Глава 1: Гендерные стереотипы в современном российском обществе




Гендерные стереотипы решения конфликтов в современной семье

Введение

Семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Известно, что правила, устои, обычаи и традиции семейной жизни отличаются своеобразием и специфичны для каждого общества. Причем каждому кажется, что именно в его обществе устройство семейной жизни, семейные обычаи и устои самые лучшие и единственно возможные. Благодаря чему в каждом обществе формируются своеобразные гендерные стереотипы, а также модели идеального поведения настоящего мужчины и настоящей женщины внутри семьи и за ее пределами. Эти стереотипы в той или иной мере принимаются всеми членами общества за эталон поведения. Соответствие или несоответствие этим стереотипам оказывает непосредственное влияние на отношения между супругами. Немаловажно также то, на сколько соответствуют представления об идеальном муже/жене с действительностью, удовлетворяет или не удовлетворяет поведение друг друга супругов. Все это может стать непосредственной причиной конфликта в семье, с другой стороны гендерные стереотипы могут сыграть и позитивную роль, подсказав членам семьи подходящую модель поведения в той или иной конфликтной ситуации.

Множество семейных проблем возникло не вчера. Неполные семьи, разводы, супружеские конфликты, проблемы одиночества, не привлекавшие пристального внимания раньше, сейчас выходят на первый план в связи со снижение нравственности, ценности брака и как следствие снижением рождаемости в нашей стране. Кроме того, и сам человек стал более требователен в любви, в духовной близости и взаимопонимании, сексе. Но пути к счастью у каждого свои. Вступление в брак не гарантирует человеку полного счастья, разрешения всех проблем сразу. Брак — это построение взаимоотношений с супругом, детьми, родственниками каждый день. Особенно важен процесс построения взаимоотношений в начале совместной жизни, то есть, необходима взаимная адаптация. Период адаптации — обязательный этап становления семьи. Он может длиться годами или быть коротким. Многое зависит от желания, от умения идти навстречу друг другу. Вот и здесь включаются в работу гендерные идеалы, они позволяют человеку найти свое место в семье и определить для себя место супруга, детей, родственников, гендерные стереотипы подсказывают человеку как нужно себя вести по отношению к другим членам семьи, что дозволено, а что нет.

Можно заметить также, что проблема гендерных стереотипов в поведении как мужчины, так и женщины впервые была поднята много столетий назад в трудах древних философов. Уже у Платона можно встретить убеждение в отличии всех женщин от мужчин: «по своей природе как женщина, так и мужчина могут принимать участие во всех делах, однако женщина во всем немощнее мужчины» (Платон «Республика»). В философских, психологических, культурологических текстах прослеживаются гендерные стереотипы. Так, Аристотель в работе «О рождении животных» утверждал: «Женское и мужское начала принципиально различны по своему предназначению: если первое отождествляется с телесным, с материей, то второе - с духовным, с формой». Подобный взгляд встречается у Н. А. Бердяева, В. Ф. Эрна, В. И. Иванова. Мужское начало у многих авторов трактуется как зачинающее, женское - восприемлющее; первое - инициативно, второе - рецептивно, первое - деятельное, второе - страдательное, первое - динамическое, второе - статическое.

Что касается современности, то исследованиями в области социологии семьи и гендера занимаются такие ученые как С. И. Голод, И. С. Кон, Н. Л. Пушкарева, И. А. Антонов, В. М. Медков и многие другие.

Таким образом, можно заключить, что гендерные стереотипы во многом играют определяющую роль в отношениях между супругами. На мой взгляд наиболее важной функцией гендерных стереотипов является их «посредничество» в решениях внутрисемейных конфликтов. И в связи с возросшей необходимостью укрепления, поддержки современных семей важно знать каким именно образом гендерные идеалы влияют на разрешение конфликтов, на сохранение целостности и благоприятного климата в семье.

Для исследования этого влияния необходимо провести работу непосредственно с людьми, состоящими в браке. Данное исследование актуально не только для всей страны, но и для регионов и городов России, и не менее оно интересно в рамках г. Барнаула.

Для социологического анализа проблемная ситуация заключена в противоречии между гендерными ожиданиями и стереотипами человека и степенью соответствия им супруга, что либо приводит к конфликтам, либо способствует их решению. Необходимо также определиться предметно-объектной стороной исследования. В качестве объекта здесь выступает понятие «семейного конфликта», а в качестве предмета роль гендерных стереотипов в решении внутрисемейных конфликтов.

Целью исследования является выявление взаимосвязей между гендерными стереотипами супругов и конфликтностью в их семье.

Для выполнения поставленной цели необходимо осуществить следующие задачи: изучить особенности гендерных стереотипов современной России; изучить особенности семейных конфликтов; определить каким образом гендерные стереотипы влияют на поведение супругов в процессе конфликта.

В качестве рабочей гипотезы будет выступать то, что гендерные стереотипы являются основополагающими при принятии решения в семейных конфликтах.

Для реализации поставленных задач в исследовании применяется комплексный методологический инструментарий, включающий в себя: теоретический анализ, обобщение и синтез информации по данной проблематике; метод опроса с использованием репрезентативной выборки.

 

Глава 1: Гендерные стереотипы в современном российском обществе

1.1 Основные понятия, виды и концепции гендерной социологии и социологии семьи

Социогендерные отношения стали освещаться в российской научной литературе только в начале 90-х годов ХХ века, хотя предпосылки для этого были созданы в 60-е годы в рамках развития в СССР социологии пола. Социогендерные отношения как отрасль социологического знания фактически еще находятся в России на начальном этапе развития, и даже основные категории являются нередко предметом для дискуссий. Объектом социогендерных отношений являются и женщины, и мужчины как конкретные, крупные, исторически сложившиеся социальные общности. Эти социальные общности имеют не только исторические, временные, количественные, но и пространственно-географические характеристики. Женщин как половину рода человеческого объединяют общие социальные интересы, выражаемые, в частности, соответствующими органами ООН, международными женскими организациями, ассоциациями, съездами, конференциями, тоже самое, в свою очередь, можно сказать и о мужчинах как социогендерной группе. Общие интересы социогендерных общностей закреплены в важнейших международных соглашениях и правовых актах, в законодательстве некоторых стран. Не смотря на то, что социология гендера призвана изучать обе общности, зачастую социогендерные исследования служат на благо феминизма и в большей степени освещают проблемы и интересы женщин. Социология семьи в свою очередь рассматривает мужчину и женщину несколько с другой стороны.

Самый распространенный гендерный стереотип: мужчина — глава семьи, кормилец и добытчик, женщина — мать, жена, хранительница очага, воспитатель детей. Но прежде чем ответить на вопрос: «Какие стереотипы являются, на Ваш взгляд, наиболее распространенными в современной российской семье?» — необходимо понять, что такое «современная семья». Не вдаваясь в подробности и не погружаясь в глубины истории развития семьи, вспомним, что мы не найдем универсального определения семьи. До недавнего времени признавалось, что в основе классического типа патриархальной семьи лежит юридически оформленный союз мужчины и женщины, создаваемый с целью рождения и воспитания детей. Но в этом случае в категорию семьи не попадали бездетные супруги, лица, состоящие в незарегистрированном браке и имеющие общих детей, одинокие родители с детьми и пр. В настоящий период трансформации функции семьи, радикального изменения гендерных и социальных ролей супругов, их ожиданий, связанных с браком и семейной жизнью, уместно говорить не о семье вообще, а о различных типах семей. На сегодня нет такого определения, которое бы удовлетворительно отражало современное положение вещей. Ответ на вопрос «что такое семья», может состоять либо в сужении объема понятия (например, считать семьей лишь такие общества, где есть зависимые члены), либо в выделении различных типов семей, как особого рода малых групп, либо в перегруженности определения. В зависимости от «комплектности» родителей и их биологической или юридической связи с детьми, от генезиса формирования неполных семей, от образовании семьи на основе договора и т.п. можно насчитать около десяти типов семей. В таком многообразии типов семей формируются самые различные поведенческие практики, возникают нетрадиционные роли и нормы. То, что брак — это старомодно, и женщина имеет право родить и воспитывать ребенка одна, то, что современная женщина вполне может совмещать работу с материнскими обязанностями и создать нормальные условия для развития своего ребенка без мужа — не вызывает осуждения и становится приметой времени. Анализ семьи как системы может быть направлен, в одной стороны, на познание ее внутренних механизмов взаимодействия, с другой — на ее отношения с обществом. Но все таки необходимо выделить стандартное определение семьи.

Социология семьи в узком смысле как часть общей социологии, как теория «среднего уровня» рассматривает особую сферу жизнеде­ятельности и культуры согласованно действующей группы людей (семьи).

А. Г. Харчев определяет «семью» как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семей­ных отношений составляет брак. Брак — это исторически меняюща­яся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные пра­ва и обязанности. Но семья, как правило, представляет более слож­ную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную груп­пу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодей­ствий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроиз­водства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодей­ствия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Что касается данного исследования то, на мой взгляд, в первую очередь необходимо определиться с основополагающими понятиями, такими как «гендер», «пол», «гендерные стереотипы».

. Понятие «пола» долгое время являлось довольно простым. Под ним понимались биологические, психические и социальные особенности мужчин и женщин, причем биологические различия между ними считались основой для формиро­вания и всех других различий, включая социальные роли.

По мере развития научных исследований стало ясно, что с биологической точки зрения между мужчинами и женщинами гораздо больше сходства, чем раз­личий. Многие исследователи даже считают, что единственное значимое био­логическое различие между женщинами и мужчинами заключается в их роли в воспроизводстве потомства, а все остальные различия не так уж важны для че­ловеческого существа. Более того, многие «типичные» различия полов, как, на­пример, рост, вес, большая физическая сила мужчин — непостоянны и гораздо меньше связаны с полом, чем принято думать. Социальные понятия «женщины» и «мужчины» состоят из множества ас­пектов, набор которых зависит от того, какое общество мы изучаем. Традици­онно женщине приписывают такие качества, как слабость («слабый пол»), пас­сивность, эмоциональность или даже иррациональность, а мужчине - совсем другие: силу, активность, рациональность, достижительность. Существующее в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей по­зволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяс­нением различий их социальных ролей, существующем в разных обществах. Именно поэтому в современной социальной науке принято употреблять поня­тия «пол» и «гендер». Понятие «пол» относится только к анатомо-биологическому строению женщин и мужчин, биологические различия между которыми не так велики. «Гендер» - «социальный пол», т.е. те социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества. Так как гендер – не природная данность, а социальный конструкт, гендерная принадлежность предполагает самопознание и самоопределение, гендерную идентичность.

Гендерный подход основан на идее о том, что важны не биоло­гические или физические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое общество придает этим различиям. Кстати, понятие гендер ввел в научный оборот вовсе не феминист, а психолог Роберт Столлер в 1968 г. Изучая в Калифорнийском университете психологию гермафродитов и транссексуалов, он понял, что легче хирургическим путем изменить пол чело­века, чем психологическим - его гендерную идентичность. Гендерная идентичность, в свою очередь, - это базовое, фундаментальное чувство своей принадлежности к определенному полу/гендеру, осознание себя мужчиной, женщиной или существом какого-то другого, промежуточного или «третьего» пола. Гендерная идентичность не дается индивиду автоматически, при рождении, а вырабатывается в результате сложного взаимодействия его природных задатков и соответствующей социализации, «типизации» или «кодирования». Таким образом, мы подошли к одному из важнейших понятий в этой области к понятию «гендерных стереотипов». «Гендерные стереотипы» - сформировавшиеся в культуре обобщенные представления (убеждения) о том, как действительно ведут себя мужчины и женщины. Термин следует отличать от понятия гендерная роль, означающего набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин. Появление гендерных стереотипов обусловлено тем, что модель гендерных отношений исторически выстраивалась таким образом, что половые различия располагались над индивидуальными, качественными различиями личности мужчины и женщины.

Существуют различные подходы к изучению проблем гендера как в психологии, так и среди социологических дисциплин.

Основные психологические концепции, отражающие стороны гендерных отношений:

<!--[if!supportLists]-->1. <!--[endif]-->Теория гендерных различий. Представителями, которой являются Айзенк, Цукерман, Геодакян.

<!--[if!supportLists]-->2. <!--[endif]-->Теория гендерной социализации. Наиболее ярким представителем данной концепции был З.Фрейд, который в рамках этой теории представил миру идею нарциссизма.

<!--[if!supportLists]-->3. <!--[endif]-->Психология женщины. (Н.Ходоров, К. Гиллиган)

<!--[if!supportLists]-->4. <!--[endif]-->Психология мужчины

В рамках западной социологической мысли выделяют такие аспекты гендерных отношений как:

<!--[if!supportLists]-->· <!--[endif]-->Биологический пол, учет первичных и вторичных признаков, типичных для мужчин и для женщин.

<!--[if!supportLists]-->· <!--[endif]-->Гендерная самоидентификация, т.е. осознание человеком своей половой идентичности. В норме гендерная идентичность соответствует биологическому полу, но это соответствие не всегда бывает полным. Социальными причинами несоответствия может стать наделение человека социальными функциями несоответствующими его полу. Формирование гендерной самоидентичности начинается в детском возрасте в процессе воспитания.

<!--[if!supportLists]-->· <!--[endif]-->Гендерные идеалы – идеальные модели настоящего мужчины и женщины, формирующийся в определенной культуре.

<!--[if!supportLists]-->· <!--[endif]-->Гендерные социальные роли, выполнение которых характерно для того или иного пола.

 

1.2 Образы мужчин и женщин в массовом сознании

Веками у людей складывались стереотипные представления об образе мужчины и женщины, которые до сих пор распространяются на всех представителей того или иного пола, независимо от их индивидуальных особенностей и возраста. Эти стереотипы касаются как личностных черт мужчин и женщин, так и особенностей их поведения.

И. Броверман с соавторами попросили юношей и девушек дать характеристику типичному мужчине и типичной женщине. В результате для тех и других выявился различный набор качеств (таб. 1)

Таблица 1. Стереотипы типичных черт мужчин и женщин

Типичный мужчина Типичная женщина
Агрессивный Предприимчивый Доминирующий Независимый Скрывающий эмоции Любит математику и науку Обладает деловыми навыками Знает, как осваивать мир Легко принимает решения Самодостаточен Свободно говорит о сексе с другими мужчинами Тактичная Проявляет расположение Нежная Не использует грубых выражений Понимает чувства других Разговорчивая Религиозная Интересуется собственной внешностью Ценит искусство и литературу Сильно нуждается в защите Аккуратная в привычках Спокойная

Полоролевые стереотипы в наименьшей степени присущи и профессионалам, близко знакомым с психологией. И. Броверман с коллегами изучил описания мужчин и женщин, данные клиническими практиками, психиатрами и социальными работниками. Обнаружилась общая для них установка, что компетентность больше присуща мужчине, чем женщине. Женщины же характеризовались как более послушные, менее объективные и подверженные внешнему влиянию, менее агрессивные и состязательные, легко раздражающиеся по незначительным поводам.

Дж. Мак-Ки и А. Шериффс пришли к выводу, что типично мужской образ - это набор черт, связанный с социально не ограничивающим стилем поведения, компетенцией и рациональными способностями, активностью и эффективностью. Типично женский образ, напротив, включает социальные и коммуникативные умения, теплоту и эмоциональную поддержку. В целом мужчинам приписывается больше положительных качеств, чем женщинам. При этом авторы считают, что чрезмерная акцентуация как типично маскулинных, так и типично фемининных черт приобретает уже негативную оценочную окраску: типично отрицательными качествами мужчины признаются грубость, авторитаризм, излишний рационализм и т. п., женщин - формализм, пассивность, излишняя эмоциональность и т. п.

Обнаружено также, что мужчины демонстрируют гораздо большую согласованность в отношении типично мужских качеств, чем женщины - женских.

Дж. Уильямс и Д. Бест предложили испытуемым из 25 стран использовать 300 наиболее употребительных прилагательных, описывающих личностные черты, для характеристики мужчин и женщин. Общая закономерность состоит в том, что мужчины воспринимаются как властные, независимые, агрессивные, доминирующие, активные, смелые, неэмоциональные, грубые, прогрессивные и мудрые. О женщинах, напротив, говорят как о зависимых, кротких, слабых, боязливых, эмоциональных, чувствительных, нежных, мечтательных и суеверных. При этом в ряде стран при описании мужчин и женщин была своя специфика. Например, в Нигерии слова заносчивый, грубый, ленивый, шумный были отнесены к женщинам. В Японии хвастливыми, несносными и неорганизованными тоже были женщины. В одних странах (Германия, Малайзия) дифференцировка полов была резко выраженной, в других (Индия, Шотландия) - слабо выраженной. В ряде стран описание мужчин было более отрицательным.

Интересно, что при составлении своего индивидуального самопортрета 25 % женщин употребили прилагательные, более характерные для описания типичных мужчин, а такое же количество мужчин описали себя как типичных женщин. В описаниях лучшего друга мужчины и женщины одинаково хотели видеть мужчину-друга, соответствующего описанию типичного мужчины, а женщину-подругу - соответствующей описанию типичной женщины.

Ряд подобных исследований выполнен и отечественными учеными. Как и в зарубежных работах, одни авторы основное внимание при изучении образа мужчин и женщин уделили их личностным особенностям, другие - поведенческим характеристикам, в частности формирующимся в процессе общения. К последнему направлению можно отнести работу Т. И. Юферевой (1982). Она полагает, что основной сферой жизнедеятельности, в которой формируются представления подростков об образах мужчин и женщин, является сфера взаимоотношений с противоположным полом. Отсюда представления об образе мужчин и женщин в каждом возрасте отражают отдельные аспекты общения: в 6-7 классах - семейно-бытовые взаимоотношения (девочки и мальчики, характеризуя образ женщины, перечисляют ее обязанности как хозяйки, а характеризуя образ мужчины как мужа, отца, подчеркивают в основном его роль как помощника жены по хозяйству). У подростков, отмечает Т. И. Юферева, представления о мужественности-женственности, очевидно, являются просто усвоенными соответствующими взглядами взрослых и не играют существенной роли в регуляции их поведения. У старших школьников представления о мужественности-женственности базируются на взаимоотношениях с ровесниками противоположного пола, в ходе которых происходит осознание себя как представителя определенного пола, своих потребностей, связанных с сексуальным развитием. Эти представления проверяются на практике, в непосредственном общении с противоположным полом. Однако это лишь начало формирования представления о понятии «психологический пол», касающегося только сферы взаимоотношений со сверстниками противоположного пола.

По мнению восьмиклассниц и девятиклассниц, мужчина должен быть смелым, сильным, настойчивым, гордым, рыцарем (должен ухаживать за девушкой и защищать ее, уважать женский пол, быть снисходительным, внимательным, благородным по отношению к женщине). Женщина, по мнению девочек, должна быть ласковой, нежной, мягкой, но, давая эти характеристики, девочки, как правило, не трансформируют их в эталон поведения по отношению к мужчине. Мальчики всех возрастов не отметили в большинстве случаев особых качеств, выражающих отношение мужчины к женщине и, наоборот, женщины к мужчине. Однако для них было характерно то, что значительное место при описании образа женщин они отводили их внешнему облику (красоте, элегантности, аккуратности).

В последние годы представления о мужских и женских половых ролях подвергаются критике со стороны ряда авторов. Представители новой точки зрения считают, что традиционные половые роли ограничивают и сдерживают развитие не только женщин, но и мужчин. Они служат источником психической напряженности мужчин и непригодны для воспитания мальчиков. Указывается, что эти стереотипы не подходят большинству мужчин. Более того, они вредны, потому что мужчины, не принимающие их, подвергаются общественному осуждению; те же, кто пытается им следовать, совершают над собой насилие. Дж. Плек даже придерживается мнения, что, за исключением агрессивности, мужчины и женщины похожи друг на друга в своем поведении, и их не следует дифференцировать по характеру половых ролей.

Надо признать, что существующие в обществе гендерные стереотипы действительно могут играть негативную роль, во многом искажая истинную картину.

Первый отрицательный эффект заключается в том, что существующие стереотипы образов мужчин и женщин действуют как увеличительное стекло, и различия между мужчинами и женщинами подчеркиваются в гораздо большей степени, чем есть в действительности. Так, К. Мартин (1990) в первой группе предложил мужчинам и женщинам отметить, какими качествами из 40 предложенных - среди которых были «типично мужские», «типично женские» и «нейтральные» - они обладают. Во второй группе мужчинам и женщинам было предложено определить, какому проценту мужчин и женщин присуще каждое из 40 качеств. В первой группе, где опрашиваемые оценивали сами себя, половые различия выявились только по пяти качествам: эгоцентризм, цинизм, сопереживание, плаксивость, суетливость. Во второй группе различия между мужчинами и женщинами обнаружились по всем качествам. Показано, однако, что мужчины и женщины воспринимают гендерные различия довольно значительными в тех областях, где их пол рассматривается положительно, а при рассмотрении негативных сторон различия стараются преуменьшить.

Второй отрицательный эффект половых стереотипов - это разная интерпретация и оценка одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник этого события. Это наглядно проявилось при восприятии взрослыми детей разного пола.

Дж. Кондри и С. Кондри проделали любопытный эксперимент: испытуемым показывали фильм о девятимесячном ребенке; при этом одной половине зрителей говорилось, что этот ребенок - мальчик, а другой половине - что девочка. В одном из показанных эпизодов ребенок начинал кричать после того, как из коробки внезапно выпрыгивал попрыгунчик. Те, кто считал ребенка мальчиком, воспринимали его «рассерженным», а те, кто считал ребенка девочкой, воспринимали ее «испугавшейся».

Характерно, что уже пятилетние дети обладают стереотипным восприятием детей разного пола. К. Смит и Л. Барклай показали, что одного и того же ребенка пятилетние дети описывали как большого, некрасивого, шумного и сильного, если считали его мальчиком, и как красивую, спокойную, слабую, если считали его девочкой.

В исследованиях ряда авторов показано, что родители объясняют хорошую успеваемость по математике мальчиков их способностями, а такую же успеваемость девочек - их старанием. Вероятно, это действительно может иметь место, но не всегда.

Этот эффект гендерных стереотипов проявляется и в том, что из единичного случая делаются далеко идущие обобщения. Например, стоит женщине-водителю нарушить правила дорожного движения, как мужчины сразу восклицают: «Я же говорил, что женщины не умеют водить машину!» Здесь проявляется эффект пристрастного отношения к той группе, к которой принадлежит оценивающий. Вильямс и Бест установили, что женщины неизменно демонстрировали более положительное отношение к женщинам, чем то, которое демонстрировали по отношению к женщинам мужчины, а мужчины в свою очередь также неизменно демонстрировали более позитивное, чем женщины, отношение к мужчинам.

Третий отрицательный эффект гендерных стереотипов заключается в торможении развития тех качеств, которые не соответствуют данному полоролевому стереотипу.

Считается, например, пишет Н. Н. Обозов (1997), что мужчина должен быть выдержанным, уравновешенным, беспристрастным во взаимоотношениях с другими людьми. Женщина же может позволить себе каприз, а когда ее обидят, она может и поплакать. Большая эмоциональность женщин является одним из устойчивых гендерных стереотипов. М. Джекмен и М. Сентер (выявили, что только 22 % мужчин считают, что оба пола в равной степени эмоциональны. Из оставшихся 78 % соотношение тех, кто считает более эмоциональными женщин, и тех, кто считает более эмоциональными мужчин, составляло соответственно 15:1. Ответы женщин оказались идентичными.

Для лица мужского пола прослезиться - значит нарушить норму мужественности. В результате у мальчиков может развиться фемифобия, т. е. страх перед проявлением у себя женственности. У взрослых мужчин появление этого страха может быть обусловлено представлениями о том, что гомосексуализм присущ мужчинам с чертами женственности. Поэтому мужчины с выраженным традиционным подходом к мужской роли могут считать, что раз мужчина не должен быть эмоциональным, то незачем совершенствовать экспрессивные способности и способность понимать эмоции других. В результате природные различия между мужчинами и женщинами еще больше увеличиваются.

Как считал Ф. Энгельс, смена матриархата патриархатом стала всемирно-историческим поражением женского пола, в результате которого женщина превратилась в рабыню мужских желаний, стала занимать подчиненное положение по отношению к мужчине.

Еще Аристотель писал, что мужчина по своей природе превосходит женщину, поэтому мужчина управляет, а женщина подчиняется. Он определял женщину как «бессильного мужчину» вследствие какого-то недостатка.

Взгляд на женщину как на неполноценное существо отражен в трудах и других древних философов. Сократ говорил: можно считать счастьем, что ты родился мужчиной, а не женщиной. Платон утверждал, что души трусливых и недостойных мужчин после их смерти переселяются в женщин. В Древней Греции женщину можно было купить за несколько голов рогатого скота. Гомер, например, отдал за жену четырех рабочих волов. Он же говорил, что нет ничего пагубнее женщин.

Подчиненное положение женщины закреплено в религиозных учениях. В индийских «Законах Ману» говорится, что в детстве женщина должна подчиняться отцу, в юности - мужу, после смерти мужа - сыновьям и что женщина никогда не должна быть свободна от подчинения. В Коране написано, что мужья стоят над женами за то, что Аллах дал первым преимущество над вторыми. В Библии можно прочитать: «Да убоится жена мужа своего», «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу».

Стереотипные представления о роли женщин в обществе приводят к бесправию в западной цивилизации и мужчин: при разводах в абсолютном большинстве случаев суд постановляет, чтобы ребенок жил с матерью, а не с отцом, хотя финансовое положение последних более прочное. Так, в США, по данным Н. Цилле, при разводе или раздельном проживании с супругом дети чаще живут с матерью, чем с отцом (соотношение 8:1). Это приводит к тому, что большинство детей разведенных родителей имеют чаще всего лишь случайные контакты со своими отцами или вообще с ними не видятся, так как матери в отместку бывшим мужьям препятствуют свиданиям своих детей с отцами.

В то же время исследование отцов-одиночек показало, что они сохраняют тесные эмоциональные контакты с детьми, отдают много сил и средств заботе о них, очень переживают, если им не удается удовлетворить запросы своих детей или проводить с ними достаточно времени.

Хотя современная наука считает спор о том, какой пол является высшим, бессмысленным, некоторые авторы до сих пор пытаются дать научное обоснование феодальным отношениям к женщине в ряде стран и народов. Так, К. Гуичи считает, что мужчин и женщин можно рассматривать в целом как социальные группы с различным социальным статусом: выше у мужчин, чем у женщин. Отсюда и все вытекающие из этого последствия, ведь высокостатусные группы чаще всего оцениваются как более компетентные и успешные, а низкостатусные - как гуманные, добросердечные и т. п. По мнению ученого, все позитивные черты женского стереотипа (теплота, эмоциональная поддержка, уступчивость и т. п.) являются лишь типичной компенсацией за отсутствие достижений в «силовой позиции». Обнаруженные же в ряде исследований данные о том, что женщины разделяют с мужчинами тенденцию переоценивать мужские достижения и достоинства и недооценивать свои собственные, К. Гуичи тоже объясняет различиями мужчин и женщин в социальном статусе: женщины как бы перенимают точку зрения высокостатусной группы, т. е. мужчин. У женщин как представительниц низкостатусной группы меньше развито по сравнению с мужчинами сознание идентификации со своей группой, чем и объясняются многие содержательные и структурные характеристики полоролевых стереотипов, в том числе меньшая согласованность представлений женщин о самих себе, менее высокая самооценка и т. д.

В настоящее время большая занятость женщин в профессиональной деятельности (в СССР в 1970-х гг. 92 % женщин работали вне дома) создает впечатление о равенстве женщин и мужчин в современном обществе. Однако при этом не изменились семейные роли тех и других. И. С. Клецина (1998) справедливо замечает, что женам дано право на равное с мужьями участие в общественном труде наряду с исключительным «правом» на домашний труд. «Двойная занятость», «двойной рабочий день» остается одной из основных проблем семейных женщин. По данным исследования М. Ю. Арутюнян (1987) и З. А. Янковой с соавторами (1983), лишь 29-33 % мужчин разделяли с женами их женские домашние обязанности.

Таким образом, можно предположить, что человеку с самого момента его рождения линию поведения «диктуют» гендерные стереотипы, распространенные в обществе. Несомненно, гендерные стереотипы играют немаловажную роль в конфликтной ситуации, они могут, как послужить причиной конфликтов, так и стать «посредником» в процессе их разрешения, поэтому важно определить какую роль они играют чаще.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: