ПРОГРАММА
Направление подготовки
050400 «Психолого-педагогическое образование»
Профиль «Психология образования»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения: очная, заочная
г. Ростов-на-Дону, 2014 г.
1. Цели учебной (комплексной психолого-педагогической) практики:
-закрепление знаний и умений, приобретаемых обучающимися в результате освоения теоретических дисциплин базовой части профессионального цикла;
- выработка практических навыков социально-педагогической деятельности и деятельности по психолого-педагогическому сопровождению образования.
- овладение и закрепление умений и навыков социально-педагогической деятельности с детьми и подростками в социальных учреждениях различного типа.
В данном виде практики студенты под руководством руководителя практики от принимающего учреждения овладевают умением проектировать социально-педагогическую работу с определенным ребенком или группой, учатся применять различные технологии при работе с различными категориями детей, выполнять профессиональные функции специалиста в комплексе
2. Задачами этого модуля учебной практики являются:
закрепление, расширение, углубление полученных студентом в процессе аудиторных занятий и самостоятельной работы теоретических знаний по педагогике и практической психологии в образовании;
расширение научного кругозора студента;
приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы;
сбор материалов и документации о деятельности учреждения, организации, необходимых студентам в учебном процессе и при осуществлении научно-исследовательской работы.
|
3. Место учебной (комплексной психолого-педагогической) в структуре ОП бакалавриата
Учебная (комплексная психолого-педагогическая) практика является составной частью основной образовательной программы. Базируется на знаниях, умениях и навыках, сформированных в ходе изучения дисциплин гуманитарного, социального и естественнонаучного цикла дисциплин «Анатомия и возрастная физиология», «Общая и экспериментальная психология», «Психолого-педагогическая диагностика с практикумом», «Дефектология» и др.
Прохождение данной практики является необходимой основой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла.
4. Форма проведения учебной (комплексной психолого-педагогической) практики: полевая (студенты во время производственной практики посещают и работают непосредственно в образовательно-воспитательных учреждениях), предполагается «погружение» с отрывом от аудиторных занятий.
5. Место и время проведения учебной (комплексной психолого-педагогической) практики:
Учебная (комплексная психолого-педагогическая) практика проходит в дошкольных образовательно-воспитательных учреждениях, специальных образовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования. Подбор конкретных учреждений осуществляется факультетом.
Учебная (комплексная психолого-педагогическая) практика осуществляется в 4 семестре в течение 4-х недель
6. Компетенции обучающегося, формируемые в результате прохождения Учебной (комплексной психолого-педагогической) практики:
· готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК- 2);
|
· готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов (ОПК-3);
· готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК-5);
· способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);
· способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6).
· готов применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКСПП-2);
· способен организовать игровую и продуктивные виды деятельности детей дошкольного возраста (ПКД-1);
· способен обеспечить соответствующее возрасту взаимодействие дошкольников в детских видах деятельности (ПКД-3);
· способен осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПКД-6).
В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:
Знать содержание и основные направления деятельности практического психолога в дошкольных, специальных образовательных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования.
Знать закономерности развития детей разного возраста.
Уметь проектировать индивидуальную, фронтальную и групповую работу с детьми конкретной возрастной группы детского сада, специального образовательного учреждения и в учреждения дополнительного образования по всем направлениям.
|
Уметь устанавливать сотрудничество с педагогами и родителями при воспитании детей.
Владеть методами изучения возрастных и индивидуальных особенностей детей разного возраста, их представлений, знаний, умений, способностей, состояния речи и физического развития.
Владеть навыками организации взаимодействия с детьми разного возраста.
7. Структура и содержание учебной (комплексной психолого-педагогической) практики:
Общая трудоемкость практики составляет 6 зачетных единиц 216 часов.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Виды учебной работы, на практике включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля | |||
Семестр неделя | лекции | семинары | СРС | Дифференцированный зачет | ||
4 семестр | ||||||
Подготовительный этап | 1 неделя | - | План работы Собеседование | |||
Методическая работа | 1-2 неделя | - | - | Методические материалы Собеседование | ||
Научно-исследовательская работа | 2-3 неделя | - | - | Эмпирические и научные материалы Собеседование | ||
Психолого-педагогическая работа | 1-3 неделя | - | - | Конспекты занятий Собеседование | ||
Подготовка отчета по практике. | 4 неделя | - | Отчет Защита отчета |
Содержание Учебной (комплексной психолого-педагогической) практики
Подготовительный этап: ознакомительные лекции (задание на практику), инструктаж по технике безопасности.
Методическаяработа: сбор материала о работе практического психолога в образовательном учреждении; подготовка методического материала.
Научно-исследовательская работа: мероприятия по сбору, обработке и систематизации эмпирического и научного материала, наблюдения, измерения:
изучать научную и профессиональную литературу по программе подготовки, связанную с психолого-педагогической деятельностью;
доступ к современным электронным базам данных, содержащим современную, в том числе зарубежную исследовательскую и иную профессиональную литературу по профилю подготовки;
доступ к тематическим и профессионально ориентированным интернет – ресурсам;
осуществлять сбор и обработку научной информации в процессе выполнения научно-исследовательской работы;
Психолого-педагогическая работа:
Ежедневно студент организует свою деятельность с учетом требования правил внутреннего распорядка образовательного учреждения.
Организация педагогического процесса в группе: проведение режимных моментов; подготовка и организация занятий; планирование игровой деятельности и психодиагностика детей.
Подготовка отчета по практике: обработка и анализ полученной информации, подготовка отчета по практике.