УУД | Деятельность обучающихся на логопедическом занятии | ||
ЛИЧНОСТНЫЕ | |||
Самоопределение | |||
• Формирование основ гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России) | • Лексические темы: мой город, моя страна, мой край, праздники, исторические события... • Составление рассказов из личного опыта. | ||
• Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека (ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием) | Лексические темы: профессии, этикет… Составление описательных рассказов | ||
• Развитие «Я-концепции» и самооценки личности (формирование самоиндентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия) | Рефлексия: «Сегодня на занятии я научился …», «Самым трудным на занятии было задание …, но я потренируюсь и в следующий раз мне будет легко выполнить это задание» Взаимодействие в группе на занятии | ||
Смыслообразование: Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: | |||
• развития познавательных интересов, учебных мотивов; | Этап постановки учебной задачи | ||
• формирования мотивов достижения и социального признания. | Работа в группе Распределение ролей в группе | ||
• формирования границ собственного знания и«незнания» | Рефлексия | ||
Морально-этическая ориентация: | |||
• знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, естественность); | Нравственно-этическое оценивание действий героев, исходя из социальных и личностных ценностей. | ||
• ориентация на выполнение моральных норм, | Работа в парах (группах) на занятии. | ||
• способность к решению моральных проблем на основе децентрации, | Поиск путей решения «проблемной ситуации» созданной логопедом на занятии | ||
• оценка своих поступков. | Рефлексия деятельности. Составление рассказов из личного опыта. | ||
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ | |||
Общеучебные универсальные действия | |||
• осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; | Выполнение домашнего задания. Например: Развитие словарного запаса. Подбор картинок к малознакомым словам, которые были использованы на логопедическом занятии. | ||
• использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; | Составление акустической и артикуляционной характеристики звука. Пересказ рассказа с опорой на серию сюжетных картин, пиктограммы. Составление описательных рассказов. | ||
• осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; | Ответы на вопросы, составление связных рассказов, пересказ текста, и т.д. | ||
• ориентировка на разнообразие способов решения задач; | Разгадывание загадок, ребусов, метаграмм. | ||
• структурирование знания. | Составление артикуляционной и акустической характеристики звука. Дидактические игры. Разбор слов, предложений. Составление плана пересказа, рассказа. | ||
Логические учебные действия | |||
• уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов (основы смыслового чтения художественных и познавательных текстов) | Выделение основной мысли художественного произведения. Составление плана для пересказа, письменного изложения. Создание «вторичных текстов» (конспекта, тезисов, доклада, …) | ||
• умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | Звуковой, слоговой анализ слова; анализ предложения. | ||
• умение осуществлять синтез как составление целого из частей; | Составление слов из данных букв, слогов; предложений из слов; текстов из предложений. Вставить недостающие слова, буквы. Завершить предложение | ||
• умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; | Распределение картинок в зависимости от количества слогов в слове, от места звука в слове. Дидактические игры: «Четвертый лишний»; «Подбери похожий» и т.д. | ||
• умение устанавливать причинно-следственные связи; | Составление рассказа по серии сюжетных картин; Дидактическое упражнение «Что сначала – что потом» | ||
• умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; | Составление текстов-описаний и текстов-рассуждений о предметах, явлениях, людях. | ||
• доказательство; | Описание картин из серии «Что не так?», «Чего на свете не бывает?» Дискуссия | ||
• выдвижение гипотез и их обоснование | |||
Постановка и решение проблем | |||
• Формулирование проблемы; | Ребенок: «Для того что бы выполнить задание, мне не хватает одной картинки» Логопед: «Что же мы будем делать?» Варианты ответов ребенка: «Я нарисую сам», «Я найду картинку дома (в библиотеке, в интернете) и тогда мы сможем выполнить задание» | ||
• Самостоятельное создание способов решения проблем | |||
РЕГУЛЯТИВНЫЕ | |||
• принимать и сохранять учебную задачу, | На любом этапе занятия | ||
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; | Составление диалогов «Узнай у друга …» Составление плана Проговаривание своих действий | ||
• учитывать правило в планировании и контроле способа решения; | На любом этапе занятия | ||
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; | На любом этапе занятия | ||
• адекватно воспринимать оценку учителя; | На любом этапе занятия | ||
• различать способ и результат действия; | На любом этапе занятия | ||
• уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; | Рефлексия | ||
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; | На любом этапе занятия | ||
• выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме | На любом этапе занятия | ||
КОММУНИКАТИВНЫЕ | |||
• понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; | На любом этапе занятия | ||
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | Составление рассказа по цепочке. | ||
• уметь формулировать собственное мнение и позицию | Составление окончания (начала) к сказке, рассказу. | ||
• уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; | Распределение ролей при инсценировании сказок, рассказов. | ||
• уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; | Дидактическая игра: «Расскажи по телефону …», «Объясни малышу …» | ||
• уметь задавать вопросы; | Построение диалогов | ||
• уметь контролировать действия партнера; | На любом этапе занятия | ||
• уметь использовать речь для регуляции своего действия; | На любом этапе занятия | ||
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | На любом этапе занятия |