ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ




Понятие о формах организации обучения и основания их квалификации. Основная и вспомогательные формы обучения.

Урок – основная форма организации учебного процесса. Типология уроков. Структура урока. Технологическая карта урока. Анализ эффективности урока.

Вопрос о формах организации обучения один их центральных в дидактике. В энциклопедическом словаре «форма» - это внешнее очертание, наружный вид или внешнее выражение какого-либо содержания. В педагогике под формой обученияпонимается способ организации учебно-воспитательного процесса. Выбор формы обучения тесно связан и с содержанием, и с принципами, и с методами обучения.

Существует классификация форм обучения. Основной формой обучения в общеобразовательной школе является урок. Кроме него существуют дополнительные и вспомогательные формы обучения.

ФОРМЫОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

 
 

Дополнительные формы обучения могут быть использованы для организации обучения в дополнение изучаемого материала в рамках учебных планов, программ и образовательных стандартов. В дополнительных формах обучения решаются педагогические задачи в продолжение задач уроков. Проводятся чаще всего с постоянным составом учащихся класса.

Вспомогательные формы обучения нацелены на организацию изучения материала предметной области вне рамок программы – шире и глубже, чем на уроке. Эти формы работы проводятся в сборном составе учащихся из разных классов одной параллели, или с разновозрастной группой учащихся, заинтересованных в углубленном изучении предмета.

Основная форма обучения – урок. В нем четко прослеживаются стиль отношений между учителем и учащимися, отношение учеников к учебному процессу, результаты обучения. Урок как форма обучения существовал не всегда

 

В педагогической литературе часто встречаются разные толкования таких понятий, как «форма обучения» и «форма организации обучения». Идентичные эти понятия или нет? Какой смысл вкладывается в них?

Начнем с того, что латинское слово «forma» означает внешнее очертание, наружный вид, структуру чего-либо. По отношению к обучению понятие «форма» употребляется в двух значениях, как: а) форма обучения; б) форма организации обучения.

Форма обучения как дидактическая категория означает внешнюю сторону организации учебного процесса. Она зависит от целей, содержания, методов и средств обучения, материальных условий, состава участников образовательного процесса и других его элементов.

Существуют различные формы обучения, которые подразделяются по разным основаниям: по количеству обучающихся, времени и месту обучения, порядку его осуществления. Выделяют индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные, аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные формы обучения. Это подразделение не является строго научной классификацией, но позволяет несколько упорядочить разнообразие форм обучения.

Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие преподавателя с одним учеником.

В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах.

Фронтальная форма обучения предполагает работу преподавателя сразу со всеми учащимися в едином темпе и с общими задачами.

Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся рассматриваются как целостный коллектив со своими особенностями взаимодействия.

При парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками.

Такие формы обучения, как аудиторные и внеаудиторные, классные и внеклассные, школьные и внешкольные, связаны с местом проведения занятий.

Рассмотрим теперь, какой смысл вкладывается в понятие «форма организации обучения», или «организационная форма обучения». Эти понятия рассматриваются как синонимы.

Форма организации обучения - это конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятия (урок, лекция, семинар, экскурсия, факультативное занятие, экзамен и т. д.).

12 Формы учебной деятельности. Формы организации текущей учебной работы класса группы.

Индивидуально-обособленНая (самостоятельная работа учащегося) Пример – выполнение учащимся домашней работы; контрольные работы, самостоятельные работы, самостоятельное выполнение заданий у доски или в тетради в ходе урока. Основной признак индивидуально-обособленной работы учащихся – отсутствие непосредственного контакта ученика с другими людьми.
парная (индивидуальное обучение) Это работа учащегося с педагогом (или сверстником) один на один - индивидуальное обучение (в школе эта форма организации учебной деятельности учащегося применяется редко в связи с недостаточным количеством времени у учителя, однако широко используется при организации дополнительных занятий, репетиторства).
групповая: фронтальные (общеклассные) занятия, занятия в малых группах Учитель одновременно обучает целую группу учащихся или целый класс, характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов (перед группой или классом может выступать учитель, родитель, член группы учащихся, т.е. один человек обучает одновременно многих).
коллективная (возникла в XX в. в России) Признаки коллективной работы: § наличие у всех ее участников общей цели (общеклассная работа не является коллективной, т.к. учитель ставит перед учащимися одинаковую для всех цель, которую может достичь один ученик или все по отдельности самостоятельно, тогда как общая цель может быть достигнута только общими усилиями группы учащихся за определенный отрезок времени, когда в ходе обучения помимо освоения новых знаний, уменийи навыков каждый учащийся группы (класса) участвует в обучении всех членов группы, т.е. группа становится самообучающейся); § разделение труда, функций и обязанностей (работа учащихся в парах сменного состава); § сотрудничество и товарищеская взаимопомощь; § наличие действующих органов, организации, привлечение участников к контролю, учету и управлению; § общественно полезный характер деятельности всех и каждого участника в отдельности; § объем работы, выполняемой коллективом, в целом всегда больше объема работы, выполняемой каждым участником в отдельности или частью коллектива.
На практике в школе чаще всего применяют групповую и индивидуально-обособленную формы организации учебной деятельности учащихся.  

В структуре процесса обучения можно выделить:

1. формы, направленные преимущественно на теоретическую подготовку учащихся;

2. формы, направленные преимущественно на практическую подготовку учащихся.

Основная цель теоретического обучения - вооружение учащихся системой знаний, практического - формирование у учащихся профессиональных умений. Однако деление это в достаточной мере условно, так как теоретическое и практическое обучение тесно взаимосвязаны между собой.

К формам организации теоретического обучения относятся лекции, уроки, семинарские занятия, экскурсии, самостоятельная внеаудиторная работа; к формам организации практического обучения - практические занятия, курсовое проектирование, все виды практик, деловая игра.

Формы обучения представляют собой целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему:

- познавательного и воспитательного общения;

- взаимодействия;

- отношений обучающего и обучаемых.

Результатом такого взаимодействия является:

- профессиональное совершенствование педагога;

- усвоение учениками и студентами знаний, умений и навыков;

- развитие психических процессов учеников и студентов;

- развитие нравственных качеств учеников и студентов.

Форма обучения означает форму организации работы учащихся под руководством педагога, которая может быть:

- коллективной;

- групповой;

- индивидуальной.

Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия (урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую).

Единичная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная работа, семинарское занятие и др.) имеет частное обучающе-воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение обучаемыми конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков.

Различные системы обучения учащихся: индивидуальная, парная, групповая, коллективная - не являются взаимоисключающими.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: