Современное состояние буддизма




Пожалуй, ни одна из восточных религий не вызвала у европейцев таких сложных и противоречивых чувств, как буддизм. И это вполне понятно – буддизм как бы бросал вызов всем основным ценностям христианской европейской цивилизации. В нем отсутствовало представление о боге-творце и вседержителе вселенной, он отказался от понятия души, не было в нем и религиозной организации, подобной христианской церкви. А главное, вместо райского блаженства и спасения он предлагал верующим нирвану, принимающуюся за полное небытие, ничто. Неудивительно. Что человеку Запада, воспитанному в христианских традициях, такая религия казалась парадоксальной, странной. Он видел в ней отклонение от самого понятия религии, образцом которой считалось, естественно, христианство.

«Единственная, но зато огромная услуга, которую может оказать буддизм, - писал известный буддолог ХIХв. И убежденный христианин Бартолами Сент-Иллер, - состоит в том. Чтобы своим грустным контрастом подать нам повод ещё более ценить неоценимое достоинство нашей веры».

Однако, для некоторых западных мыслителей идеи буддизма как религии, противоположной христианству, но столь же распространенной и почитаемой в мире, стали важным орудием критики западной культуры, западной системы ценностей и самого христианства.

К этим мыслителям относятся прежде всего Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше и их последователи. Именно длагодаря им, а также основателям новых синтетических релиигиозных течений. Во многом противопоставлявших себя христианству (например, Елене Блаватской и её сподвижнику полковнику Олькотту, основателямТеософского общества),в конце ХIХ – начале ХХ вв. буддизм начал распространяться на Западе и в России.

К концу ХХ столетия Запад пережил уже много волн увлечения буддизмом в разных его формах, и все они оставили в западной культуре заметный след.

Если в начале ХХв. европейцы зачитывались текстами палийского канона в переводах виднейших буддологов, то после Второй мировой войны благодаря переводам Э. Конзе европейский мир познакомился с махаянскими сутрами. Приблизительно в это же время известный японский буддист Судзуки открыл для Запада дзэн, увлечение, которым не прошло и до сих пор. Очевидно, что буддизм оказал влияние и на становление современного психоанализа. В древних философских учениях Востока, в частности, в буддизме, находили опору Эйнштейн, Бор, Шредингер и другие ученые.

Главное же значение буддизма заключается в сохранении и развитии вечных идеалов человечества: истины любви и красоты.

В наши дни особенно растет популярность тибетского буддизма. Высокий авторитет нынешнего Далай-ламы, который из-за преследования китайских властей живет в изгнании – в Индии, немало способствовал известности учения школы гелукпа.. Всё это позволяет сказать, что буддизм, оказавший влияние на движение битников и хиппи, на творчество американских писателей, таких, как Джером Сэлинджер, Джек Керуак и других, стал составной частью современной западной культуры.

В России влияние буддизма долгое время практически не ощущалось, хотя на её территории проживают народы, исповедующие буддизм в монгольском варианте (буряты, калмыки, тувинцы).

Сейчас на волне общего религиозного возрождения наблюдается оживление деятельности буддистов. Созданы Буддийское общество, Буддийский университет, восстанавливаются старые и открываются новые буддийские храмы и монастыри (дацаны), издаётся большое количество буддийской литературы, в ряде городов действуют центры сразу нескольких буддийских традиций.

Таким образом, буддизм, и в том его особенность, сохраняет жизнеспособными все формы духовности, которым он дал начало за долгую историю своего развития. Тем не менее некоторые аспекты его учения, революционные в момент появления за пять веков до н. э., утратили свою оригинальность с пришествием христианства. А очень децентрализованный характер иерархии также делает его ранимым по сравнению с другими, более жестко структуированными религиями. Тем не менее, говорить о затухании буддизма преждевременно.

 

ОСНОВНАЯ литература

 

1. Абаев Н.В. Чань-буддизм и культурно-психологические традиции в средневековом Китае. – Новосибирск, 1989.

2. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. – Новосибирск,1990.

3. Буддизм: проблемы истории, культуры, современности. – М.,1990.

4. Буддийский взгляд на мир. – СПб., 1994.

5. Введение в буддизм. – СПб.,1999.

6. Дзэн-буддизм. Судзуки Д.Основы Дзэн-буддизма. Кацуки С.Практика Дзэн.- Бишкек,1993.

7. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. – М.,1977.

8. Ермаков М.Е. Мир китайского буддизма. – СПб.,1994.

9. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. – М.,1988.

10. Лестер Р.Ч. Буддизм. Путь к нирване // Религиозные традиции мира: В 2т.- т.2. – М., 1996.

11. Ольденбург С.Ф. Буддизм и массовые культы // Ольденбург С.Ф.Культура Индии. – М.,1991.

12. Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. – М., 1991.

13. Психологические аспекты буддизма. – Новосибирск,1991.

14. Розенберг О.О. Труды по буддизму. – М., 1991.

15. Рудой В.И., Островская Е.П., Островский А.Б. и др. Основы буддийского мировоззрения. – М.,1994.

16. Шохин В.К. Будда // Шохин В.К. Первые филсофы Индии. – М., - М.,1997.

17. Щербатский Ф.И. Избранные труды по буддизму. – М., 1988.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Анагарика Г., лама. Психология раннего буддизма. – СПб.,1993.

2. Асвагхоша. Будда. – М.,1990.

3. Будда: История о перерождениях. – М., 1991.

4. Буддизм в переводжах. – Вып. 1-2. – СПб., 1992, 1993

5. Васубандху. Абхидхармакоша. – Т.1-3. – М., 1992.

6. Джатаки.- Рига, 1992.

7. Дхаммапада. – М.,1990.

 

 

ГЛОССАРИЙ

 

Название Характеристика
Карма Сила или закон, согласно которому все поступки человека имеют последствия для его «будущей жизни»
Нирвана Состояние отрешенности от жизни, при котором более не действует закон кармы; конечная цель и «спасение» человека
Веды Древнейшие литературно-религиозные памятники Северной Индии. Всем им брахманы (жрецы) приписывают божеств. происхождение
Ламаизм (От тибетского – лама, что означает – высший, небесный) – разновидность махаянистского направления буддизма; возник в Тибете. В основных канонических положениях он не отличается от ортодоксального буддизма. Характерные особенности ламаизма – чрезвычайное развитие культа хубилганов («перерожденцев», массовое распространение ламства (монашества)) и своеобразие обрядности.
Дзэн Созерцание, размышление – одно из важнейших течений махаянистского буддизма, первоначально возникшее в Китае.
Тантризм «Тайная доктрина» – одно из религиозно-философских течений, которое совмещает в себе принципы ведийской йоги с положениями буддизма.

 

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ

1. Буддизм – это одна из …

а) национальных религий;

б) мировых религий;

в) одно из течений индуизма;

г) философско – этическое учение Востока;

д) религиозно-мистическое учение;

 

2. Основными направлениями буддизма являются:

а) махаяна;

б) ваджраяна;

в) сунизм;

г) хинаяма

д) ламаизм (одно исключить)

3. Буддизм в Индии растворился в … сильно повлияв на него

а) сикхизме;

б) джайнизме;

в) индуизме;

г) ведической религии;

д) брахманизм;

4. Главные принципы буддизма

а) углубление в самого себя;

б) праведного пути;

в) свободы и отсутствия авторитетов;

г) авторитаризма;

д) равенства;

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

(верно – неверно)

1. Буддизм не имеет своего основателя

2. Верно ли на Ваш взгляд утверждение, что буддизм является скорее философией, чем религией? Что вы думаете по этому поводу?

3. Важнейшими для буддистов является понятие дхармы. Что означает оно в буддизме?

4. Все формы буддизма признают учение Будды, однако их представления о средствах достижения нирваны коренным образом отличаются друг от друга. Попытайтесь найти эти различия

5. Сформулируйте «четыре благородные истины буддизма. Как вы их понимаете?

6. Чем, на ваш взгляд, вызван рост интереса к философии и религии буддизма сегодня?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: