· некритичное принятие чужого мнения (конформизм, соглашательство)
· внешняя и внутренняя цензура
· ригидность (в том числе передача шаблонов, алгоритмов в решении задач)
· желание найти ответ немедленно
· лень
Творчество и личность
Творчество можно рассматривать не только как процесс создания чего-то нового, но и как процесс, протекающий при взаимодействии личности (или внутреннего мира человека) и действительности. При этом изменения происходят не только в действительности, но и в личности.
Характер связи творчества и личности
«Личность характеризуется активностью, стремлением субъекта расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации и ролевых предписаний; направленностью — устойчивой доминирующей системой мотивов — интересов, убеждений и т. д.…». Действия, выходящие за границы требований ситуации, и являются творческими действиями.
В соответствии с принципами, описанными С. Л. Рубинштейном, производя изменения в окружающем мире, человек меняется сам. Таким образом, человек изменяет себя, осуществляя творческую деятельность.
Б. Г. Ананьев считает, что творчество — это процесс объективации внутреннего мира человека. Творческое выражение является выражением интегральной работы всех форм жизни человека, проявлением его индивидуальности.
В наиболее острой форме связь личностного и творческого раскрывается у Н. А. Бердяева. Он пишет:
Личность есть не субстанция, а творческий акт.
Мотивация творчества
В. Н. Дружинин пишет:
В основе творчества лежит глобальная иррациональная мотивация отчуждения человека от мира; оно направляется тенденцией к преодолению, функционирует по типу «положительной обратной связи»; творческий продукт только подстёгивает процесс, превращая его в погоню за горизонтом.
|
Таким образом, через творчество осуществляется связь человека с миром. Творчество само стимулирует себя.
Психическое здоровье, свобода и творчество
Представитель психоаналитического направления Д. В. Винникотт выдвигает следующее предположение:
В игре, а возможно, только лишь в игре, ребенок или взрослый обладает свободой творчества.
Творчество связано с игрой. Игра является механизмом, который позволяет человеку быть креативным. Через творческую деятельность человек стремится найти свою самость (себя, ядро личности, глубинную сущность). По мнению Д. В. Винникотта, творческая деятельность — это то, что обеспечивает здоровое состояние человека. Подтверждение связи игры и творчества можно найти и у К. Г. Юнга. Он пишет:
Создание нового является делом не интеллекта, а влечения к игре, действующего по внутреннему понуждению. Творческий дух играет теми объектами, которые он любит.
Р. Мэй (представитель экзистенциально-гуманистического направления) подчёркивает, что в процессе творчества осуществляется встреча человека с миром. Он пишет:
…То, что проявляется как творчество — это всегда процесс… в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира….
Н. А. Бердяев придерживается следующей точки зрения:
Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы.
Таким образом, творчество — это то, в чём человек может осуществлять свою свободу, связь с миром, связь со своей глубинной сущностью.
|
Границы творчества
Всевышний сотворил человека по образу и подобию и с тех пор человек видит в творчестве подражающем ремеслу Творца, свое главное предназначение и вершину самореализации. Легенды о человеке, творящем человека, известны с глубокой древности Пигмалион и Галатея были в античном мире символом животворной силы любви. Вспомним выкованных из золота служанок Гефеста у Гомера.
В еврейских источниках первое явное и однозначное упоминание о сотворении человеком человека мы находим в трактате Сангедрин Вавилонского Талмуда: "Рава создал человека и послал его к раву Зейре. Тот говорил с человеком, но человек не ответил. Тогда рав Зейра сказал: "Вернись в прах!"". О более древних попытках создать искусственного человека мы узнаем из книг святого Шла и рабби Авраама ибн-Эзры (они приписывают сотворение искусственных людей Аврааму и сыновьям Рахели и Леи).
Самым знаменитым нашим "биороботом" был, разумеется, Голем, которого создал Магараль из Праги. О нем издавна ходили легенды в европейских общинах, но истинную славу глиняному великану принес роман Густава Майеринка. Вот уже почти век роман читают и зачитывают до дыр. Автору приписывают знания в каббале, хотя трудно поверить в то, что он вообще знал что-нибудь о еврействе (в романе Голем создан, "чтобы звонить в синагогальные колокола").
В XIII веке в каббалистических текстах не только обсуждалась практическая возможность создания искусственного человека по определенным параметрам, но и были опубликованы практические инструкции по его сотворению. Рабби Элиэзер из Вормса описывает процедуру с аптекарским педантизмом. А его тезка рабби Элиэзер из Хелма, говорят, создал такого слугу и пользовался его услугами. В XVIII веке его потомок великий раввин Явец (Яаков Эмден) с полной серьезностью рассуждает о том, можно ли искусственного человека пригласить, чтобы дополнить до десяти миньян молящихся.
|
В европейской культуре этот сюжет всплывает неоднократно. Альберт Великий творит "железную деву", а Фома Аквинский ее возвращает в прах. В литературе к этому образу обращались многие романтики. Ахим фон Арним ("Изабелла Египетская"), Эрнст Гофман ("Тайны"). В поэме Гете "Фауст" Вагнер создает гомункула - рукотворного человечка, мотивируя это тем, что "жребий человека так высок, что должен впредь иметь другой исток", при этом он добавляет, что сознательно ломает "природы тайную печать". В романе-антиутопии О. Хаксли "О дивный новый мир" до логического предела разворачиваются возможности и последствия искусственного производства людей по заданным параметрам: запрещение материнства, семьи, единобрачия, любви. Тема бунта искусственного создания против своего творца нашла воплощение в философском романе М. Шелли "Франкенштейн, или Новый Прометей". Швейцарский студент, занимающийся оккультными науками, создает искусственного человека из человеческих останков. Он оживляет чудовище и гибнет впоследствии от его руки.
В наших же книгах эта мысль об опасности экспериментов по созданию искусственной жизни имеет иную глубину и наполнение. И у нас есть легенды о творце голема, погибающем от руки своего творения. Но куда более важной идеей является мера несовершенства голема. "Человек" Равы не может говорить, "служанка" ибн-Эзры не понимает простейших приказов, Голем в безумии разносит половину гетто, которое он приставлен охранять.
Все это иллюстрирует слова рабби Берахьи "только грехи мешают человеку творить подобно Всевышнему". То есть, искусственный человек с неизбежностью оказывается человеком неполноценным в той степени, в которой его творец не свободен от человеческих слабостей. Истории о Големе в еврейской традиции служат аллегорическим утверждением идеи о всеобщем несовершенстве человеческого рода и о естественных границах общества. То, что могло бы показаться средневековой байкой, оказывается глубоким уроком.