто не обрывается в пустоту, не пропадает, всё рождается вновь, но каждая новая форма, новая жизнь обусловлена тем, как жила и действовала прежняя форма, прежнее звено. Это и есть «карма» – закон воздояния.

Можно по-разному оценивать этот закон. Во всяком случае, всеобщая вера в карму была психологической реальностью в Индии.

Уровни с 12-го по 27-й относятся к более высокой сфере созерцания – рупалоке. Здесь уже действительно не прямое грубое созерцание, а воображение, но оно ещё связано с телесным миром, с формами вещей.

И, наконец, последний уровень – арупалока – отрешение от формы и от телесного материального начала.

В Буддизме одно из важнейших мест занимает так называемое отрицание единства личности. Каждая личность представлена, как скопление «изменчивых»форм. Согласно высказываниям Будды личность состоит из пяти элементов: телесности, ощущения, желания, представления и познания. Так же велико значение учения о спасении души, обретение ею покоя, в первоначальном Буддизме. Душа распадается, по учению Буддизма, на отдельные элементы (сканды), но чтобы в новом рождении оказалась воплотившейся та же личность, необходимо, чтобы сканды соединились тем образом, как они были соединены в прежнем воплощении. Прекращение круговорота перевоплощений, выход из сансары, окончательный и вечный покой – это важный элемент трактовки спасения в Буддизме. Душа, в буддистском представлении, - индивидуальное сознание, которое несет в себе весь духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и стремящаяся к успокоению в нирване. При этом достижение нирваны невозможно без подавления желаний, что достигается посредством контроля над взглядами, речью, поведением, над образом жизни, над усилием, вниманием, и полной сосредоточенность и решимостью.

Буддизм обогатил религиозную практику приёмом, относящимся к области индивидуального культа. Имеется в виду такая форма религиозного поведения. Как бхавана – углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшее распространение в таких направлениях буддизма, как «чань» и «дзэн». Многие исследователи считают, что этика в Буддизме занимает центральное место и это делает его в большей степени этическим, философским учением, а не религией. Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации.

Буддизм, зная человеческую природу, никогда не допускал мысли о том, что все верующие могли одновременно пожелать стать монахами. Иначе говоря, практика буддизма остается ограниченной и опосредованной и реализуется в полноте лишь в монашестве. Для подавляющего большинства буддийского населения, которое не вступает в монастырь, культ заключается в наилучшем соблюдении морали, участии в праздниках и содействии монахам путем приношений. Регулируемая таким образом жизнь позволяет этим людям надеяться в будущей жизни стать монахами и получить освобождение.

Описать культ буддизма – значит описать жизнь монахов. (Попробуйте ознакомиться с жизнью в буддийских монастырях и с основными правилами, которых придерживаются монахи самостоятельно, используя дополнительную литературу).

Итак, буддизм ассимилировал элементы брахманизма, индуизма и других религий. В Индии растворился в индуизме, сильно повлияв на него. Главный принцип буддизма – принцип свободы и отсутствия авторитетов. В центре буддизма – учение о четырех благородных истинах, а путь – это восьмиричный путь избавления от страданий. В ходе развития сложился культ Буды и бодхисати, ритуал сложились сангхи (монашеские общины) и т.д.

 

Основные направления

В буддизме существует несколько направлений, называемых хинаяной – «узкой колесницей» (или тхеравадой – «истинным учением»), махаяной – «широкой колесницей» и ваджраяной – «алмазной колесницей».

По своему географическому происхождению, а также по тому, что в нем существует теория перевоплощения, буддизм примыкает к брахманской культуре Индии. Однако, индийцы глубоко религиозны и привыкшие жить среди божеств, выдержали буддийскую доктрину не более нескольких веков – доктрину, которая обходится без богов и слишком часто находит удовольствие в отказе от существования, что плохо сочетается с жизненным оптимизмом индийцев.

Первоначальная форма буддизма достаточно суровая и элементарная, ещё существует в Шри-Ланке, Таиланде, Камбодже и Бирме. Она называется «хинаяна» или «тхеравада».

Сначала христианской эры появилась более широкая и более гуманистическая трактовка буддизма – «махаяна», она дополняет писаную традицию устными наставлениями Будды своим самым верным ученикам. Затем, к VII в. из махаяны выделился так называемый тантризм, который объединяет магические и мистические обряды буддизма. Это направление получило название – «ваджраяна», цель которого сократить трудный путь к нирване. Одним из направлений этой ветви является тибетский ламаизм.

Все эти направления буддизма дали значительное число сект. Особенно модным направлением среди молодежи ряда стран во второй половине ХХв. стал дзэн – буддизм. (Более подробно о дзэн – буддизме можно узнать из книги: Судзуки Д. Кацуки, С. Дзэн – Буддизм / Пер. с англ.- Бишкек: МП «Одиссей», 1993г.).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: